Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 августа 2012 г. 23:04

186

4

как ни бейся - круть да верть! -
кто-то выжил, прочим - смерть.

(с)

Писать о переломных эпохах всегда сложно. Писать честно, не скатываясь в дешевый пафос, в спекуляции. А жить-то, жить тогда как?.. Альберто Мендес не жил в Испании времен Гражданской войны, не видел послевоенных страшилок; он знал о них из других книг, из документов, рассказов, но "Слепые подсолнухи" - это полное погружение в атмосферу страха, ужаса, отчаянья, непонимания, надежды. Это и не роман вовсе, четыре новеллы, тесно сплетенные временем, атмосферой, идеей, героями, виртуозно подогнанные друг под друга.

Мендес чем-то неуловимо напоминает более близкого мне Быкова - не антивоенной тематикой (об этом кто только не писал), а самим изображением - это не масштабная картина войны и разрухи, не бескрайние поля трупов, разлагающихся после очередного сражения, это маленькие люди - он, она - оставшиеся наедине со своими бедами, это рутина жизни, когда все вокруг трясется в пляске Святого Витта.
Когда не загадывают на завтра, которое не существует.
Когда цепляются за жизнь, которая вот-вот ускользнет, выгадывая лишнюю минуту, секунду.
Когда нет сил что-то осмысливать, только чувствовать здесь и сейчас.

Это не "Апофеоз войны" Верещагина, это "Партизанская Мадонна" Савицкого.
Это что-то очень личное.

KoKniClub :
Сережа, я выполняю обещания. :)
Спасибо, что ты все-таки уговорил меня прочитать эту книгу.

Комментарии


Ну вот, думал 5 баллов поставишь, а ты...))) А за рецензию спасибо. Очень хорошо написано. Правда, чтобы понять концовку пришлось погуглить картинку "Партизанской Мадонны" Савицкого (Верещагина-то не забудешь!)


Тебе спасибо. :)
Ну, если бы в книге были только 2 и 3 новеллы - это был бы без сомнения высший балл, в первой я так и не поняла мотивацию героя, а четвертая показалась несколько сыроватой после двух ошеломительных историй.

У Савицкого погугли еще цикл "Цифры на сердце", тоже очень сильный.


в первой я так и не поняла мотивацию героя


Я сам был несколько озадачен нелогичностью поступка - переход в стан тех, кому завтра суждено быть побежденными. Думаю, это - полная опустошенность и поиски смерти, как единственно возможного выхода из внутреннего тупика.
Собственно, у тебя в рецензии есть фраза: "А жить-то, жить тогда как?.. "
Это и есть ответ.

P.S. "Цифры на сердце" обязательно посмотрю.


Ну да, я тоже склоняюсь к такому ответу. Но не хватило объяснений самого Мендеса "как он дошел до жизни такой". Простые поиски смерти можно было завершить куда как продуктивнее - бросившись под пули или совершив самоубийство. А здесь.. даже не знаю, как лучше сформулировать. Извращенное желание быть самым проигравшим, как бы искупить своими унижениями то, что он делал в штабе во время войны. Пусть сам не убивал, но способствовал.


Простые поиски смерти можно было завершить куда как продуктивнее - бросившись под пули


Если помнишь, с пулями-то герою явно не везло... Разок его безуспешно расстреливали. Чуть в сторону - мое любимое место, когда волк пришел скушать человека, я человек его, шибко проголодавшись, съел. Там и новорожденному младенцу, кажется, бульон из волка случился. Как тебе этот фрагмент?


Но с пулями не везло уже после сдачи в плен. Я так понимаю, что герой вообще в сражениях не участвовал, только в штабе сидел. В общем, его логика осталась для меня загадкой.
О, да. Эпизод про волка хорошо помню. И бульон из потрошков.. Вообще, вся вторая новелла производит жуткое впечатление. Мне в память особенно конец врезался, когда оказывается, что отец сам был еще фактически ребенком.