Больше рецензий

Psyhea

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 февраля 2012 г. 22:07

88

3

Пожалуй, из числа современных писателей Бернар Вербер – один из моих любимых.
К настоящему моменту мною прочитаны практически все его книги: трилогия о муравьях, цикл книг о танатонавтах-ангелах-богах, Энциклопедия относительного и абсолютного знания, сборник рассказов Древо возможного и одиночные книги Звездная бабочка, Отец наших отцов и Наши друзья человеки.
Таким образом, для себя я успела составить определенное мнение об авторе, его идеях и целях, которые он преследует в своих попытках достучаться до читателя.

И все-таки Зеркало Кассандры выделяется из общего ряда произведений Вербера.

1. Во многом книга содержит логичное развитие обозначенных автором ранее мыслей. Таких как: Древо возможного, происхождение человечества на Земле, возможность одного человека повлиять на развитие всей цивилизации и многие другие. Также Вербер не гнушается и дальше интерпретировать мифологическое наследие на свой вкус и взгляд.

2. В Зеркале Кассандры речь идет об Отверженных. О непонятых, неприспособленных к жизни в «нормальном» обществе людях. Проще говоря о бомжах. Главная героиня, унаследовавшая от своей античной тезки дар предвидения, убегая от людей, выбирает местом жительства свалку и старается расположить к себе ее оригинальных обитателей. Я бы сказала чтение не для слабонервных… И не потому что в книге много пошлости, совсем нет. Там много быта. Тех вещей, которые мы привыкли считать непристойными в рамках общественной морали. В некотором смысле приходится делать над собой усилие, чтобы привыкнуть к нравам и привычкам главных героев. Не говоря уже о меню людей, живущих на свалке…

3. Субъективно говоря, мне книга показалась значительно мрачнее и менее человеколюбивой, нежели предыдущие. И причин тому несколько:
- страх и отвращение перед толпой, о котором шла речь в цикле о Муравьях, в ЗК прочно пускает корни и проходит через всю книгу. Толпа – как нечто абсолютно безмозглое, как стая леммингов, которая придерживаясь привычного маршрута сигает со скалы в пропасть.
- мелочность людей, которые не хотят думать о будущем. Будущее пугает их. Поэтому в настоящем люди ведут себя как свиньи, не задумываясь о том, какую планету они оставят своим потомкам.
- метафорическая история с заводом по переработке мусора Молохом, когда легче не решить проблему, а закрыть на нее глаза или отложить до лучших времен, читай потомков.
- люди, старающиеся предотвратить теракт, не только не получают помощи, но еще и встречают ожесточенное сопротивление. Зато террористы разъезжают в машинах с дипломатическими номерами.
- родители, которые в погоне за мечтой ставят эксперименты на детях и превращают их в психически неуравновешенных людей.
- гениальные изобретатели, для которых столкновение с суровой реальностью и серой массой является решающим аргументом в эгоистичном желании умереть.

В общем, я думаю вы поняли… Перечислять мрачные моменты книги можно практически бесконечно… Вывод напрашивается неутешительный. Неужели автор настолько разочаровался в жизни, что пришла пора написать эдакий вопль направленный в космос?
И ведь не сказать, что Вербер не прав и жизнь наша радужна и прекрасна. Все практически так, как он описал на самом деле. Реалистичность данного фантастического произведения не так страшна, как то, что повествование оканчивается практически без надежды на хороший конец для планеты.
Все-таки я всегда считала Вербера романтиком. И большинство его книг и рассказов не сатирического толка имеют обнадеживающий финал. А здесь… мягко говоря сомнительный.

ИТОГО: Книга наводит на мрачные мысли о тщетности всего сущего. После нее чувствуешь себя Ондатром из Муми-Троллей, который в довершение всех бед с кометой еще и сел в торт. Также и все позитивные мысли после Зеркала Кассандры кажутся липкими, сладкими и противными... Ведь за ванной, закрывающей дырку в потолке скрывается комета. «Если вы понимаете о чем я говорю» (с) Виконт

Источник