Больше рецензий

lorentsia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2012 г. 17:52

1K

5

Эта книга заинтересовала меня в основном из-за тех сильных чувств, которые она вызывает у читателей. Точнее эти чувства вызывает преимущественно ее главная героиня. И вот теперь я просто ошарашена: "ненавижу Брайони", "Брайони дрянь" - неужели это все говорят о той же самой Брайони, о которой я читала?!
Уф. Выдохну. И начну по порядку.

Это второй роман Макьюэна, прочитанный мной. И "Искупление", и "Амстердам" заманивают с первых строк. Все эти обаятельные детали быта, подробности творческого и рабочего процессов, многомерные описания событий глазами нескольких героев. И вот в тот самый момент, когда ты уже каждого героя понимаешь и многих любишь, начинается жестокая драма, которая столкнет их всех между собой, каждого заставит проявить себя. Будешь ли ты еще любить этих же персонажей к концу книги - это большой, большой вопрос.
Я продолжала любить только троих - чуть не написала двоих, ведь как можно воспринимать близнецов по отдельности? Третьей была Брайони. Человек, который единственный мне близок и понятен, как никто другой в этой книге. Тринадцатилетний ребенок, пытавшийся защитить сестру, совершив взрослый поступок. Кто из нас в 13, в 17, даже в 20 лет уже точно знал, что такое взрослый поступок? Кто никогда не делал того, что через годы счел бы неправильным? Кто никак не повлиял на судьбы других людей?
Я сама до сегодняшнего утра считала, что подобной вины за мной не числится, и не была уверена, что мне стоит вообще писать об этой книге. И вдруг - эсэмэска от человека, о котором я думать забыла. С которым мы общались всего две недели, и было это больше десяти лет назад (неужели столько времени я храню верность одной симке?). Я порвала с ним отношения, иначе было нельзя. Это казалось мне взрослым поступком. Так, на самом деле, и было. И вот спустя десять лет я вдруг понимаю, что эти отношения вообще нельзя было начинать... И мне мучительно, ведь нужно все исправить, а сделать я не могу ничего.

Так в чем вина Брайони - в том, что она одна не смолчала, взяла на себя ответственность за ситуацию? (Чувствую, без спойлеров уже не обойдется). В том, что вынесла обвинительный вердикт человеку, не рассмотрев все доказательства? (А часто ли даже взрослые люди судят о других, рассматривая доказательства?) В том, что не понимала, что вершит судьбы, не разобравшись в ситуации?

И лично мне кристально ясно, что тащить крест вины взвалили на невиновного. Взвалили, во-первых, Маршаллы. Во-вторых, родители, которым этот предлог оказался очень кстати ввиду неудобного романа Робби и Сесилии.
А эта ошибка Робби с письмом? Разве взрослые люди, понимающие, что каждое действие влечет свои последствия, имеют право так ошибаться? А Сесилия, которая чувствовала, что надо оправдать Робби, но у нее не было сил от мысли, что якобы все бесполезно? Когда ей достаточно было убедить Брайони и/или отца, влияние которого на эти события очевидно при всей незаметности... С самого начала книги, еще до роковых событий, Сесилия никак не пыталась сблизиться с сестрой. А будь они близки, будь семья близка, все было бы по-другому. И у Сесилии, и у Брайони.
Нет, действительно, меньше всех я понимаю Сесилию. Ничего не сказать Брайони в решающий момент, но затаить обиду на всю жизнь! Впрочем, так действительно многие люди почему-то делают...
Я, конечно, утрирую в поисках виновных. Но ведь вся ситуация утрирована! И утрировали ее те действующие лица, кто прямо и безапеляционно обвинил Брайони в преступлении против Робби.

А теперь представим, что Брайони рассказала бы полицейским, что она не разглядела преступника. У Робби и Сесилии, пожалуй, было бы тогда больше шансов на счастье. Хотя война могла точно так же их не пощадить.
Но сдается мне, что и тогда пострадал бы невиновный, только им стал бы Дэнни Хардмен.

...А несчастная Брайони прошла через весь треугольник Карпмана. Она считала себя спасителем. Ее сочли преследователем. А на самом деле она - жертва обстоятельств. Ребенок с искалеченной судьбой.

Я прощаю тебя, Брайони. Я прощаю тебя.

1 2

Комментарии


Тонко :). Спасибо за отзыв!


Люблю доказательства от противного - они делают очевидными все погрешности.


Все эти обаятельные детали быта, подробности творческого и рабочего процессов, многомерные описания событий глазами нескольких героев.




OMFG! Я собираюсь читать эту книгу. Я надеюсь, что я справлюсь :)

З.Ы. рецензия отличная


Ну конечно читай!
Я про фильм еще решила не писать, но тебе скажу. Когда я прочитала мы посмотрели с мужем фильм по книге. Так мне пришлось все время останавливать фильм и мужу все объяснять. И все равно он не понял, почему я люблю Брайони.
Только Робби в фильме нам понравился.

P. S. Спасибо, дорогая))


А что-то помнится мне Tibetanfox сказала, что фильм отличается от книги? Или меня переглючило? Я фильм плоховато помню, если честно... Ну что ж, у меня будет отличная возможность сравнить ощущения. Скорее всего, фильм придется пересмотреть


Мне показалось, отличается неуловимым - мыслями, чувствами, полутонами.
И по фильму не так ясно, что Брайони невиновна. А может, и вовсе не ясно - восприятие книги наложилось на мое восприятие фильма.


Хм, я фильм давно смотрела уже, но помнится по ощущениям я вышла с мыслями, что именно она и виновата. И жила с этим всем всю жизнь...


Вот в этом и разница книги и фильма - в общем ощущении.
По крайней мере, для меня)


Конечно собираешься)))
как бы намек на 17 марта)))


Ой, спасибо тебе за рецензию! Никак не могла приступить к данной книге! Ну а теперь все! Дочитываю нынешнюю, и начинаю "Искупление"!!!


В самом деле, вот не хотела писать... Но, да, это и намек всем))

P. S. Придется мне похоже и "Дом сна" перечитывать, чтобы снова намекнуть)


Конечно!!! Нужно обновить впечатления! )


Но, да, это и намек всем))

Мужчины не понимают намёков :( хДД надо пнуть хорошенько =)


Немо! Елки-палки! Когда ты начнешь уже читать "Искупление" и "Дом сна", палки-елки!!!!! Зубок моих не боишься?

*Это как бы пинок был*


Убеждаюсь в который раз, что есть рецензии, которые нужно читать до прочтения, а есть те, которые хороши только после :) эта хорошей станет, как только я прочту этот роман)


Ты скоро прочтешь этот роман... Ты скоро прочтешь этот роман... Ты ОЧЕНЬ скоро прочтешь этот роман!

*Гипноз подключила*


А книга сильно отличается от фильма? Про фильм много слышала, сочувствовала всем героям.


По сюжету - нет, вообще не отличается.
Но в фильм невозможно включить все полутона эмоций.
Книга очень психологическая, каждый поступок объясняется на многих страницах.
Смотрела фильм сразу после прочтения книги. Вероятно, поэтому он мне не понравился.


Спасибо, буду знать, что книга предпочтительнее!


Как же не отличается? По фильму Брайони отчётливо видела Маршалла, хоть и было там всё в тени, но он обернулся, и она поняла, кто это, и далее по её разговору с кузиной ясно, что она хочет его покрыть. Выходит, она нагло лжесвидетельствовала против Робби, зная правду, а это, уж извините, я ей простить не могу ну никак.
По книге сюжет, конечно, таков, что с Вами ещё хоть как-то можно согласиться в оправдательных суждениях касательно Брайони.


Хм, видимо, надо пересмотреть этот момент, я совсем не так его поняла.
Мне показалось, в конце она вспомнила, что видела Маршалла. Но было же ясно, что ночь была темная и видеть было невозможно.
Но я нисколько не отрицаю что книга наложилась на мое восприятие фильма.


я просто точно помню, что меня поразил момент, когда она своей помятой кузине, сидючи на этом островке, говорит: "ну ты же его не разглядела, правда ведь, ты же ничего не поняла, ведь так"?
Что-то в этом роде, мол, закрой глаза на то, что это Маршалл, я хочу упрятать Робби.


Вечером пересмотрю и отпишу.
Но вообще такие слова можно понимать двояко.
Я не вижу у нее мотива именно упрятать Робби. Я не вижу у нее ненависти к нему. Только страх.


Не страх. Она же хотела, чтобы её действия выглядели в её собственных глазах геройски: спасение сестры, драма, она, мол, взрослеет, новые сюжеты.


Да к тому же она по книге ещё и тщеславна: она же ведь подумывала о том, чтобы сказать, что не разглядела. Но сразу же спохватывалась, что взрослые на неё скептически посмотрят и не воспримут всерьёз. Труслива и тщеславна, выходит.


А кто из детей не ищет одобрения взрослых?)


Чёрт возьми, 13 лет, это ж 8-й класс. Почему все забывают про то, с чего всё началось? Никогда не читала письма и записки, которые попадали мне в руки, даже в 8 лет, ей богу! И отлично помню причину, по которой не читала - да потому что не мне написано и меня не касается, и не честно! Но это уже вопрос воспитания.
С другой стороны, я бы подобное содержание роббовой записки восприняла бы как грязные шашни взрослых, стыдные какие-нибудь, но никак не маньячество. А это уже вопрос иного времени и иных нравов.

Нет, в 13 лет я себя ребёнком уже не считала и одобрение чужих дяденек... ну сомнительное удовольствие, цена которому - ложь.


Да, кто из детей не ищет одобрения и любви?!


С другой стороны, автор и не даёт нам по-настоящему развернуться в исследовании произошедшего. Ведь реально по книге непонятно: то ли Брайони, сложив все факты воедино, к 18 годам узрела, что это был Маршалл, то ли она хоть что-то видела, но пыталась даже сама перед собой не признаваться, что это были очертания Маршалла?
Так что что тут теперь...


И вообще, терзать читателя подобными вопросами морали автор имеет право только когда полностью посвятит его во все-все закоулки памяти и мыслей оступившегося героя. Вот Раскольников же тяпнул топором - и всем всё понятно, зачем и почему. Сиди только и разбирайся в его терзаниях. А то, видела..., не видела... ну что эт, в самом деле...


Не знаю, не знаю... У меня создалось полное впечатление, что она не видела. Нигде не написано, что видела.


ну, возможно, меня уже прост офильм путает, потому что в фильме свет от её фонаря отчётливо маршалловскую морду освещал.


Скорее всего.
Помню, я еще удивилась, почему в фильме у нее был фонарь. В книге четко написано, что ей не дали факела или фонаря.


маршалловская морда - это пять )) Я давно смотрела фильм и не читала книгу. Я вообще не помню кто такой Маршалл )) Но тут уже такие страсти разгораются... мне аж интересно становится :)


да нет тут страстей. мне просто самой всегда было интересно дознаться, что ж там на самом-то деле было.
Выходит, киношники просто не стали воплощать в фильме неоднозначность ситуации, а конкретизировали всё, изменив ключевые сцены всякими деталями в виде фонарей в маршалловскую морду (это насильник), да разговорами героев.


Мне вообще кажется, что Маршалл не насильник.
Вот из-за этой фразы:
"Не меняя позы, Лола слегка отстранилась или пожала плечами – отчасти, возможно, чтобы уйти от ответа, отчасти – чтобы избавиться от сочувственного объятия Брайони. Отвернувшись, уставилась в пустоту над озером. Вероятно, она собиралась заговорить, пуститься в долгие объяснения, в ходе которых надеялась разобраться в собственных чувствах, превозмочь немоту и выразить нечто, вызывавшее у нее и ужас, и радость одновременно".


Кстати, у меня идея!!! Вы ж не против, если я ещё тут в комментах пофлужу,а то тут всё уже желтит моей авой? Только сейчас в голову стукнуло.
Если допустить, что по книге Брайони ничего не видела, а домыслила в своей голове про Робби, то каким образом потом в процессе взросления до неё начинает доходить, что это Маршалл. Кажется, у Хардмена же ведь тоже не было алиби. И если она жила до 18 лет в полном неведении, то как к ней пришла догадка, кто из 2-х (Маршалл или Хардмен) это был? Получается, если Маршалл и кузина женятся, то это и есть подсказка, что тут что-то нечисто? Почему не Хардмен?
Или я что-то пропустила в книге?


Это был человек роста Робби и Маршалла.
Хардмен судя по всему был заметно ниже.


она видела их не стоя...откуда могла знать рост? Когда убегают - пригибаются, рост невозможно оценить. Маршалл высокий(много любимый Бенедикт-Шерлок в фильме), а Робби маленький...


Вообще-то я здесь пишу о книге, а не о фильме.
Вопросы, касающиеся роста актеров, лежат вне моей компетенции...


вопросы роста должны были бы быть учтены и в фильме, что меня и удивило. Похоже в книге многое обьяснено, что в фильме упущено - как истинное раскаяние, осознание вины, после просмотра фильма этого не возникло, а наоборот, против Брайони настроило всех, кто смотрел фильм и не читал книгу. Мало кто захочет взять книгу и начать страдать по-новому. Поэтому и многие пишут - не смотрите, не читайте - это больНо! Дурочки девочки должны в школе проходить, что читать чужие письма нельзя, опускаться, до осуждения и обвинять невиновного (любимого) а уж из мести - совсем плохо - за такое полагается ей тюремное заключение. Но мы же добры и снисходительны и сочувствуем переживаниям той девочки. И игра чувствами читателей и зрителей, не объясняя конкретно что ОНИ в ТОТ МОМЕНТ думали, а завуалированность их мыслей, дает такую пищу обсуждаемым - жалеть или не жалеть, плоха или не плоха. Манипулировать чувствами всегда плохо.


И кстати опять обратимся к цитатам и будет ясно, что Брайони не видела, кто это:
"Девочка направилась прямо к храму, сделала семь или восемь шагов и собралась уже выкрикнуть имена двойняшек, когда куст, стоявший прямо у нее на пути – тот самый, который, как она считала, должен был расти ближе к берегу, – начал то ли ломаться, то ли расщепляться и внезапно раздвоился. Он менял форму неким сложным образом, истончаясь у основания и вырастая колонной высотой в пять или шесть футов. Брайони тут же остановилась бы, не будь она по-прежнему уверена, что это всего-навсего куст и что все происходящее – лишь оптический обман, обусловленный игрой теней, но, сделав еще пару шагов, поняла, что это не так, И тут она остановилась. «Колонной» оказалась человеческая фигура, пятившаяся теперь от нее и начавшая растворяться в более густой тени под деревьями. Оставшееся чернеть на земле пятно тоже было, как выяснилось, человеческой фигурой, и оно тоже начало менять форму – фигура села и окликнула ее по имени".


Ну да, лолина "радость одновременно" и рост меняют ситуацию.
Значит, ходячее зло - это Лола. Мы выяснили!! Хотя, в этом-то я как раз и не сомневалась.


Родители тоже хороши. И мама, которая все вспоминает свою паразитирующую на других сестру Гермиону, сравнивает с ней Лолу... И ничего не говорит в защиту Робби - ей такой зять не нужен. Отец, для которого Робби нечто вроде проекта, который верит, что можно ввести человека из низов в высший класс, дав ему соответствующее образование. Крупный правительственный чиновник, однозначно имеющий влияние на правосудие. И в его письме к Брайони, сообщающем о свадьбе Лолы и Маршалла, есть намек, что он знает, что это был Маршалл. Он хотел ввести Робби в высший класс... Но не видел его мужем своей дочери.

1 2