Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 ноября 2012 г. 21:45

381

4

Вы когда-нибудь пробовали продраться через «Дао Дэ Цзын» Лао-цзы?
Через, например, такое:
«Небо и Земля не человечны. Они видят в десяти тысячах вещей лишь соломенных собак; Премудрый человек не человечен, он видит в ста фамилиях лишь соломенных собак… Многоречивость для числа – тупик, лучше придерживаться середины.»
Не случайно на 81 высказывание основателя даосизма (22 странички стандартного формата) приходится не менее 300 страниц комментариев.
А из всего «удобочитаемого» «Чжуан-цзы», сомневаюсь, что в голове останется что-то помимо множество раз цитируемого:
«Однажды Чжуану Чжоу приснилось, что он – бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он – Чжоу. Но вдруг он проснулся...
Проснувшись, Чжоу не мог понять: снилось ли Чжоу, что он – бабочка, или бабочке снится, что она – Чжоу...».

Но все это отнюдь не исключает желания понять, что же такое даосизм.
И Бенджамен Хофф решил пойти навстречу всем тем, кто не смог осилить первоисточники, проиллюстрировав каждое важное положение великого учения примером из «Винни-Пуха».
Правда, сразу следует оговорить, что Хофф цитирует оригинал, а не пересказ Заходера. :) А в оригинале имя медвежонка, которого мы все знаем как Винни-Пух, пишется Winnie-the-Pooh, и если быть буквальным буквоедом, то звучит оно как – Уинни-д(з)е-Пу. (подробнее см. Руднев В. «Винни Пух и философия обыденного языка»). Именно поэтому в главе «Дао и… кто?» автор в утешение Пуха говорит, что его имя созвучно принципу «Пу», что означает «необработанный кусок дерева».
Хотя, если быть уж совсем точным, то «Пу» представляет собой комбинацию из двух иероглифов: первый - это дерево или древесина, а второй – густые заросли, чаща. Их соединение дает «необработанный кусок дерева», под которым подразумевают понятие «первозданной целостности» - основополагающий принцип даосизма.
А это в качестве иллюстрации:

– А по моему, нам надо взять правее, – тревожно сказал Пятачок. – А ты что думаешь, Пух?
Пух посмотрел на свои передние лапки. Он знал, что одна из них была правая; знал он, кроме того, что если он решит, какая из них правая, то остальная будет левая. Но он никак не мог вспомнить, с чего надо начинать.
– Ну... – сказал он нерешительно.


В даосизме идеальным состоянием считается спокойный, невозмутимый, пассивно отражающий действительность ум «необработанного куска дерева». Именно в таком состоянии легче всего достичь поставленной цели.

- Итак, – сказал Кролик, – мы умудрились заблудиться. Таковы факты.
Все трое отдыхали в маленькой ямке с песком. Пуху ужасно надоела эта ямка с песком, и он серьезно подозревал, что она просто таки бегает за ними по пятам, потому что, куда бы они ни направились, они обязательно натыкались на нее….
– А что, если... – начал Пух не спеша, – если, как только мы потеряем эту Яму из виду, мы постараемся опять ее найти?
– Какой в этом смысл? – спросил Кролик.
– Ну, – сказал Пух, – мы все время ищем дом и не находим его. Вот я и думаю, что если мы будем искать эту Яму, то мы ее обязательно не найдем, потому что тогда мы, может быть, найдем то, чего мы как будто не ищем, а оно может оказаться тем, что мы на самом деле ищем.


***
Я думаю, из приведенных примеров уже понятно, как организована эта книга.
Например, в главе «Как пишется слово «среда», посвященной другой фундаментальной истине даосизма: «Мудрость – это не знание; знание – это не мудрость», в качестве иллюстрации выступает Сова.
А в главе «Про сорок пяток» большой кусок из «Чжуан-цзы» объясняется на основе детской песенки про эти самые пятки.
В общем, если у вас не хватило сил или терпения осилить труды отцов-основателей даосизма, рекомендую увлекательное путешествие в компании Винни-Пуха и Бенджамена Хоффа. :)

P.S. А если и Хофф показался вам слишком трудным, то загляните в раздел «Истории». Лао-цзы и Линь Лэй объяснят вам, как можно достичь просветления покупая истинное Дао. :)