Рецензия на книгу «Похороните меня за плинтусом»

Павел Санаев - Похороните меня за плинтусом


15 марта 2013 г., 18:02

Об этой книге спорят до сих пор. Она не может оставить равнодушной. Вы можете ее принимать или не принимать, но задуматься она заставит. И читать ее, на мой взгляд, нужно обязательно. Особенно женщинам. Почему? Потому что она о том, как легко задушить любовью, о том, как эта самая любовь приобретает жуткую форму гиперопеки, о том, как легко ребенка можно сделать средством для террора и шантажа близких людей. Это страшная книга на самом деле, потому как описывает она реальных людей и реальную ситуацию. Вы думаете, таких мало? Много, к сожалению. Пусть не в таких уродливых формах, но посмотрите вокруг и послушайте о чем говорят люди: свекровь ненавидит невестку (и наоборот), теща проклинает зятя, а зять матом посылает ее куда подальше, муж с женой не могут найти общий язык и все сводится к поливанию грязью друг друга. И все это с ненавистью, с непотребным ором, а внутри этих конфликтов нередко находится маленький человечек, который любит ВСЕХ и страдает, переживает, плачет. А взрослые увлечены войной, им не до рева малыша. Он - трофей, который можно показать соседке и заявить, что вот, дескать, не нужен матери-шалаве, все на бабке, а слова благодарности и не услышишь! И ведь она искренне убеждена в этом! Она уже и забыла, как эта самая "шалава" плакала, обнимая своего сына. Но ведь вот в чем парадокс: бабку-то тоже жалко. Она безумно любит своего золотушного Сашку, хотя и не видит, что ломает и калечит его детство.

И еще. Для тех, кто ждет от книги "гомерического смеха", обещенного в аннотации. В Москве, в театре "Современник" идет потрясающий спектакль "Мамапапасынсобака". Он не то чтобы схож по сюжету с "Похороните меня за плинтусом", но вот по направленности, энергетике, реакции людей — для меня связь очевидна! В спектакле дети на улице играют в семью. В детской игре выстраивается гротескная модель взрослой жизни. Мама - плохая хозяйка, глупая курица и бестолковая кокетка. Папа - вечно лежащий на диване с пивом и газетой в руке, но ощущающий себя "пупом земли". Сын - заброшенный, туповатый оболтус. И собака - самая бесправная, ненужная, но старающаяся всем угодить, чтоб не выгнали. Первую половину спектакля зал сотрясался от хохота, а у меня все внутри сжималось от того, что маленькие дети видят и воспринимают наш мир настолько уродливо и жутко (пьеса, кстати, сербского драматурга, если что...). Но финал все поставил на свои места: перед угрозой потери, эти дети, которые только что высмеивали своих родителей, ругали их и хвастались своей самостоятельностью, сразу стали тем, кем они и являются — маленькими, беспомощными, любящими. И их искренняя молитва: "Мама! Папа! Простите нас. Только не умирайте!..." заставила рыдать практически всех...

Вот и у Санаева любовь-ненависть, неумение прощать, привязанность, грубость и нежность переплетены в такой клубок, что трудно вытащить истину. Тут нет черного и белого. Есть только полутона.

Несказанные речи.13/25.

Комментарии

все комментарии


ksu12
ksu12, 15 марта 2013 г., 18:31

Проникновенная рецензия! А книга пронзительная- заставляет задуматься - а как мы любим, слышим ли друг друга , понимаем ли , умеем ли любить, как вообще живем, чем дышим ???

nad1204
nad1204, 15 марта 2013 г., 19:55

Спасибо большое! Все именно так.

Bambiraptor
Bambiraptor, 15 марта 2013 г., 21:36

Я на utube как-то нашла запись спектакля (там 2 части) по этой книге.
Главные роли играют Игорь Скляр и Эра Зиганшина. Это потрясающее театральное действо. Зиганшина играет гениально..Советую.

nad1204
nad1204, 15 марта 2013 г., 22:36

Спасибо большое! Посмотрю.

Amelichka
Amelichka, 16 марта 2013 г., 19:26

А я вот после просмотра фильма, никак не решусь на книгу. Я после фильма то неделю отходила..

nad1204
nad1204, 16 марта 2013 г., 21:43

Может и правильно! Мне показалось, что книга сильнее эмоционально и сложнее по-человечески. Фильм все-таки достаточно прямолинеен.