Больше рецензий

11 апреля 2012 г. 16:25

439

5

Наверное, мечтой многих, кто писал, было оставить некий след в умах людей, которым посчастливиться быть сопричастными к рассказанным историям. Показать привычное с нового угла зрения или предложить иное мироощущение тем, кому было бы любопытно на время стать кем-то другим. Но по сути, почти все великие писатели плодили множественность вариаций автобиографий: иногда прямо пересказывая приобретенный опыт, иногда - перефразировав суть постигнутой истины в выдуманную историю. Но каждый раз это были они собственной персоной.

Знаете ли вы, кто такой Игорь Юганов? Вряд ли, как и я не знала, когда взяла в руки эту книгу. Вся прелесть в том, что ответ кроется внутри. И в этом плане даже жутковато осознавать, насколько хорошо можно узнать человека из его творчества, не будучи никогда с ним знакомым наяву. Тем более что сборник этот - посмертный.

Итак. Что же это за книга?

Почти 800 страниц. Тяжеловесна. Здесь собраны все литературные и около-литературные проявления И.Ю.: проза, поэзия, наброски, "телеги" и "гномы", сюжетные идеи, пьесы, сценарии... Бесконечное количество граней одного человека. Но не будем забегать вперед. Все по порядку.

Для меня настолько высока ценность книги именно из-за счастливого сочетания в ее авторе социолога, психолога, философа, эзотерика и лингвиста. Это грань на грани, когда бога на самом деле почти нет. И удовольствие, которое можно получить от изучения текстов, сравнимо разве что с удовольствием от беседы с эрудированным и крайне начитанным человеком не от мира сего, со странностями. Это как настоящее знакомство с тем, кто может что-то вам подарить, сам того не ведая, всего лишь обронив пару фраз.

О телегах, гномах и уединении

Львиную долю сборника составляют "телеги" и "гномы". Это своего рода особый вид творчества: оконченная по сути, но часто многосмысленная цитата из Юганова (да-да, не из творчества, а из самого Юганова, если бы можно было цитировать человеческое содержание). Как если бы любая оформившаяся мысль, представляющая собой парадокс или достойная риторики, была сфотографирована и помещена в книгу, как в фотоальбом. Они бывают двухсловными и почти тысячесловными.

"Телега" - слово сленговое, подчёркивающее сомнительную истинность сообщения, его необязательность, иногда - маргинальность. [...] Но хотелось, чтобы возобладало всё-таки игровое начало, хотелось поиграть с читателем. Так что "Телеги & гномы" - книга, написанная на стыке философской и художественной прозы, ни в коем случае не в рамках постмодернизма, но - с учётом того, что он существует.

- И.Ю.



Я бы назвала "телеги" рафинированным смыслом. Каждую "телегу" можно было бы вложить в отдельную историю, но они как ягоды, из которых можно было бы сварить компот, но поданные на красивом блюдце свежими.

А раздел "Мастерская" вообще приводит в восторг:

Пьеса "И". Действующие лица: А, Б.



Характеристики

"Перец земли русской".

"Её родители в конопле нашли".



Речения

Внимание! Говорит Красиво. [Работают все.]

Кто имеет ноги, пусть уходит, остальные могут уползать.

Хватать себя за пистолет.



В общем эта часть книги неминуемо будет вас вдохновлять на что-то. Об этом, правда, автор тоже позаботился:

32. Предупреждение
Автор предупреждает, что все соображения по поводу этой книги, у кого бы они не возникли и вне зависимости от того, были ли они высказаны, автоматически становятся собственностью автора в момент возникновения.



Следом по содержанию раздел поэзии. Но это не простые рифмы, к которым привыкло большинство. У Юганова совершенно иная точка зрения на мир, что делает его стихотворения тоже довольно своеобразными. Например:

Новый Екклесиаст.

Суета, томленье духа
И кормленье Винни-Пуха.



Проза пронзает добротностью слога. Вообще в целом по книге снует ощущение чего-то монолитного, неохватного, величественного, но в то же время с искрой задора и юмора. Все, что пишет Юганов, - это насмешка над самим собой, над миром, над уверенностью и над сомнениями. И этот взгляд завораживает.

Вот - ты смотришь в обычное окно на улицу, и вот - оно уже витражное и бросает сотни оттенков на мир по ту сторону. Это книга для размышлений, для уединения с собой, для тех, кто любит перебирать прекрасные языковые находки. Я считаю, что эта книга должна быть настольной для любого литератора. Безотносительно ее оценки по любой из шкал.

Потому что прочесть ее один раз невозможно. Вы будете перечитывать и перечитывать, делать пометки, выписывать, задумываться, спорить с ней, задавать ей вопросы, сожалеть о ее неоконченности...

Быть может, вы и не знаете Игоря Юганова. И о личной встрече с ним уже нельзя договориться. Кто знает, что там, после?
Но у вас есть шанс познакомиться.
Ведь Бога
почти
...

Комментарии


Учитывая, что о ТАКОЙ книгу написать в принципе сложно, потому что не знаешь, с какого бока к ней подойти, я рецензию неистово поддерживаю! И говорю большущее спасибо!


Спасибо.

Тебе нравится? )


Да, очень )
Книга, рецензия, и ты. Только в обратном порядке.


Рецензия родилась из книги. Так что номинально она тоже - произведение И.Ю. )


Надеюсь, мы не родились из И.Ю.? о_О А то страшнострашно.


Я тебе сейчас что-нибудь процитирую в ответ.
Назови страницу )


Итак. Страница 68 продолжает собой 767-словную "телегу" под названием "Проза как несостоявшаяся поэзия". *она, кстати, написана от лица некоего критика, который разбирает по косточкам рецензируемую "Телеги и гномы" :D*

Текст составлен из нескольких сотен несвязанных фрагментов размером от нескольких слов до нескольких страниц. Темы: искусство, сны, пьянство, время и даже Бог - так, как их понимает, или делает вид, что понимает, автор. Материал настолько перенасыщен пассажами о смерти, что его впору было бы издать в серии "Мои последние книжки". Ряд фрагментов посвящён различным истолкованиям самого текста, который и по объёму, и по художественным достоинствам вряд ли заслуживает столь обширной рефлексии.



Это первый целый абзац. -)


Почему-то ассоциативно напомнило, может вспомнишь, шуточную "рецензию" пару лет назад в ЖЖ, которая начинается а-ля "Великолепная рецензия", и заканчивается чем-то вроде "ужас какой".


вообще в ЖЖ?
Я такого не помню.


Ну если в трех словах, то там плавно, незаметно речь перекатывается в стиле "замечательное произведение...великолепно прописанные образы...правда, немного не соответсвующая обстановка...да...и кажется, не вполне грамотно расставлены акценты...как-то и слог слабоват...ужас, отвратительное произведение, никогда не публиковать!" )


в этом что-то есть )

но меня поражает способность И.Ю. так критично к себе относиться) с издёвкой даже... )


Мужчины это умеют. Одно "Я хочу быть грустным" чего стоит.
;)


Цены бы ему не было, если бы он такие вещи выдавал намеренно, а не на полном серьезе и с каменным лицом. )


Мне понравилась ваша рецензия! Пойду поищу книгу:)


Спасибо.
Я не знаю, есть ли она еще в продаже. Тираж всего 1000 экз, а выпущена она была аж в 2003 году.
Но если что, то "Телеги & гномы" тоже вполне. Хотя издание, конечно, у них похуже. У меня обе. -)