Больше рецензий

unorecess

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июня 2012 г. 17:12

187

4

"Плоть и кровь" американского писателя Майкла Каннингема - это своеобразный срез американского общества на примере одной семьи, которую рассказ сопровождает на протяжении нескольких поколений. Муж-грек, жена-сицилийка, трое детей. Внешне благополучный фасад, картинка добропорядочности, а внутри все шкафы ломятся от скелетов.

Прекрасный литературный язык, очевидно, за что писателя наградили Пулитцеровской премией. Читается притягательно, погружает в эту вязкую историю чужой жизни с головой. Но, тем не менее, читать книгу невероятно тяжело. Каннингем не оставляет шанса ни своим героям, ни читателям. Прежде всего, в романе нет ни одного однозначно положительного персонажа, как впрочем, надо отдать должное, и однозначно отрицательного, но отчего-то не отпускает ощущение, что негатив в людях преобладает над чем-то хорошим. Каждый герой, раскрываясь по мере развития сюжета, превращается в бомбу с часовым механизмом, в отравленную стрелу, пущенную по течению истории и метящую в какую-то конкретную цель. Позднее становится очевидно, что цель эта - читатель.

Каннингем соединил в своей книге как проблемы общества, так и вечные проблемы личностного плана. Эммигранты, стремящиеся стать своими в этой стране без истории. Они приезжают в Америку и пытаются отринуть то огромное национальное чувство вины, преследующее всех, меняющих страну проживания. Станет ли когда-нибудь чужак своим в стране, в которой он не родился? Даже если станет мимикрировать под окружающее его общество, просачиваясь туда, обрастая типичными привычками и принятыми условностями. Писатель рассматривает общее через частное. Огромное количество неамериканцев, породившее американцев в первом, втором и так далее поколении, которые ничего не знают и не хотят знать кроме этой большой и многонациональной страны, которая как целый мир, включает в себя множество разнообразных традиций. Но многие предпочитают сидеть в маленьком провинциальном штате и не выходить дальше ближайшего супермаркета.

Каждый герой книги невероятно несчастлив. И самое ужасное в этом, что несчастлив не благодаря чему-либо, а скорее вопреки. Каждый сам старательно вырывает себе могилу. Попутно может еще рыть могилу близкому.Та связь, существующая между близкими родственниками, опутывающая их невидимыми нитями, периодически превращается в удавку. Могут ли быть более чужими люди, прожившие бок о бок много лет, считающиеся родственниками? Так ли важно наличие общей крови, чтобы считаться близкими? Почему зачастую чужие, посторонние люди становятся роднее самых ближайших родственников? Почему человек так отчаянно борется с собственным счастьем за право считаться несчастливым и гордо несет в себе это, словно знамя? Чья либо жизнь, неудавшаяся изначально, интереснее, чем более благополучная? Книга порождает бесконечное множество вопросов, и не дает ни единого ответа. Автор с хирургической точностью нажимает на больные точки, обнажает внутренний каркас этой семьи, демонстрируя, что, построенная на недоверии и отчуждении, она не сможет продержаться долго.

Тяжелая, вязкая книга, полная больного, измученного, безумного мира людей, отчаянно продирающихся по изначально не предназначенному для них пути. Но при всем этом эти люди - невероятно обыденны, даже можно сказать типичны. Их характеры, поступки, взгляды - ничего ненормального не содержат, но их выбор, то как они решают прожить свои жизни - это и угнетает. Кто-то раньше времени изнашивается в этом бессмысленном сизифовом труде, кто-то под финал своей жизни вдруг выруливает на нужную дорожку. Но остается осадок от всей этой истории. Чего-то неправильного, неисправимого, извращенного. Человеку настолько плохо, насколько он сам этого захочет. А если все поголовно жаждут, чтобы им стало еще хуже, то это явно не нормально.

Комментарии


Вы замечательно и заманчиво написали.
но, помня Каннингема и своё

читать книгу невероятно тяжело


хочу спросить: тяжело только психологически или стиллистически тоже? Мне очень не понравился его стиль, возможно был плохой перевод, и больших авторских глубин я из-за него не заметила .


Скорее психологически. Стиль мне в целом понравился, хотя, если честно, то когда я начала читать его вторую книгу, то "увязла" в нем, в том смысле, что то незримое ощущение вязкости и тягучести, которые были при прочтении первой книги, во второй явили себя более ярко и я отложила Каннингема.

Большое спасибо за Ваш отзыв о моей рецензии!


Стиль Каннингема мне оч. нравится. Он соединяет в себе классику с ее рассуждениями об отвлеченном и модерн с его копаниями в сознании героев.


Это содержание, по моему, структура. Может, я неграмотно выразилась; о том, что я назвала "стиль" ещё говорят: слог.


Как точно Вы все описали.
Читала ее год назад на одном дыхании. Не согласна только с тяжестью. Да больно, грустно... но не излишне, наоборот, понимаешь, что так оно и есть в нашей жизни.


Спасибо большое!

Только знаете, немного не согласна, что "так оно и есть в нашей жизни", поскольку уверена в том, что человек сам определяет свою судьбу и для меня герои этого романа явились доказательством этого постулата, поскольку все они, так или иначе, занимались саморазрушением. И итог их судеб скорее закономерен, а не случаен.