Больше рецензий

innire

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2013 г. 14:19

76

5

Вокзал - точка начала или же конца: поезда прибывают и отбывают, унося с собой чьи-то судьбы. Границы путешествия - в самых разных смыслах: от физического перемещения в пространстве до пути духовного изменения. Отсюда уезжают, сюда же возвращаются - перемещение равно нулю, путь - неизмерим.

Движение как изменение, как развитие, как метаморфоза - суть книги Чайны Мьевилля и ее сюжетный стержень. В ней нет ничего статичного; движение определяет саму структуру произведения и, в то же время, развитие каждой его составляющей.

Дышит и растет, распадаясь, Город: лихорадочная деятельность обреченного на смерть, последний судорожный вздох умирающего, хаос и гниль былого величия.

Проходя через испытания и страдания, не остаются прежними герои: их мысли и чувства постоянно изменяются, не застывая ни на минуту; перетекают одно в другое, становятся своими же противоположностями и возвращаются к изначальным; сознание и подсознание, сны и иллюзии, противоречивые желания текут бурным потоком, и каждое событие становится камнем на его пути, заставляя менять русло и течение.
То, что было бы неприемлемым для любого из героев в начале пути, становится возможным ближе к концу, а значит, судить любого из них, не принимая во внимание этого постоянного изменения, порой незаметного даже для него самого, неправильно. Неправильно и считать случившееся с каждым из персонажей деградацией или преображением: изменение не направлено строго вверх или строго же вниз, более того, оно не кончается там, где обрывается повествование, но продолжается за его пределами.

Движение даже в том, как разрозненные сюжетные линии сперва сливаются воедино, образуя неделимое целое, а затем вновь становятся независимыми друг от друга; действие последних страниц перекликается с сюжетом первых, но воспринимается иначе - как читателем, так и героем. Мы вновь на вокзале, вновь видим начало, но знаем, что дальнейшее не будет повторением уже случившегося: изменилось все.

Кризисная машина - наверное, еще один, наряду с вокзалом, символ: механизм, черпающий энергию из состояния неустойчивости, а затем преобразующий ее, обладает по-настоящему огромной силой именно в этом странном, потрясающем воображение мире, созданном писателем.
Здесь одно перетекает в другое; здесь каждое второе существо имеет двойственную природу: люди с головотуловищами насекомых; гибриды человека и хищной птицы и гибриды человека и кактуса; водяные; машины, обладающие самостоятельным разумом... Они населяют этот мир и этот Город, стоящий там, где сливаются две реки, существующий на границе между жизнью и умиранием. Именно кризис дает толчок движению, которое приобретает новый смысл - стремление достичь целостности и в ней обрести свободу.

Движутся глаза, скользя по строчкам, и строчки оживают, силой авторского искусства превращаясь в образы, почти до ужаса объемные и яркие. Страница за страницей развивается действие, нарастает напряжение и вместе с ним - нетерпение.
Для поэтичной грубости и реалистичной фантастики этой книги трудно найти подходящие сравнения.
...закрой глаза - и Город хлынет на тебя изнутри.

Прочитано в рамках третьего тура игры "Открытая книга" по рекомендации likeanowl .
*волевым усилием удерживаясь от уменьшительно-ласкательных суффиксов* Эфа, это не книга, а чистый восторг! :)

Комментарии


Ух ты, я бы не смогла воспринять эту книгу так... Но здорово, что понравилась :)


Спасибо! Это она сама так воспринялась :)
Кстати, с натуралистичностью все прошло почти гладко. Сама не знаю как, но почти не обращала на нее внимания :)


Эх, а мне не удалось :) И судьба любимых персонажей сильно расстроила.


А кто любимые, если не секрет? :)
Я тоже была в растерянности, но теперь думаю, что расстроилась бы больше, если бы все закончилось банальным хэппи-эндом.
Правда, от Айзека я такого все же не ожидала...


Ягарек и Лин.
Точнее, как. Лин - это вообще. За её судьбу я даже не знаю, автора ненавидеть или мир. И не понимаю, зачем с ней надо было так поступать, если уже вроде как спасли.
От лица Ягарека мне было вроде бы просто приятно читать... потом нравится... а вот то, в чём его преступление оказалось, мне совершенно негармоничным кажется. Вот не верю, и всё. Не похож он на человека, который мог сделать <такое> (не хочу спойлеров в комментариях), а потом бегать с невинным видом, что его лишили самого дорогого. Не знаю, не он это.


Наверное, стоит винить мир. Согласна, Лин жаль безумно - ее дальнейшая судьба представляется абсолютно безрадостной. Иногда мне думается, что Айзек не заслужил ее.

Ягарек... В фрагменты, написанные от его лица, я сразу же влюбилась и преданно их ждала каждую часть. Такая поэтичная строгость, такое стремление к полету! Просто романтический герой :)

Не похож он на человека, который мог сделать <такое>, а потом бегать с невинным видом, что его лишили самого дорогого. Не знаю, не он это.

Тысячу раз да! Ожидала чего угодно, пожалуй, даже убийства (это мне казалось самой убедительной версией), но не этого.
А вот его последний выбор я... не то чтобы одобряю: тут такие оценки неуместны, но не осуждаю точно, потому что уверена, что для него - именно для него - он был правильным. Как-то так :)


А мне очень страшно от того, что настолько безжалостно загублена творческая душа. Потому что она ведь была такая... созидательная. Абсолютный образ художницы. Очень мне понятный и близкий.

Я тоже скорее ждала, что он кого-то убил, пытался захватить власть, может, или ещё что-то такое. Система правосудия у гаруд интересная, и вроде не предположишь, что там могут легко осудить без вины, но чтоб такое... не знаю. Вот не сложилось оно у меня до сих пор в один образ. И за это я так и к книге не огу отнестись однозначно.


Отличная рецензия))


Большое спасибо! :)


Прекрасно написала!

...закрой глаза - и Город хлынет на тебя изнутри.


Это я физически пережила), когда читала.


Спасибо, так приятно! :)
У Мьевилля потрясающая фантазия, конечно. Тот случай для меня, когда действительно видишь то, о чем читаешь.


Да, очень визуальная книга, что ни говори.


*волевым усилием удерживаясь от уменьшительно-ласкательных суффиксов*


Так и быть, тебе можно. Иногда. В исключительных случаях.
:)))

Рецензия замечательная, большое спасибо. Я так и не смогла в достаточной мере охватить весь мир Мьевиля, чтобы написать что-то подобное: слишком силен был поток образов и слишком свежи впечатления.
И я, где-то параллельно с «Концом парада», с радость обсудила бы и героев этого романа :) Мне гениальность Мьевиля видится еще и в том, как он завершает пути своих героев — что Ягарека, что Лин. Единственно правильно, единственно удачно, единственно так, как это действительно нужно.


Ура-а! Это будет мое монопольное право. Обещаю не злоупотреблять! :))

Это тебе спасибо за рекомендацию - и за рецензию тоже. Из моей, полагаю, не очень понятно, читать или не читать книгу, а вот твоя не оставила в первом варианте ни малейшего сомнения! У меня, по крайней мере :)
Я тоже, тоже, тоже с радостью! Правда, опыта письменных обсуждений у меня никакого... но все равно :))


*смеется* Верю!

Письменные обсуждения, на мой вкус, гораздо удобнее обсуждений устных: в разговоре вечно про что-то забываешь, что-то не так формулируешь, а тут пиши и стирай сколько влезет. Удобно же, ну :))


Не задумывалась о таких плюсах письменного обсуждения :)