Больше рецензий
11 марта 2013 г. 22:20
1K
5
РецензияИ я продвигаюсь, не ведая луж, ощущая вот здесь, во рту, рвущую губы уздечку. От которой мне не суждено избавиться до конца своих дней.
У этой "скандальной пьесы", которая "признана лучшей пьесой мира 70-х годов XX столетия", здесь, на ЛЛ, всего 4 читателя. Я не могу объяснить этот феномен.
И трудно подступать к рассказу о ней, не вывернув при этом всю себя наизнанку, не раскрыв всё самое больное и потаенное, - трудно, но я постараюсь.
С самого начала возникло чувство как будто дежавю, ещё с описания актеров-лошадей: костюмы из темно-коричневого вельвета, башмаки в виде лошадиных копыт, на руках - перчатки, на головах - маски. Я этого нигде не видела, но я это помню!
Итак, семнадцатилетний мальчик обвиняется в том, что железным гвоздем выколол у лошадей глаза. Вместо того, чтобы отвечать на вопросы, он поет. Психиатр, которому снятся странные кровавые сны, пытается залезть в голову и душу мальчика. Вот такая незамысловатая завязка сюжета, основанного, кстати, на реальных событиях (хотя эта фраза может обозначать что угодно).
Это очень страшная пьеса, вот что я вам скажу. Здесь: боль, смятение, потерянность, отчаянье. Но не стоит отворачиваться. Подставьте щеку! Подставьте под удар, чтобы он вывел вас из оцепенения! Об этом говорилось ещё в Евангелии, и вот повторяется снова: сначала - обожествление, поклонение, потом - страх и попытка убежать. А когда убежать не получается? Что остается делать нам, когда не получается от чего-то убежать? Убить это. Всё, чего мы боимся, чего не понимаем, что мешает нам спокойно жить, тревожит, ворошит мысли - убить! И тем страшнее, когда оно потом вдруг воскресает.
И от чего нас после этого лечить? Быть здоровым - значит, быть нормальным.
Хищному богу Здоровья совершенно необходима Нормальность.
Нормальным человеком! Нор-маль-ным! Что такое "нормально"?
Нормально – это радость в глазах ребенка. Да, все правильно. Нормально – это мертвый взгляд у миллиона взрослых.
"Будьте как дети", - что это такое вообще? Как это - как дети? Как дети - бесхитростны? Как дети - чисты? Или...верить, как дети?
Пьеса действительно многогранна и неоднозначна. Болезненные нарывы общества и семьи; нормальная повседневность, высасывающая детство из глаз.
Вы когда-нибудь думали о том, что худшее зло, которое только можно причинить человеку, – это отнять у него божество.
И многие, многие ответят:
Вы не чувствуете, что слегка хватили через край?
А в этот момент, в этот же самый момент, кто-то будет лежать на полу, скорчившись от дикой боли и пустоты, разрывающей сердце и голову, и будет выть, и будет стонать, пораженный бессмысленностью и необратимостью существования.
Так давайте же споем!
Радость бесконечно,
Счастье бесконечно,
Если есть, конечно,
С вами «Даблминт»!
Чрезвычайная благодарность вот этому человеку - igori199200 за, собственно, рецензию , из-за которой я прочла "Эквус".
Комментарии
Рад, что получилось открыть для Вас эту пьесу. Она страшная и очень глубокая. Причем - каждый видит в ней свое. Моя преподаватель философии разглядела в пьесе конфликт невозможности выбора пути развития человечества - с Богом или без, в цивилизации или уходе от нее, отголоски кинизма, пантеизма и т.д.
Так что...
Мне посчастливилось увидеть потрясающую постановку этой пьесы. Впечатления непередаваемые.
Она и правда очень глубокая, там можно многое увидеть: то, что тревожит в данный момент определенного человека - его зацепит больше остального. А если ничего не тревожит, то хотя бы в целом, я думаю, оценит её многогранность и даже, наверное, гениальность.
И тот же конфликт невозможности выбора, например, - выбора в целом для человечества, а как насчет каждого в отдельности?
Я очень хочу увидеть постановку, думаю, если буду жить в Питере - там должна представится возможность.
Поискала видео постановки, но там настоящий конь, а Вы смотрели с конем или актером? Хотелось бы - чтобы всё именно так, как в пьесе: и декорации, и актеры - меня всё восхитило.
Думаю, насчет каждого в отдельности тоже будет верно. И тут конфликт предстает почти экзистенциалистским с его вечной дилеммой выбора. Тут вам и бунт во имя свободы и то, что лежит по ту сторону свободы. Вот видите - плюс еще одна грань.
В этой многопластовости и наличие множества трактовок - один из плюсов произведения.
О спектакле. Режиссер очень интересно интерпретировал. Он немного изменил оформление и подачу, и вышло очень сильно. Например, сцены, где Алан запрыгивает на Самородка переданы следующим образом: Алан запрыгивает на вертящуюся площадку, Самородок - в ее центре. Другие герои пьесы раскручивают площадку до предельной скорости. На мой взгляд, это намного интереснее, чем просто запрыгнуть на актера. Кстати о лошади. Ее играет актер, обличенный в белый балахон. Мне кажется, это тоже плюс - усиливается мистицизм и символизм. Лошадь действительно превращается в потустороннее существо. И финал. Спектакль заканчивается на сцене в конюшне, причем Алан остается один на один с Самородком. Они вдвоем на вертящейся площадке. Алан выкалывает глаза, на него льется кровь. Самородок как бы падает на мальчика - в его объятия. Алан судорожно обнимает его и рыдает - "Бог" убит, он сам - в крови. Он обнажен и в одинок. На мой взгляд, опять же это очень сильная находка. И что еще мне очень понравилось - сцены с обнаженными актерами. Они действительно раздеваются до гола, но при этом мизансцены построены так, что выглядит все невероятно красиво, непошло и на высоте искусства.
Скину ссылку на страницу театра, посвященной спектаклю. Там есть в том числе и фото:
http://teatr.md/index.php?option=com_content&task=view&id=330&Itemid=331
Большое спасибо за ссылку!
Какой интересный подход, раскручивание сцены другими актерами - отлично!
Да, я уверена, что актеры должны обязательно раздеваться догола - иначе теряется суть некоторых моментов.
Я так понимаю, что режиссер поставил на передний план Алана и Эквуса, а не психиатра - это хорошо, потому что для меня это тоже кажется основным, хоть восприятие происходящего Дайзертом тоже важно, но не столь.
И еще скину Вам отрывок своего интервью с режиссером. Будет интересно посмотреть еще один взгляд на вещи:
- Знаю, что Вы задумывались о постановке спектакля еще давно. Что мешало осуществить ее раньше?
С пьесой Шеффера я познакомился в начале 80-х. Задумывался о постановке еще тогда, но боялся, что публика окажется неготовой для подобных спектаклей. Несколько лет назад я перечитал текст и решил, что общество созрело для постановки.
- Согласны ли Вы с тем, что для кишиневской сцены спектакль является революционным?
Возможно, но я бы не назвал это революцией. Меньше всего мне хотелось эпатировать публику. Я понимал, что спектакль может вызвать разные эмоции. Некоторые мои знакомые после просмотра «Эквуса» не могли придти в себя несколько дней. Я стремился сделать спектакль так, чтобы зритель ощутил потрясение.
- Какой, на Ваш взгляд, посыл пьесы людям и что лично Вы хотели этой сказать?
Для меня ситуация, описанная в «Эквусе», из ряда вон выходящая. К мальчику, главному герою истории, отношусь с сочувствием, с нежностью. Он стал жертвой семейных обстоятельств, непримиримого конфликта внутри семьи. Мать яро пропагандировала религию, отец был атеистом. Каждый рвал сына в свою сторону, никто не задумывался, что чувствует мальчик, и тот в итоге выбрал третье. Думаю, виновата семья. В то же время Алан – жертва философского конфликта, созревшего на духовной почве. В спектакле много библейских мотивов. Мальчик ослепил коня, а этому животному отводится важное место в Писании. В его жизни было место и для Евы, которая предложила запретный плод. Для меня при постановке была важна мысль, что взрослые обязаны внимательно относиться к душе ребенка. Воспитание предполагает заботу не только о материальных благах, должно присутствовать и духовное развитие.
- В пьесе более подробно развернута линия доктора Дайзерта. Почему Вы решили «сузить» ее в спектакле?
Линию Дайзерта я обозначил лишь пунктирно. Я не хотел рассказывать две истории, достаточно было рассказать историю мальчика. Жизненный конфликт доктора более обыден, быть может, я расскажу его при постановке другой пьесы. К тому же нынешняя публика не готова смотреть четырехчасовые спектакли. Когда-то я ставил «Мастера и Маргариту», спектакль шел 5 часов и собирал толпы. Но современный зритель требует другого темпа. Реклама разучила нас смотреть длительные фильмы. Воспринимать произведения целиком стало трудно.
- Спектакль был представлен на фестивале «Рампа», где присутствовали гости из-за рубежа. Есть предложения о постановке «Эквуса» вне Молдовы?
Поступило очень много предложений. В марте мы везем спектакль в Могилев на очень престижный фестиваль «Март-контакт», затем в Санкт-Петербург, где он примет участие в еще одном значительном фестивале «Встреча в России», затем покажем его в Саранске и Херсоне.
- Как вы считаете, если говорить о сознании современного человека, «Бог умер»?
Это спорный вопрос. И да, и нет. В моей юности Бога не было, она пришлась на пору атеизма. Он появился позже. К сожалению, сегодня Его убивают. Не могу сказать, что Бог умер. Не хотелось бы так думать.
Я как раз хотела сама Вас об этом просить, спасибо!
Какой замечательный режиссер! Я в восторге. Для меня линия Алан-Дайзерт тоже была очень важной (как и Алан-Эквус), и без Дайзерта действительно просто никак не обойтись, но отодвинуть на второй план его немного - хорошее решение.
Я много думала о проблеме воспитания и семьи, поднятой в "Эквусе", но не стала рассуждать об этом в рецензии, ибо действительно понятия не имею, как правильно и как нужно, и поэтому я не могу с полной уверенностью так же сказать, что виноваты во всем родители.
Однако, они играют огромную роль: да, родители, воспитание, внутренний конфликт семьи - всё это оказывает огромное влияние на ребенка, на подростка. Мне трудно об этом думать и говорить, поскольку трудно проанализировать, где начинается это влияние и где заканчиваются, откуда, так сказать, ноги растут.
Когда-когда там они в Санкт-Петербург? Буду узнавать ^___^
Лично мне режиссерское видение пьесы импонирует чуточку больше, нежели оригинал. Вывести Алана на первый план как носителя философского конфликта и немного "сузить" другие темы - это, мне кажется, и смело, и сказывается на выразительности, идейности.
Проблема в семье. Кажется, мать Алана во время визита к Дайзерту произносит: "Всегда виноваты родители". И это действительно так. Но если вдуматься, не частный ли этого случай того, что происходит в обществе? Яростные противостояния религии и атеизма, да и вообще - идеологий, агрессивность позиций, иногда - до оскорблений. А теперь представим неокрепшую психику ребенка в этом "военном" поле. Что станет с его душой?
Мы всегда желаем удовлетворить лишь свою правоту, не задумываясь о третьих, о последствиях нашего эгоизма. В нас не хватает деликатности. Мы и не думаем, что наши идейные противостояния могут травмировать чьи-то души. А весь ХХ век, по сути, - это яростные идейные конфликты, обостренные до предела. Так что в "Эквусе" можно прочесть и трагедию человечества в ХХ веке в частности.
В Петербурге - в марте-апреле. Но знаю, что на следующей недели они еще дают три спектакля у нас. Как дальше - надо следить.
Очень сложно ребенку в семье, где родители придерживаются противоположных взглядов и мировоззрений, перетягивая по очереди одеяло на себя.
И мать, и отец Алана по-своему ошибались: отношение матери к сексу, например; гневное срывание отцом плаката с Иисусом в комнате сына; а потом, потом оба сделали вид, что это нормально - повесить на его место плакат с лошадью, а то, как отец закрыл глаза на увиденную ночью сцену в комнате сына? То есть, они между собой нашли некий компромисс, и только потом оказывается, что для ребенка это не было компромиссом.
Да, ошибок много, но вы правы, мы все их совершаем:
Но мать, придя в больницу, пыталась оправдаться, пыталась доказать Дайзерту, что они как раз - не виноваты; ту фразу "что бы не случилось - мы виноваты" она произносит, как мне кажется со злостью и сарказмом, она не хочет это принять, а дальше:
Она как будто открещивается от него, это так страшно.
Меня вообще напугал её монолог, она выгораживает себя, как будто отступается от сына, более того - не хочет больше в нем видеть своего ребенка, самого Алана:
_______________
Да, с этим полностью согласна.
Кстати да, отношение родителей к Алану, что отца, что матери, вообще отдельная история. Быть может, Дайзерт - единственный человек, за которого Алан мог ухватиться. Они соединены нитями куда крепче, чем пациент и доктор. Оба это понимают.
В своем фильме Сидни Люмет сделал главным героем психиатра. Он увидел смысл пьесы во внутреннем конфликте врача, который лечит души детей. Хорошо, что этот врач понимает свою ущербность:
Там несомненно есть внутренний конфликт врача, в пьесе вообще большую часть времени говорит он.
И не только конфликт его со своей деятельностью, но и вообще переосмысление жизни, да.
Просто, наверное, наиболее ярко и страшно представлена линия Алан-Эквус.
Кстати, линии: Алан-семья, Алан-девушка (психосексуальный аспект) не менее интересны.
Фильм надо будет посмотреть как-нибудь, спасибо!
Я вот думала, какой же из персонажей главнее в пьесе.
Оказалось, что для меня они все в категории главных.
У каждого свой внутренний раздрай, свой страх и своё безумие.
Как у каждого из нас, впрочем...
Теперь читателей - 5
Хорошо же!
Хочу сделать 6, где можно найти её?
Ура! Сейчас в личку напишу.
Я ее прямо с компа читала - 58 страниц всего.
Размер пьесы небольшой, а вот мысли всё время к ней возвращаются.
Есть какой-то смысл в том, что тебе Эквус понравился больше, чем Годо, а мне - обе одинаково =)
Просто мы с тобой находимся на разных витках лестницы жизни))
У этой "скандальной пьесы", которая "признана лучшей пьесой мира 70-х годов XX столетия", здесь, на ЛЛ, всего 4 читателя. Я не могу объяснить этот феномен.
Как правильно заметил один из лайвлибовцев, например, у "Заводной" Паоло Бачигалупи, книги-обладателя Хьюго, Небьюлы и Локуса, на ЛЛ целых 44 читателя, а на, скажем, Goodreads на эту книгу одних только рецензий 2737 штук.
Расти и расти.
К тому же у нас пока уровень трындючности не преодолён - максимум изба-читальня или коммунальная квартира в доме стундентов-какбэинтеллектуалов.
Расти и расти, да.
Хотя коммунальные квартиры студентов-какбэинтеллектуалов я люблю ^__^
например, у "Заводной" Паоло Бачигалупи, книги-обладателя Хьюго, Небьюлы и Локуса, на ЛЛ целых 44 читателя, а на, скажем, Goodreads на эту книгу одних только рецензий 2737 штук.
Вот и я не слышала, кстати, о ней =__=
Всё время я от тебя узнаю всякую стоящую годноту, уже который раз.
Спасибо тебе!
(Теперь кому-нибудь меня пинать, чтобы я не забывала читать всё, что напланировала)
Наверное, стоит время от времени читать Книжные Новинки, штоле :)
Дже, я их читаю, честно!
Но я их боюсь. Я вообще боюсь книг. Их всё больше и больше. И я боюсь их всё больше и больше. =____=
Портрет кошмара autumnrain :
ааааааа
Но мы так просто не сдаемся.
Со многими словами хочется согласиться аплодисментами. Но читая, я подумала, а откуда у нас собственно в последнее время такой культ детства? Хорошо ли это или опасно?
Я там ниже ответила, точнее, постаралась ответить =)
Жестоки как дети? Эгостичны как дети? Несамостоятельны и нежизнеспособны как дети? Каждый, кто хочет оставаться ребенком внушает мне тревогу - а вдруг это ребенок, который попытается присоседиться ко мне-взрослой?
Мне в этой пьесе показался важным момент ответственности перед детьми за всё то, что мы им преподносим в качестве аксиом. В этом плане дети принимают ЛЮБОЕ слово взрослого без сомнений и размышлений. Только вот чем оно потом заканчивается? Если вера во мне извращена, то что я дам своему ребенку? Если отношение к противоположному полу у меня под грифом "стыдно" и "фи", то как своё проснувшееся влечение примет ребенок-подросток?
Здорово. Это важные вопросы!
Я тоже всё время думаю, где та грань между "ребенок в душе" и "инфантилизм".
Думаю, в этом всё дело. К первому можно отнести чистоту, искренность, веру и тра-та-та, ко второму - вот такие "побочные явления", как ты назвала, которые нельзя назвать детством как таковым, это именно инфантилизм, порой даже намеренный.
Ну... Понимаешь, о чем я?
Оставить некоторую детскость в себе - это не значит сесть с погремушкой на диван и, пуская слюни в стакан с пивом, снять с себя всякую ответственность за происходящее с тобой и вокруг.
Короче, тонкая грань сочетания "взрослый-ребенок", я сама её не очень сейчас могу объяснить и понять.
Тоже хочу прочитать!
Где найти-то? Или, может, кто-нить электронной версией поделится:)
Это действительно замечательная пьеса, так что я очень рада!
Напишу в личку)