Больше рецензий

24 января 2013 г. 20:56

185

5

«Накануне» - говорит нам первая же глава. И ты понимаешь – скоро произойдет что-то важное, способное изменить, переродить.
Так открывается роман Анны Гайкаловой «День девятый».

Странное ощущение возникает, когда люди, которые совершают ошибки, несущие боль другим, не вызывают в тебе неприязни, презрения и резкого осуждения. Странное, потому что такое случается редко. Но «День девятый» знакомит читателя со своими героями так, что, как бы ни вели себя эти герои, какими бы они ни были, к ним нет презрения. Каждый из героев не может не вызвать сочувствия, и в конце книги никто не может выступить в качестве «козла отпущения». Таких героев в «Дне девятом» просто нет. У каждого есть история, которая показывает причины, повлиявшие на его характер, образ мыслей, жизнь.

Берта и Осип, Соня и Саша, Мира и Мирон, Вероника и Эдик – четыре пары, четыре разные судьбы, восемь совершенно разных людей, но их жизненные нити переплетены в загадочном узоре, который невозможно расплести.

Берта. Рано умершая, но не исчезнувшая, постигнувшая уже за гранью ту простую, но великую истину, которую не успела постичь перед уходом, - Любовь.

Осип. Всегда ожидаемый своей дочерью – Соней – отец, живущий, казалось бы, отдельной от своего единственного ребенка жизнью, все же приходит к взаимопониманию с ней. Через долгие годы, когда уже не только у него, но и у его дочери есть история со своими потерями и радостями.

Соня. Человек, которому в детстве говорили, что он не умеет думать. Человек, не только опровергнувший этот «тезис» детства, но и шагнувший дальше, в те дали, которые так широки, что не каждый может охватить взглядом даже их половину.

Саша. Пример терпения и силы, способности принимать необъяснимое и не противиться, а помогать. Человек, беззаветно любящий свою жену.

Мирон. Скульптор, отец, натура страстная, наполненная, способная поднять, поддержать словом и делом.

Мира. Жена Мирона; даже именами своими они крепко связаны. Она появляется ненадолго, и все стремительно, неясно… один эпизод, другой, третий… образ складывается из ассоциаций, из эмоций других героев… И все эмоции противоречивы.

Вероника. Мама троих детей, отобранных у нее в приют как у «неблагополучной семьи». Мама, которая благодарит другую маму за своих детей. Мама, которая именно в этом кратком, быстром, но пронзительно-остром мгновении открывает с полной силой свою материнскую любовь. Умение отпустить и благословить…

Эдик. Странный Эдик, говорящий такими витиеватыми фразами, несущий в семью Вероники, казалось бы, одни лишь неприятности, тем не менее, действительно любит Веронику…

Взрослые и дети, родные и случайные знакомые, друзья и безразличные – все они в одинаковой степени любимы автором, и он вводит читателя в мир своих героев так, чтобы ни одним неосторожным движением не причинить боли. И читатель погружается в хитросплетения судеб разных людей: он вместе с ними проходит через всю книгу, и выходит из нее… обновленный...

В содержание романа вплетены главы, названные буквами иврита. Главы-буквы – это книга в книге, таинственная, символическая, написанная белыми стихами, в которой два действующих лица – Бог и Путник. Так как это именно стихи, а не проза, то здесь нет действия как такового – есть смысл, чувства, идеи, развитие духа. Путник, нашедший Пещеру во время бури, и он же, но выходящий из этой Пещеры, - это одна душа, прошедшая необыкновенный, но несомненный путь знания, воспитания. Душа эта вечна, так как приходит в своды Пещеры уже после некого неизвестного читателю пути, а когда выходит из нее – жизнь ее открывается вновь. Новая, таинственная, но манящая жизнь.
Пещера, баюкавшая Путника всю книгу, - вовсе не бессмысленный отдых перед продолжением пути, а необходимый этап, важный для будущей жизни, для роста, для становления. Пещера добра, полна любви и нежности, но она же – мудра и напитана знаниями веков, и этим питательным нектаром – любовью и мудростью – и поит она своего Путника, уснувшего внутри своих недр. Он спит до определенного момента, но и во сне получает знания от своей Пещеры – от лона своей матери.
Содержание глав-букв неразрывно связано с общим повествованием романа, но в то же время их можно читать отдельной книгой, поэмой о душе, о Любви, о Боге.

Вся книга – о Любви. Как огромная песня, как полотно художника…

А взаимоблагодарение Сони и Вероники – это, на мой взгляд, кульминация и ключ к разгадке тайны Пещеры. И ко всей книге. Это не значит, что с помощью этого ключа книга раскроется вся и сразу. Нет. В ней много переходов, дорожек, комнат, залов, садов, родников, песен. Ключ дает только вход внутрь «Дня девятого». А дальше…

Ольга Бадикова

(В сокращенном варианте статья была напечатана в №23(495) газеты «Региональные вести: юго-восток» от 16 июня 2010 года.)