Больше рецензий

Sveet22

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 марта 2013 г. 21:50

138

5

Владислав Ходасевич - один из самых интересных критиков 20 века. Начав как поэт, большую известность он приобрел в качестве едкого критика. Его книга "Некрополь" овеяна светлой любовью к ушедшим, несмотря на неровное отношение к ним со стороны автора. Даже в людях, неприятных ему, Ходасевич старается увидеть хорошее, оправдать их.
Главы - персоналии повествуют об одном из деятелей Серебряного века. Первая глава "Конец Ренаты" посвящена Нине Петровской, с которой Ходасевич был очень дружен. Поскольку в литературе Нина Петровская следа не оставила, автор рассуждает о роли личности в период символизма. Нина Петровская - личность типично символистская. Символисты не отделяли биографию писателя от человеческой. Для них "дар жить" и дар писать практически равноценны. Нина Петровская умела жить, так , как понимали жизнь символисты:

Из жизни бедной и случайной
Я сделал трепет без конца


Жизнь ее прошла на изломе, в неистовом напряжении. Символизм, провозгласив культ свободной личности, не ставил перед ней никакой задачи саморазвития, поэтому на рубеже веков и было так много людей, подобных Петровской - не стесненных моралью, внутренними запретами,не видящих, где применить свои силы, куда направить эмоции.

Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости


Тут невозможно не согласиться с Ходасевичем. Вспомним, сколько неудержимых ,ярких и абсолютно нелогичных личностей породил Серебряный век! А. Белый, К.Бальмонт, А. Добролюбов...

Символизм родился с отравой в крови


Нина Петровская умела "попасть в тон", поэтому становится одной из видных фигур символизма. История ее жизни рассказана с таким мастерством, что нет смысла ее пересказывать.
Ходасевич умеет несколькими штрихами нарисовать портрет человека так, что к нему просыпается интерес и желание перечитать его произведения. Уж на что я не люблю Брюсова, но читала о нем не отрываясь. Брюсов вообще личность одиозная, Ходасевич не любит ни его стихов, ни по-человечески, но воспоминания о нем не превращаются в сведение счетов, и здесь В.Х. верен своим принципам обрисовать человека объективно.
По страницам книги, как живые,проходят Есенин, Горький, Гумилев и Блок, А. Белый.
"Некрополь" ценен не только дыханием эпохи, это и образец хорошей прозы. Деликатность и теплота автора по отношению к героям соседствуют с иронией, оживляющей текст. Словом, "Некрополь" -одна из лучших книг о Серебряном веке.

Комментарии


Добролюбов - это, кажется, не из той оперы. Он жил раньше Серебряного Века. Если имеется в виду критик Добролюбов.


Я имела ввиду не критика Николая Добролюбова, а поэта-символиста, впоследствии "ушедшего в народ" Александра Михайловича Добролюбова


очень интересная рецензия, спасибо!


И Вам спасибо за внимание к рецензии.