Больше рецензий
10 января 2013 г. 23:27
251
5
РецензияЭнде создал полноценный миф.
Во-первых, его книга неоднозначна и непредсказуема. Во-вторых, она имеет много смысловых уровней. И, в-третьих, на всем ее протяжении сохраняется многоцветие характеров и мотиваций (в отличие от черно-белого мира сказок).
И как всякий миф, «Бесконечная книга» предполагает множественность толкований. Поэтому, нет ничего удивительного, что многие считают ее созвучной своим идеям. (Например, оккультисты на полном серьезе полагают, что Энде находился под сильным влиянием Кроули).
***
Сама идея страны-фантазии, которая погибает от людского невнимания, не нова и эксплуатируется в литературе уже много лет. Весь вопрос, как это подано. Михаэль Энде – сын известного художника-сюрреалиста Эдгара Энде, и искажение пространства и формы у него, вероятно, в крови.
Вначале все развивается как стандартная сказка. Десятилетний, толстый, слабохарактерный Бастиан является объектом насмешек одноклассников. Добавим к этому отстраненность и замкнутость отца после смерти любимой жены. В результате, получаем героя вполне подготовленного к погружению в «нереальное» в качестве компенсаторной функции окружающей действительности.
И это «нереальное» не заставило себя долго ждать, явившись в виде «Бесконечной книги». Бесконечной в буквальном смысле этого слова, ибо Старик из Странствующей горы, бесстрастно документируя все происходящее, попадает с Золотоглазой Повелительницей Желаний в замкнутую петлю, разорвать которую может только Бастиан, переместившись в Фантазию и разбив Яйцо памяти.
Но до этого была еще долгая и упорная борьба самой Фантазии с поглощающим ее Ничто. И великий поход юноши Атрея в поисках выхода. Похода, где ему пришлось сначала встретиться с древней черепахой Морлой, а потом спасти из лап страшного Эргамуля Везучего дракона Фухура. Перенестись в Южный Оракул и пройти через трое заколдованных Врат. Попасть к Уиулалле и узнать, что спасет их мир только человеческий ребенок.
Но когда Бастиан попадает в Фантазию, начинается совсем другая сказка. История о несовместимости человеческой психики, устремлений и понятий с местными нравами и обычаями. Начинается какая-то жуткая диалектика. Бастиан вновь возрождает из песчинки новый мир, но каждый акт творения, высказанное желание, стирает из его памяти одно из воспоминаний о человеческом мире. Как обычно, возомнив себя самым главным, всласть навоевавшись и захватив престол Детской Королевы, он вдруг понимает, что подошел к опасной черте, когда навсегда останется в выдуманном мире. И он всей душой хочет этого, пока не приходит в Город Старых Королей и своими глазами видит последствия. Люди, попавшие до него в Фантазию и бездумно растратившие весь запас желаний, в итоге превратились в аналог пациентов тяжелого отделения психбольницы.
Как я уже сказал в начале, в книге огромное количество непредсказуемых сюжетных поворотов. Порой даже поражаешься, как все это можно было выдумать. Допустим, следы огненного льва пустыни еще можно найти у Ницше, меч Булат, который сам прыгает в руку и не терпит принуждения, в артурианском цикле легенд, а разгуливающий сам по себе Нос, понятно у кого. Но вот серебряный город Амаргант, лежащий среди озера едких слез, или мореплаватели моря туманов, двигающие лодку силой своего желания, и еще с десяток «необычностей» - это уже порождение самого Энде.
И, естественно, все захотели прильнуть к столь живительному источнику безграничной фантазии.
***
Вот как, например, выглядит Эргамуль:
Только тут Атрей заметил, что нападающий гигант вовсе не был цельным организмом, а состоял из множества маленьких блестящих насекомых, которые роились, как куча разъяренных шершней, все время составляя новые фигуры….
Атрей приблизился на несколько шагов. Морда раскрыла пасть, вместо языка в ней роилось бесчисленное множество жал, щупалец и клешней. Вблизи можно было различить отдельных насекомых, из которых она состояла. Существа эти бешено носились туда-сюда, но морда в целом оставалась неподвижной.
Теперь, я думаю, понятно, кого встретил Нео в третьей части «Матрицы». :)
Он проскакал горной страной Сафраниев, которые рождались старыми, а умирали, становясь грудными младенцами.
А это уже основная идея «Загадочной истории Бенджамина Баттона» от Дэвида Финчера.
***
Трудно сказать, для кого предназначена «Бесконечная книга». Дети в ней поймут от силы процентов 30. А взрослые будут считать детской сказкой.
Наверное, прав был Андерсен, классических «романтиков» уже никто не хочет воспринимать всерьез. А ведь книга Энде - это бесконечная притча о наших устремлениях и желаниях, которая должна входить в список литературы обязательной к прочтению.
Продолжение размышлений в разделе «Истории» - «Творящая мир» и «Воин севера».
Комментарии
Читаю:
" это написал полноценный эльф".. Всё, пора идти спать.))
а отзыв хороший, Спасибо!
Вы прочитали еще не полный вариант. :)
=))
кстати, я слышала что под названием "бесконечная книга" скрывается сокращенный вариант сказки. ( полный называется "бесконечная история")Вы об этом ничего не знаете?
По-моему, это просто разные переводы. :)
Значит надо всё таки почитать и сравнить. просто мне "история" очень понравилась, а в продаже есть только " книга" сопровождаемая гневными комментариями о том что все сокращенно, чуть ли вполовину. Однако, по вашей рецензии этого не скажешь))
Нашел. Дело в том, что есть пересказ книги Татьяны Набатниковой и есть перевод А.Исаевой и Л.Лунгиной, который действительно называется "Бесконечная история". Но пересказ, по моему, достаточно полно отражает содержание.
Надо добавить в "детскую" подборку.
Добавил. :)