Больше рецензий

29 апреля 2013 г. 11:47

185

1

Блестяще! Книга — мечта, книга — совершенство! Тот самый момент, когда просто не знаешь, к чему прицепиться, так всё в ней восхитительно! Нет, даже не открыв первую страницу — просто бросив взгляд на название «Во власти дьявола» я уже прикидывал, что ждёт меня на редкость смешная трэшачина (замечу, что это не «масляное масло»: Иван Ефремов, к примеру, неудержимо тосклив со своим изобличением фрейдизма; то ли дело какой-нибудь «Полдень» братьев Стругацких уснащённый замечательными находками в духе «Бах-бах, бах-ба-бах! — гремели выстрелы карабинов»!) под Митчелла и Киньяра. Щенки они, вот всё. И Киньяр и Митчелл! Такого самодостаточного, яркого и многогранного писателя как Тристан я до сей поры просто не знал. Да, и я не удивлён совершенно, что вот за такое дают Гонкурку, мне, собственно говоря, и после Уэльбека всё было понятно, а теперь так и вовсе ничего не страшно. Вообще. Вот дадут завтра Донцовой Нобелевку — для меня это будет взвешенный шаг комитета, обоснованный и логичный.

Нет, романы в сборник вошедшие поистине грандиозны! Настолько всё безобразно, настолько кондово, что просто диву даёшься, как один человек сумел охватить всё, что я так обожаю в подобной макулатуре! Признаюсь, я и не думал, что доживу до конца творящегося, прости господи, действа, — так болел живот, а остановиться и закрыть не получалось просто физически! Будто из какого-то принципа в первом томе (и я могу только, содрогаясь в корчах сладостного ожидания, предполагать, какая изумительная дрянь расквартировалась во втором!) плохо всё, начиная прямо с «Дьявола»: дешёвые попытки поднять интеллектуальный уровень этого позора «тяжеловесными пьесами Сартра» и рассуждениями о мадам де Бовуар, исследования тлена Бытия, исследования Бездн (тут особенно хорошо: и чёрные у него бездны, и адские (слово ад так и вовсе почти в каждой главе), и глубокие, и глубинные — на любой вкус просто!), безумные потоки эти кипящие, «стоны загнанного зверя, в собственном логове пронзенного стрелой охотника», (читай: «пафос, достойный глупенькой школьницы», а ведь таких моментов в произведении полно), дискуссии, заслуживающие быть озвученными героями передачи Дом-2… словом, о великолепиях даже одной несчастной главы можно говорить бесконечно. Я предлагаю вообще разодрать роман на цитаты, склеить их, и поверьте — не изменится ничего абсолютно, настолько диалоги напоминают разговор несгибаемых инет-бойцов, несколько задержавшихся в своём развитии. Давайте, друзья мои, даже попробуем (скажу честно: подгонять специально не старался, да и зачем? — если у меня есть милый и трогательный Фредерик Тристан):

— Я беременна, — произнесла она таким трагическим тоном, будто только что объявила о смерти близкого человека.
— Она — раба сточной канавы моих грязных мыслишек.
— О, — презрительно произнес он, — вы оба — обыкновенная эктоплазма! Истинная женщина и настоящий мужчина рождены на погибель друг другу. Если бы вы лучше знали жизнь, вы поняли бы, что я говорю правду.
— Женщины — сами немного лангусты. Их защищает панцирь, а под ним они истекают соком. И вскрывать их надо очень аккуратно. Но в конечном счете, внутри у них — ничего особенного!
— Я возьму омара по-арморикански! Обожаю потрошить омара… Мужчин, впрочем, тоже…
— Вы считаете нас глупцами, способными поверить в эту безумную метаморфозу?
— Разница между добром и злом — не толще одного волоса!


Но это, конечно, только цветочки. За «Дьявола» Тристана можно просто полюбить. Боготворить его начинаешь за искусно вытканное полотно «Загадки Ватикана». Вот тут я смеяться начал буквально с первых строк:

666 — число дьявола! Им в XI веке клеймили особо святотатственные труды! С незапамятных времен мерзкие писания с таким клеймом сжигались.


Нет слов, я действительно давно мечтал о подобном — такое впечатление, что ученик пятого класса впервые открыл учебник истории, о чём спешит поведать миру. Но и такие потрясающие открытия не дают нам полной картины. Истинный Тристан раскрывается в изящно вплетённом в канву сюжета «Жизнеописании». Дьявол является к Римскому императору, Иосиф выстругивает герою боевой посох, Самсон его тренирует, Иисус наставляет духовно, ангелы — спарринг-партнёры, и даже (казалось бы) нетленное «вставай Рокки, подними свою чёртову задницу!» здесь неуместно, ведь автор на столетия обогнал всю эту псевдо-трэшовую лабуду настоящим, искренним и таким пронзительным голосом своего сердца! Принимать это начинаешь, глядя на жемчужины, подобные беседе Сатаны со своим верным вассалом:

— Девственницы, о Превосходнейший… Услышав это, князь тьмы обратился в змея с заостренным, быстро шевелящимся языком и зашипел:
— Девственницы, Барбюле… Ах, как мне хочется их искусить! Ну что ж, посмотрим!


Понятно, что я теперь заразился (до сего момента страдал от «мцзыки тежельк» и «матоллизма») и чтобы вытравить «ах, как мне хочется их искусить!» теперь понадобятся годы, но добило меня окончательно следующее:

Итак, Сатана собрал своих советников. Он боялся, как бы его повелитель, изгнанный архангел Люцифер, не обвинил его в мягкости.


Я не решусь сказать сейчас: смеялся ли я над удивительно несведущим человеком, или над сумасшедшим? В любом случае мне не стыдно (хотя плохо это, наверное, над юродивым-то), автора я настоятельно рекомендую ценителям трэш-литературы (особенно тем, кого покоряют господа считающие, что трэш они, собственно, не пишут), ну и, конечно, поклонникам турецких «Звёздных войн», а так же творчества замечательных кинематографистов Уве Болла и Джейсона Айзенера.