Больше рецензий

likeanowl

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 апреля 2013 г. 21:43

209

5

Будучи явлением насквозь условным, театр работает через символ и обобщение. Когда театр становится кинематографичным, он умирает. Когда театр прогибается под зрителя — не под думающего, отнюдь, — он начинает одевать постановки в красивые фантики. Мельпомена бы долго икала, узри она то, что под этими фантиками скрывается...

«Эквус» — та редкая пьеса, по которой можно поставить только чертовски хороший спектакль.

Любой буквализм в изображении хорошо известного домашнего животного или – еще хуже – пантомимическое копирование его повадок недопустимы... Весь «животный» эффект достигается чисто пластически: движением ног, шеи, естественной мимикой лица и поворотом головы с надетой на нее маской, использованием жестов, выражающих состояние животных, беспокойства или самодовольства и гордости.


Шеффер тщательно прописывает, как должна выглядеть сцена, какими должны быть костюмы и как должны вести себя актеры. Он дотошно обращает внимание на мелочи и нюансы, детально прорабатывает образы-символы, которые собирают эту пьесу в единое действие — напряженное, насыщенное, очень сильное.
Шеффер знает: лучше всего символ работает там, где ему удается балансировать между абстрактным и конкретным. Где он формирует координатную сетку, достаточно жесткую для каркаса спектакля, но при этом оставляет зрителю пространство для воображения, а актеру — пространство для маневра.

Все эти «должны» складываются в готовый алгоритм, где режиссеру остается только следовать инструкциям и лепить свою часть спектакля — часть актерскую. Свобода в трактовке характеров — вещь неприкосновенная; свобода в трактовке характеров компенсирует жесткую сценографию.

Шеффер умеет главное: достигать максимального эффекта минимальными средствами. В этом непростом фокусе — весь театр.

Прочитано в рамках третьего тура игры «Открытая книга», большое спасибо за рекомендацию autumnrain

Комментарии


Очень рада, что пьеса понравилась.
Да, Шеффер действительно мастер.
В "Эквусе" много всего, каждый может что-то своё увидеть, а что вы нашли для себя, о чем эта пьеса для вас?


А я как рада! :)

Будучи человеком театральным, я в первую очередь нашла здесь идеальную форму — то, каким я хочу видеть современный театр. Что же касается смыслового ее наполнения... У всех этих поднятых автором вопросов (отцов и детей, человека и его бога, религиозного экстаза и обыкновенного безумия, прочая, прочая, прочая) есть один общий знаменатель: граница между первым и вторым. То есть для меня это пьеса о границе; о том, как она тонка; о том, как легко ее пересечь; о том, что граница эта дьявольски зыбкая и субъективная.

На самом деле, большое спасибо за вопрос, для себя я этот итог по прочтении так и не подвела. Надо бы дописать пару абзацев в отзыв.

*перечитав свой комментарий* Господи, как будто робот писал. Спать, срочно спать.