Больше рецензий

25 февраля 2013 г. 20:31

234

4

Она, Майя Плисецкая.

На уме такие вот фразы: Красота - в движении. Танец – это жизнь. Балет – апогей всего танцевального искусства, его пик, вершина.
Балетные идеально и пропорционально сложены, крепки, стройны, эстетичны.
Я обожаю балет, и, наткнувшись на книгу Майи Михайловны Плисецкой, не могла не прочесть ее.
В сознании многих Плисецкая олицетворяет балет, если просить перового встречного прохожего назвать балерину, он без запинки произнесет – Плисецкая.
Как же не прочесть про эту выдающуюся женщину, которую восторженная публика буквально забрасывала дождем из цветов.
Плисецкая решила написать о себе сама, говорить правду и только правду, смело. Много страниц посвятила политике, а также механизму работы учреждения «Госконцерт», отбиравшего все валютные гонорары советских артистов. М.М. постоянно находилась под присмотром КГБ, была политически не благонадежна. На жизни ее семьи отложил свой отпечаток сталинский режим. Об этом как-то никогда не задумываешься, видя Плисецкую на сцене. Все мирское оставлено в кулисе - на сцене полное перевоплощение, энергия, образ.
С профессиональной точки зрения современного балета она не была совершенной танцовщицей, не все делала чисто и не имела достаточных природных данных. М.М. пишет, что оканчивая балетное училище, весь ее выпуск знал, что их зачислят в Большой театр, была война, артисты отправлены на фронт, эвакуированы и пр. Сейчас совсем другое дело по окончании училища в Большой или Мариинский берут единиц, лишь самых одаренных учеников, конкуренция жесточайшая.
Плисецкая обращает внимание в книге, что под влиянием спорта, балет шагнул вперед в плане техники, но потерял в драматургии и эмоциональности. Пожалуй, с этим необходимо согласится. Уже только выбег М.М. на сцену срывал бурные аплодисменты, Плисецкая обладала аурой, умением приковывать к себе взгляды, вводила публику в транс, который неизменно завершался овациями и просьбами бис.
Плисецкая танцевала необычайно долго, выходила на сцену после 60, что уникально. Станцевала «Лебединое озеро» более 800 раз. Имела балетмейстерский талант.

В книге Плисецкая делится и подробностями из личной жизни, но все как-то вскользь. Конечно, она рассказывает о нежных чувствах к супругу Родиону Щедрину, талантливому композитору. Но совсем не упоминает о первом браке с Марисом Лиепой, премьером Большого, партнером по сцене. Прочтя, книгу я была уверена, что у Плисецкой был только один муж, а открыв Википедию, узнаю, что Щедрин уже второй.
Почему-то утаила. А меня это жутко разочаровало, могла и другое припрятать.
Детей у Плисецкой нет, хотя могли бы быть, об этом в книге М.М. упоминает, но как-то также невзначай.
На первом месте - всегда был танец, гастроли, поездки, публика, приемы, друзья. Среди которых, между прочим, Лиля Брик, Арагон, Пьер Карден, Роберт Кеннеди.
Больше всего в жизни М.М. любила сцену Большого и московскую публику. Любовь была взаимной.

Скажу честно, прочтя более четырехсот страниц текста, многое узнала, размышляла над словами балерины, но полно ощутить каким она была человеком так и не смогла.

...Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда - воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте, в телефоны звоните, телеграммы с почтамтов шлите, не сдавайтесь, до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные режимы отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы только на том и держались. Характер - это и есть судьба…