Больше рецензий

shieppe

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 октября 2012 г. 00:37

473

3

О, пафос он такой пафос. Пафос кочует с Карлосом Руисом Сафоном из книги в книгу и проливается на ничего не подозревающего читателя обжигающим дождем из сверкающих кинжалов, впрочем на подозревающего и подготовленного читателя он все равно проливается, чего уж там. Тяжелое небо разрывают хрустальные нити молний, грозовые тучи разламываются словно скорлупа грецкого ореха в божественной деснице и слова изливаются на нас искрящимся потоком... да.

Испанцы и пафос вещи неразделимые, жаркий климат видимо так влияет. Мне человеку, выросшему в стране, где большую часть года зверски холодно, а значит сурово и медведи, все эти витиеватые словесные нагромождения поперек горла, если честно. Но за продуманный сюжет и интересных героев я могу простить многое. Вот и Сафону простила, и прощала аж до середины книги, более того, дочитав до середины, я честно собиралась ставить пятерку, даже несмотря на то, что "Игра ангела" это такая видоизмененная и покалеченная "Тень ветра" для тех у кого плохая память, или кто первую книгу Сафона в глаза не видел. Память у меня хорошая, и первую книгу я читала...

А теперь изложу по пунктам, почему все-таки тройбан.

1. Карлос написал книгу полностью соответствующую русской поговорке "Хотели как лучше, а получилось как всегда". И только море пафоса не позволяет усомниться мне в его испанском происхождении.

2. Во второй части книги сюжет прекращает быть как факт и становится каким-то нагромождением беспорядочных действий главных и второстепенных героев. Сюжетная линия, если ее можно так назвать, не подчиняется никаким законам композиции, жанра, логики в конце концов, она скачет как сайгак, превращается в злобный пунктир и сыпет, сыпет высокопарными выражениями, а небо проклятого города полыхает мутным заревом заката.

3. Писатель, кажется, сам до конца не определился, что он хочет написать: готический детектив, мистический триллер, или что-то модернистское, где писатель не ограничен скучными и обыденными рамками реализма, и вместо того, чтобы сосредоточиться на описании пуговиц пальто главного героя может с легкостью дирижировать событиями, фактами, реальностью и галлюцинациями так как ему удобней. В итоге получилась непревзойденная каша, до модерна не дотянул, но с готическим триллером явно переборщил, особенно в тех местах, где совершенно непонятно кто же все-таки кого убил, а главное зачем.

4. Все эти вставки про сломанных кукол, портреты, с заключенными в них душами, тех кого забрал дьявол пардон-те, неизвестный издатель из Европы с брошью печального ангела на лацкане, бешеные собаки, галлюцинации про ночь с шикарной проституткой в 15 лет назад сгоревшем борделе, непонятно откуда и зачем взявшийся инспектор... это все явный перебор, нужный автору чтобы запутать читателя и отвести глаза от явных несостыковок и провалов в основном сюжете.

5. Все мог бы спасти конец, вот что стоило автору написать в эпилоге, что ясное солнце озарило ослепительные стены больничной палаты, и тяжело больной Давид Мартин наконец-то пришел в себя после длительного забытья. Солнечные зайчики играют на щеках счастливой Кристины, что просиживала ночи напролет у его кровати, болезнь отступила, и вместе в с ней бредовые галлюцинации. Все счастливы, все танцуют. Читатель, который всю книгу не мог отделяться от ощущения, что попал в тяжелый, муторный сон очень больного человека тоже счастлив... К сожалению не срослось.

6. Конец был удручающе ужасен, сначала писатель загнал своего героя в тупик, запер все двери в комнате, закрыл окна, задраил щели, включил газовую конфорку, и еще змей напустил в комнату... а потом вдруг вспомнил, что вообще-то у нашего героя третий дан по карате, невосприимчивость к змеиному яду, базука в кармане, из которой он вынес половину стену и с счастливым криком банзай улетел в небеса.

Но первую часть книги мне было искренне интересно, даже кинжалы не смущали, поэтому все-таки тройбан. А не кол.

Комментарии


зверски холодно, а значит сурово и медведи


с водкой и балалайками)))


Главное, что небо у нас не разверзается сверкающими струями. А там хоть водка, хоть балалайки, можно даже шапку с красной звездой)))


После водки можно и шапку) И не с одной звездой)
Я кстати такие же убойные метафоры (или как это правильно называется) встречал у Пабло Неруды, в поэме "Всеобщая песнь", там у него плачущие птицы были) Тоже испаноязычный, хоть и чилиец.


Ну... всеобщая песнь, то еще название)) Оно как бы намекает)

У Сафона убивает не столько высокопарность метафор сколько их количество на один квадратный сантиметр текста


Не виноватый он, просто хотел красоты слога)))
В общем понятно всё с ним - хотел красоты, а получилось как всегда.


Он хотел, чтобы продавалось и оказался прав


Вы предвзяты