Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 декабря 2012 г. 15:45

563

4

Даже спустя несколько дней после прочтения книги, у меня ощущение такое, знаете, как детстве – когда тебя поругают ни за что, чаще всего за чужие проделки, ты наплачешься горько и сильно от обиды, а потом ещё долго-долго всхлипываешь, и на сердце очень тяжело, именно от незаслуженного наказания. Вот у меня сейчас абсолютно такое же состояние. Я не знаю как реагировать на эту книгу, потому что в ней для меня оказалось огромное количество непонятного, внутренне непонятного, что разделило для меня Бориса Васильева на прозаика, которого я бесконечно люблю и уважаю, и на человека, некоторые мысли которого я отторгла, как абсолютно не близкие мне. Удивительно, но такое случилось впервые и, наверное, я права в своем нежелании читать автобиографии авторов, не хочу ничего знать, кроме их произведений, но не могу - всё равно читаю. Но давайте по порядку.

Дальше очень много размышлений

Понравилось. Из того, что очень понравилось – стиль автобиографии: не линейный, а со вставками философских рассуждений, воспоминаний, размышлений о культуре и о России, об офицерстве и об армии. Это очень здорово, потому что возникает ощущение живого разговора с автором, ведь в жизни любой разговор начинает ветвиться – одна тема тянет за собой другую и так далее. Нет ощущения академичности и занудства, есть ощущение именно разговора. Ну, как, к примеру не ответвиться к Льву Николаевичу Толстому, когда речь зашла о матери Бориса Васильева? Вы знали, что её дядя Василий Иванович Алексеев тот самый американец – друг и последователь философии Льва Николаевича Толстого? Поэтому Васильев на страницах своей биографии рассуждает о философии Толстого, принимая её и в какой-то степени, наверное, следуя ей. А история женитьбы его деда по материнской линии, ну чем не ''Лолита'' Набокова! Но описана блестяще, без пошлости, а как история двух жизней. И наконец-то, наконец-то в словах Бориса Львовича я нашла и подтверждение своим размышлениям о том, что культура и интеллигентность не равно образование, не равно двум или трем дипломам, а есть огромный пласт, состояший из исторической памяти, из понимания прав человека, воспитания, личностного роста, нравственности, ответственности перед государством в общем и перед родными в частности (ах, как же это не совпадает с новейшими тенденциями, что никто никому и ничего не должен), но лучше об это сказал сам Борис Васильев. И я согласна с каждым словом.
Прекрасно Васильев пишет о том самом счастье, которое можно испытать только в детстве – счастье бытия, когда собирать и есть кисловатый пузатый крыжовник, слышать как падают яблоки в саду и после дождя находить их крепкие холодные в траве, ездить с отцом на велосипеде в соседние деревни – есть простота и безмятежность детского бытия . И это прекрасно!
Хороши размышления об офицерстве, о том, что сама школа образования и воспитания офицерского состава после 17-го года ушла в небытие, школа быстрой подготовки офицерского состава во время Великой Отечественной в какой-то степени постепенно начала поднимать офицеров к высокой планке. Единственное, с чем я категорически не согласна, так это с тем, что дедовщина появилась только в СССР, а в царской армии никогда не было, ибо офицеры все были сплошь интеллигентными, белыми и пушистыми. Никогда. Была дедовщина и до 17-го года. Достаточно хотя бы прочесть ''На переломе'' Куприна, чтобы эта иллюзия белости и пушистости развеялась, как дым.

Не понравилось. Теперь я постепенно перехожу к тому, что категорически не понравилось, даже вызвало отторжение и неприятие. Как же много и с придыханием говорит Васильев об интеллигенции, что только русские интеллигенты и дворяне радели за Отечество, чувствовали ответственность и боль за страну, ибо были образованы, со снисхождением относится к крестьянству, а описывая СССР вообще с ненавистью о том, что победила крестьянская психология дворянскую культуру, которая и есть истинная культура России. Дворянская культура - настоящая культура России? Помилуйте, с чего бы это? А куда делась православная культура крестьянского быта? Исконно русская, смею напомнить, ибо дворянская культура это калькирование с западной культуры и пошла она с того времени, как Петр I окно прорубил. А истинная русская культура – это фольклор, это православие, это крестьянство, это корни. И носителями этой культуры и были крестьяне, а не дворяне. Давайте вспомним, кто Солнцу русской поэзии пел песни и рассказывал сказки, которые потом обрабатывались литературно? Правильно – няня, простая крестьянка. Поэтому я была не просто удивлена таким заявлением Васильева, а ошеломлена. И ведь трагедия-то 17-го года была в том, что сломаны оказались все традиции русской культуры: дворянской, крестьянской, купеческой – всё было сломано. Какое количество крестьян, работающих от зари до зари, было расстреляно или пошло по этапу! Какое количество крестьянских хозяйств было стерто с лица земли за нежелание вступать в колхозы! Это же уму просто непостижимо! Было разрушено всё во всем. Я не понимаю откуда в Васильеве это дворянское высокомерие проснулось? Неужели развратничающий князь, спускающий деньги на карты, вино и девок, любит Россию больше, нежели честно пашущий землю простой мужик, хоть и не говорящий по-французски и не умеющий читать и писать? Неужели?
Почему настолько неадекватно оценено время перед революцией, когда верхи не могли, а низы не хотели, когда дворянство так противилось всеобщему образованию, спускало деньги на разврат, рабочие пили до озверения – всё это было и преобразования были нужны, необходимы! Другое дело, что не такими методами, не такой кровью, не разрушением.
Покоробили слова о Чехове, будто бы он сам был мещанином из Таганрога, сам хотел стать интеллигентом, завидовал настоящим интеллигентам и поэтому в своих произведениях выводил такую вялую и никчемную интеллигенцию – из зависти-с.
И вот это дворянство вкупе с интеллигентностью прет из всех щелей. И ведь удивительно, но в самом начале книги он же сам пишет о том, что не образование делает человека культурным и интеллигентным, а многие составляющие. И я сразу вспоминаю статью Д.С.Лихачева об интеллигенции, где он пишет о крестьянах русского севера, которые были по-настоящему интеллигентны, потому что сохранили свою культуру быта, свою историю, помнили много древних песен и сказок и, главное, были необыкновенно трудолюбивы и добры.
Человек, который во времена СССР издавался, по его книгам ставили спектакли и снимали фильмы, который будучи в составе Союза писателей выезжал за границу (и не в соцстраны, а в капстраны), писал патриотические книги, а сейчас настолько грубо пишет о том времени. Я понимаю, что, возможно, боялся тогда, но зачем сейчас писать вот так?... Это оказалось такой ложкой дегтя, что я до сих пор пребываю в состоянии глубочайшего недоумения. Почему же не взято во внимание, что наша история это череда закольцованных событий, которые повторяются из века в век, ничему нас не уча. В том числе и тирания, культ личности. Иван Грозный, Петр Первый, Екатерина II, Сталин – это лишь единицы имен, самые громкие. Закольцованы.
Военный период я не берусь оценивать – права морального не имею.
Но книга оставила в общем скорее негативный оттенок, чем положительный. Но, тем не менее, ставлю четыре звезды за то, что Васильев имел полное право написать свою автобиографию именно так и не мне судить. Но осадок остался, увы.

Книга прочитана в рамках игры-флэшмоба ''Дайте две''.

Комментарии


Юля, необыкновенно интересная рецензия! А ведь не одного его так вот вдруг понесло...


Понесло многих - откуда что взялось...Видимо привычка приспосабливаться: тогда к одной власти, сейчас к либералам. Тогда был страх, что не будут печатать, но и сейчас был страх - не буду говорить как было всё плохо при советах - не будут печатать.
Страх...возможно. Не могу осуждать, не имею права, но вряд ли в ближайшем будущем возьму перечитывать что-то из его книг.


в этом основная опасность чтения автобиографий(((


да уж. Сколько раз зарекалась читать автобиографии - только произведения, но вот опять нарвалась.


Будем смотреть на это так: "Когда б вы знали из какого сора..." Это не первый случай, когда Дар больше личности... ну что ж. Дар ведь он для людей, а личность для него самого...


Да, согласна.


Я по этой же причине и подробности биографий писателей (и иных великих людей) стараюсь не читать. С одной стороны был бы такой дар без такой личности, неизвестно, с другой - личность определяется своим наследием, а не своей жизнью (хотя наследие большинства это все-таки их жизнь :)
А Вы очень хорошо сказали, спасибо!


зарекалась читать автобиографии


Зря зря зря.
Автобиографий шикарнейших просто полным полно.
Например: Пабло Неруда, Алексей Игнатьев, Аксель Мунте, Джон Хантер, Имре Кертес, Мацуо Басе, Хоакин Гутьеррес, Арсеньев В.К. и т.д. Приведены по ссылкам сплошь автобиографичные произведения, наполненные всё теми же мыслями, что "чистые автобиографии".
Надеюсь этих имён не мало, чтобы хоть как-то "сбить" столь своеобразную мысль.


:)))
Большинство из перечисленных книг я читала, профессиональная деформация - читать об авторе и автора. Мысль эта не своеобразная, я достаточно начиталась автобиографий и остаюсь при мнении, что все, что нужно, тот самый Дар, он в произведениях, остальное - для самих авторов. Наши воспоминания всегда неточны и приблизительны, где-то обиды дают знать, где-то что-то ещё, поэтому в автобиографии чаще всего отражается немного искаженная личность, где-то приукрашенная самим собой - таков человек, даже если он и наделен Даром слова. Потому что редкий человек осмелится написать о себе самом правду.
Поэтому я предпочитаю такие вещи, как ''Повесть о жизни'' Паустовского, к примеру.


Большинство из перечисленных книг я читала



Значит меня ввел в заблуждение ваш список прочитанного( Ну да ладно.
Дар - он всегда Дар. Во всех проявлениях жизни. А особенности личности всегда создают внутренний мир, который и выражается в произведениях. Да и воспоминания у меня лично все ярки и точны, те что остались (а значит и самые важные). Быть может так же и у авторов книг.
Таково моё мнение. И потому я буду читать автобиографические произведения.
А то, что мнения не совпадают - не беда) Зато вот про Паустовского вспомнил))


У меня в списке не отмечено более 3000 прочитанных книг, потому что лень их тупо вбивать, да и время нужно много, а я лучше книжечку почитаю :))
Не всегда Дар бывает проявлением именно обыденной жизни, как правило, наоборот. Мы всегда думаем, что наши переживания точны и ярки, но насколько они объективны большой, даже огромный вопрос, потому что любое событие в разных глазах преломляется по-разному и у каждого своя правда. И у человека есть такое свойство - приукрашать себя, ну есть. Поэтому автобиография - это ещё одно художественное произведение от автора, но зачастую лучше его не читать.
Хотя я безумно люблю читать дневники, например Пришвина (его Дневники любви - лучшее, что я читала о любви), воспоминания Моэма, Волошина, Андрея Белого, Гиппиус, Мариенгофа и т.д. - они как слепок эпохи и там важно не то, как они описывают многих своих современников, зачастую тоже весьма и весьма предвзято, а именно в описании эпохи, что для меня важнее.
И я же не призываю весь ЛЛ срочно бросить чтение автобиографий, я же о себе пишу :))))))))))) Поэтому приятного чтения интересных книг и автобиографий в том числе ))


А мне кажется и в этой самой субъективности оценок есть свою плюс) В них виден характер человека, его убеждения. Да и дух эпохи тоже. Например читая белого генерала, познаешь одни идеалы, и красного - другие. Из этого и складывается эпоха, как из маленьких кирпичиков. Бывает даже читая откровенный соц. реализм проникаешься событиями так, что книга не отпускает.
И вам приятного чтения))


Кстати, тоже это заметила. В саге об Олексиных, например. Поэтому так ее и не дочитала.
А вот его повести и рассказы люблю очень.


Да, уже в саге об Олексиных это прорывалось, а в этой книге так просто затопило. Причем я очень люблю повести и рассказы Васильева и уже не разлюблю, даже несмотря на осадок после автобиографии, все-таки, мне важно именно состояние мое как читателя при чтении книг, а любая из книг Васильева достает до самого сердца: ''Завтра была война'', ''В списках не значился'','' Не стреляйте в белых лебедей'' и другие.


Юлечка, какя же ты молодец! Все точно написала. Спасибо за рецензию!


Спасибо!
Но обманутые надежды меня расстроили.


Я не читала ничего Васильева, все только собираюсь. Но доверяю твоему мнению, поэтому буду говорить о том, что ты написала.
Знаешь, я давно заметила, что великие (ну или просто талантливые, не важно) люди, будь то писатели там, или ученые, бывают иногда очень нелепы в своих суждениях. Писатель хорош в выразительных, образных своих средствах, а порой как начинает писать публицистику, иногда такого нагородит, что хоть святых выноси. Это не их конек. Иногда бывает, что удачно скажут, а иногда - караул. Поэтому, хотя я люблю читать именно самих писателей о времени и о себе, а не профессиональных критиков, то смотрю сквозь вот этот фильтр.

Вспомни историю переписки Астафьева с Эйдельманом, - ведь чуть ли не в антисемитизме можно тут Виктора Петровича заподозрить - но можно ли верить этой ахинее? Или у того же Горького про крестьянство были жуткие записки времен его послереволюционной эмиграции. А современный Быков - про солидарность интеллигенции и прочую чушь? Или вот Алексей Иванов, когда взялся за схемы всякие в своем блуде-муде - тоже кое-что звучит ужасно. Ну, не их это стезя. Ученые иногда тоже такое наговорят...

В общем, я думаю, что хотя, разумеется, на свое мнение, на точку зрения все имеют право, но надо понимать, что не всем быть мыслителями. Всякое там примешивается, личное, подсознательное и всякое.


Да, Лена, очень я с тобой согласна. Примешивается, безусловно, особенно, если обида была на строй или страх чудовищный, конечно примешивается личное, подсознательное. Да и чувство, что слово твое имеет вес среди читателей играет значение, и начинают нести публицистическую околесицу. Хотя их сила и их дар в другом - именно в выразительных средствах, в том, что уже они отсинтезировали, передумали внутри себя.
А рассказы и повести именно советского периода у Васильева прекрасны! Сага об Олексиных уже явилась результатом ''нового'' переосмысления )))


В Саге об Олексиных я бы выделил "Были и небыли", написаную именно в советский период, остальное-явная коньюктура, сотворённая явно в угоду "либеральной интеллигенции", особенно из эпохи Кавказских войн, на мой взгляд за гранью: благородные честные чеченцы и коварные, недалёкие русские, все что осталось в памяти от сего романа. Такое впечатление что в соавторах Сергей Адамович Ковалёв ходил, злосный ненавистник "федералов" в первой чеченской.


Увы, но насколько я понимаю, даже очень хорошие авторы зависимы от веяний времени, чтобы печатали. Не знаю насколько это правильно, однако, факт, к сожалению.


Ну а как же, глядишь и в Кремль лишний раз пригласят, если в струю напишешь, или лягнешь кого надо.


или другими почестями одарят. И издавать и переиздавать будут, ибо ''свой'' человек.


Кстати, очень хорошее сравнение на эту тему у Прилепиа в статье о Проханове. Сравнение с Ю. Семеновым оба любимцы силовиков в Советское впемя, только один вдруг резко вперестройку стал либералом, второй продолжал гнуть свою линию. Результат-тиражи на данный момент одного и второго.


Да, отличный пример, кстати.


А не от самого ли контента зависят тиражи порой?


только русские интеллигенты и дворяне радели за Отечество, чувствовали ответственность и боль за страну, ибо были образованы, со снисхождением относится к крестьянству, а описывая СССР вообще с ненавистью о том, что победила крестьянская психология дворянскую культуру, которая и есть истинная культура России.


Жуть в том, что победила не крестьянская психология. Я с Вами согласен на все 100%, что крестьянская культура и традиции, равно как и купеческие и, тем более дворянские, были переломаны после 17-го. Так вот, победила не крестьянская, а маргинальная психология. Полстраны ведет себя так словно полжизни на нарах провела, другая половина - что их охраняла...
С другой стороны, СССР дал бесплатное образование и социальные лифты, одни из лучших в мире. Жаль, конечно, что царская Россия сама к этому не пришла более мирным, эволюционным путем.


Так вот, победила не крестьянская, а маргинальная психология.


Абсолютно согласна. Как там у Довлатова? ''Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И всё же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов?''
Причем, Васильев в первой части книги называет победителей 17-го года '' маргиналами и люмпенами'', но потом кардинально меняет свои взгляды и пишет о том, что победила крестьянская психология...Будто бы первая часть написана одним человеком, а вторая - другим. Меня это удивило.
Да, главнейшим достижением революции я считаю именно всеобщее бесплатное образование, как среднее, так и высшее, если убрать идеологическую составляющую, то советская модель образования и социальные лифты - да, лучшие в мире. Очень жаль, что сейчас эти модели сломаны...


Не только сломаны, но поколению 90-х вдолбили в голову, что этого не было, учились только блатные, карьеру делали они же. Неоднократно приходилось дискутировать с молодежью на эту тему. Причём оппоненты были крайне удивлены, что это далеко не так.
Юль, а может быть обе части писались Васильевым с большим временным интервалом? Писал-писал, а потом вдруг прозрел. Вот и открылось, что в нём два человека.


Ну, да. Во всяком случае тогда были хоть какие-то идеи о том где и как можно было работать, как распорядиться своим образованием. Да, были ограничения в каких-то вещах, но было во всяком случае понятно. Хорошая повесть есть у Аксенова ''Коллеги'' и у Гранина ''Иду на грозу'' - там какие-то совершенно нормальные мысли о полезности и красоте жизни. Но в эпоху ''никто никому и ничего не должен'' это считается верхом идиотизма.

Мне показалось, что да - писались обе части в разный временной интервал, потому что иногда до смешного доходит: об одном и том же Васильев пишет диаметрально противоположное.


Ну еще не совсем сломаны, хотя определенная номенклатурная кастовость в наследство от позднего СССР досталась. Проблема в том, что у нас как таковой труд обесценен, отсюда и ломка модели социальных лифтов, и также профессионально-трудовая миграция тяготеет только в одном направлении (деревня-поселок-районный центр-город-областной центр-столица), причем разница в стартовых вложениях по этому направлению на каждом этапе возрастает на порядок, что большинству потянуть просто не под силу. Проще говоря, когда сложно угадать кем вообще надо работать и к чему стремиться, модель социального лифта отмирает как рудимент...


В средне-специальном образовании сломаны, именно потому, что труд обесценен (не модно, не престижно, малооплачиваемый), потому что самоцелью стало не получение профессии, чтобы реализовывать себя в ней, а просто высшее образование куда ломанулись все, чтобы после, имея диплом о высшем образовании, работать продавцами или менеджерами. И как итог постепенно ломаются и модели высшего образования, его ценность давно уже обесценилась, особенно в гуманитарном секторе. И здесь я совершенно согласна, что ''когда сложно угадать кем вообще надо работать и к чему стремиться, модель социального лифта отмирает как рудимент...''.
У нас есть недостаток в специалистах именно средне-технического образования, но никто, абсолютно никто не хочет работать, потому что там грошовые заработки.


Очень люблю Бориса Васильева. И за обжигающие душу рассказы "Великолепная шестёрка", "Холодно,холодно" и за не менее значимые повести "Вы чьё, старичьё ?", "Жила-была Клавочка", "Иванов катер". Но после такого отзыва, искреннего и от души, именно эту книгу читать не возьмусь, дабы не разочаровываться. Спасибо большое за предупреждение!