Больше рецензий

Burmuar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 апреля 2013 г. 15:57

86

5

Человек строит дома, потому что живёт, а пишет книги, потому что смертен и знает это.


Не знаю, что думает о своем бессмертии или смертности Даниэль Пеннак, но уж мысли его о чтении точно не лишены здравого смысла. Согласитесь приятно взять вруки книгу человека, который не понаслышке знает то, о чем пишет. Ведь пишет месье Пеннак о том, как возродить в человеке любовь к чтению, вытравленную из оного годами образования и принудиловки. При чем говорит он не отвлеченно, а очень даже наоборот, так как сам является преподавателем литературы в школе. И не в каком-то там лицее с гуманитарным уклоном, а в обычной бесплатной школе для тех, кто не способен материально или по каким-либо иным причинам учиться в дорогих частных заведениях.

Пеннак настаивает, что его книга - отнюдь не учебное пособие. Да, конечно, написана она просто и понятно, я бы даже рискнула употребить термин "увлекательно", но при этом она учит, как бы не отрекался от этого сам автор, учит взрослых понимать, что дети и подростки не любят читать потому, что их запугали, им наврали, их отучили любить читать.

Но, к счастью, процесс этот обратим, и каждому можно вернуть любовь к чтению, преподнеся его не как обязаловку, а как дар. Да-да, именно дар, подарок.

А если более буднично, то книга — убежище от перестука дождя, ослепительная тишина страницы в гуле метро, роман, пристроенный в ящике конторского стола, минутка чтения, выпавшая учителю, пока ученики «плавают», и украдкой читающий на задней парте ученик, который сдаст учителю чистый листок бумаги...


В книге очень много умных и важных мыслей о том, что при желании на чтение найти время можно. Хотя, думаю, никому из нас этого объяснять не надо:)) Но сам Пеннак говорит об этом так, что начинаешь удивляться, почему ты сам не подумал именно этими словами:

Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания. Потому что, если разобраться, времени читать ни у кого никогда нет. Нет у мелких, нет у подростков, нет у взрослых. Жизнь - постоянная помеха чтению.


Для себя же из книги вынесла главное - своих детей надо учить читать самостоятельно, самой прививать вкус к чтению, никогда не спрашивать, что было понято в прочитанном. И делать это надо до школы. Ведь образование может изничтожить все теплые отношения с книгой, превратив ее в форпост, который каждый раз надо брать штурмом.

Комментарии


Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания. Потому что, если разобраться, времени читать ни у кого никогда нет. Нет у мелких, нет у подростков, нет у взрослых. Жизнь - постоянная помеха чтению.


Правильная цитата:)
Умиляюсь с людей, которые не читают вовсе, и недоумевают где я вообще беру время на чтение:))видимо у меня его вагон и все мои дела делаются сами по себе))порой сложно оставаться милой в таких ситуациях)))


Ань, я еще вышивкой увлекаюсь. Сейчас, когда мелкая ползает повсеместно, конечно, пришлось отставить. Подрастет немного - вернусь. Но меня всегда злили люди, говорящие, что я вышиваю, потому что мне делать нечего. но в ответ обычно достаточно задать простой вопрос: "А сколько часов в сутки вы проводите перед телевизором?" Если человек честный, то вопрос времени больше не поднимется, хотя есть и такие, которые клянутся, что телевизор не смотрят вообще, но всех телезвезд и участников реалити-шоу разных знают поименно.


О, круто! Мне очень нравится вышивка, люблю рассматривать работы и искренне восхищаюсь усидчивостью тех кто вышивает:) для меня это настолько кропотливая работа, терпения не хватает) пару раз начинала так и лежит:))
вот мне и говорят, что я читаю от скуки и от безделья:)только интересно как я тогда успеваю работать, встречаться регулярно с близкими и друзьями, еще и дома дофига дел делать)
перед телевизором в пустую времени съедается очень много) я просто не смотрю его))а еще инет много времени кушает, я вот вечерами и в выхи редко появляюсь в сети и столько всего успевается))а уж сколько жрут времени одноклассники и контакт я скромно промолчу!!! правда я там вообще не появляюсь)зато другие по полночи там зависают, что делают не знаю))


Думаю, вопрос в том, кто и чем хочет заниматься. Пеннак об этом очень здраво пишет. Не хотим читать - не читаем. Наше право. Просто те, кто не читает, чувствуют себя из-за этого виноватыми. А ты же знаешь, лучшая защита - нападение.


Вот-вот:) Я всегда говорю в таких случаях, что это вопрос приоритетов и желаний. Только не понимаю почему люди, которые не читают чувствуют себя виноватыми. Глупо:) Их выбор:) И вроде пальцем в них никто не тыкает)))


Именно так. Но проще же решить, что у всех остальных много времени, чем признать, что любишь смотреть тупые боевички и фильмы про зомби, и чувствовать себя при этом богатым духовно))))


Прекрасная рецензия! Как же я согласна вот с этим: никогда не спрашивать, что было понято в прочитанном. Ух, как бы я возненавидела книги, если бы кто-то вечно копался в том, что мне понятно, а что нет. По-моему, ориентироваться на понятное это все равно, что заменить высокую планку плинтусом. развиваться некуда станет.


Спасибо))) И книга просто отличная. По-моему, идеально подходит под тему литературоведение, так как в ней о том, как дружить с литературой в целом.


Интересная тема! Особенно порадовала мысль про образование.


Достаточно посмотреть программу, к сожалению, чтобы придти к такой мысли. Нам в 8-м классе предлагалось "Преступление и наказание" осмыслить. Понятно, что при таком подходе любовь с литературой закрутить сложно:(((


Да, в школу надо бы приходить уже влюбленным в книги. И с устойчивым иммунитетом к отсутствию здравого смысла в школьной программе по литературе.

С другой стороны, все-таки не мешало бы, хотя бы иногда спрашивать школьников, поняли ли они хоть что-нибудь из того, что прочитали. Потому что когда окажется, что не поняли ничего, может быть тогда станет понятно, как эффективнее организовать процесс обучения.

Литература - ведь та же история, только художественно преподнесенная. Хорошо бы детей полностью погружать в одну эпоху - в течение, скажем, двух недель. И чтобы все остальные предметы тоже концентрировались на этой же эпохе. На русском разъяснить значения устаревших слов, на истории - рассмотреть общественные события эпохи, культурные нормы того времени. На физике-химии - пояснить уровень технического прогресса - с чем человек того времени имел дело в быту. То же можно сделать и на географии и на уроках экономики. Вот тогда литературное произведение обрастет реальным контекстом и действительно станет понятным.

Когда я училась, литература больше походила на факультатив по физкультуре. Бросаешься на произведение чисто из спортивного интереса, как прыгун в высоту, который пытается прыгнуть выше мирового рекорда. "Войну и мир" - перепрыгнула, "Слово о полку Игореве" - взяла, "Тихий Дон" - попытка не зачтена. Но только после таких прыжков ни в голове, ни в сердце ничего не остается...


Вот уж точное сравнение с факультативом по физкультуре! А я в школе с "Войной и миром" не справилась, так как у нас на нее выделялся один урок. При чем уроков русской литературы на той неделе было два. Во вторник надо было прочитать "Преступление и наказание", а к пятнице - "Войну и мир". Не успела((( Зато в 25 лет с удовольствием прочла.


Вот это скорости! Это такая спецшкола с литературоведческим уклоном? Не помню, чтобы нас так гнали - "Войну и мир" я читала долго и спокойно. Просто смысл читать произведение, если потом его не надо обсуждать? Для сочинения достаточно почитать критику.
Но вот после школы к классикам я больше не притрагивалась. Ну так, по мелочи - рассказы Чехова, "Неточка" Достоевского, но все без особого энтузиазма, к сожалению...


Наоборот - физико-математический лицей. Просто русская литература входила в состав зарубежной (я из Украины), а на следующей неделе уже были дни немецкой классики - Гете и прочие. А таким образом мы вроде как осознавали весь мировой литературный процесс (по мнению минобразования). Так что у меня классика была в универе.