Больше рецензий

satal

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 декабря 2011 г. 16:48

1K

5

Мне вдруг стало очень нужно поговорить о той грани остапобендерства, которая спрятана между этих легендарных строк.

Книга, которая превзошла свою гениальную предысторию во многом. Юмор здесь тоньше, замысел - глубже, стиль - изящнее, тоска - пронзительнее.

Но я все неправильно рассказываю. Сейчас. Гм-гм. Юмор здесь тоньше:

"Следствие может поглотить много времени. Сколько - знает один Бог. А так как Бога нет, то никто не знает".

"И ты, Брут, продался большевикам?"


Замысел - глубже:

"Счастье никого не поджидает. Оно бродит по стране в длинных белых одеждах, распевая детскую песенку: "Ах, Америка - это страна, там гуляют и пьют без закуски". Но эту наивную детку надо ловить, ей нужно понравиться, за ней нужно ухаживать".


Стиль - изящнее:

"...город. Он был нарезан аккуратно, как торт".

"...борщ, в котором плавали золотые медали жира".


Тоска - пронзительнее:

"Все повторится... И опять будут сжигать людей, которые посмеют сказать, что Земля круглая".


Именно тоска. Вторая книга пронизана ею от начала и до конца! Но в отличие от "12 стульев", где грусти и безысходности тоже немало, в "Теленке" она не легкомысленна. Это мудрая, опытная тоска людей, которых не видно, но которые стараются, а им не везет; которые автоматически живут, пока их обманывают, обирают, бьют и даже убивают бритвами во сне. И все-таки они вертятся!

Это тоска людей, которые во что бы то ни стало достигнут своей цели и обязательно не испытают никакого удовлетворения, перешагнув финишную ленту.

И, наконец, это красивейшая тоска людей, которые будто бы не тоскуют. Сыпля шутки и истории, все поголовно о.бендеры, которых в мире не меньше, чем сыновей лейтенанта Шмидта, не дают никому времени заметить все, что нешуточно - все остальное.

Моя собственная тоска.

Великая книга в шутливой парандже.

1 2

Комментарии


Ну, разве позволительно писать рецензии, которые более заинтересовывают не в авторе книги, а в авторе рецензии? :)


Мне лестно, но я люблю больше конструктива)


Конструктива, значит?) Нате!

Что значит

Сыпля шутки и истории, все ... о.бендеры ... не дают никому времени заметить все, что нешуточно - все остальное.



?


А значит это, что пока ты не достиг результата, ты никогда не знаешь, удовлетворит он тебя, или ты его даже не заметишь за какой-то новой мишенью.

Наверное, поэтому стоит учиться получать максимум удовольствия по пути)


замечательно написали!!!


Спасибо!


Присоединяюсь во всём! Превосходная рецензия с цветущим взглядом на господ Ильфа и Петрова)) Обожаю такие структурированные вещи)


Спасибо.


Сейчас, к сожалению, нет свободных десяти минут, чтобы откомментировать. Но я ещё вернусь, ладно? =)

В общем - позже хотелось бы сказать о том, как я вижу отношения Бендера и Паниковского в свете, так сказать, этой рецензии.

Адьё!)


Ждем-с)


Здравствуйте опять! Итак, Остап и Паниковский.

Это мудрая, опытная тоска людей, которых не видно, но которые стараются, а им не везет; которые автоматически живут, пока их обманывают, обирают, бьют и даже убивают бритвами во сне. И все-таки они вертятся!



Я считаю, что Паниковский - это зеркало Бендера.

"Паника" - у одного она повсеместно и повсечасно, а у другого - ни в одном глазу. Все аферы проворачивались Остапом метко и изящно, даже ювелирно, а Паниковский жил нахрапом, на последнем вздохе. Били, правда, и того, и другого. Но били всё-таки по-разному. Михаила Самуэлевича колотили все и по самое не хочу, выбивая дурь и как бы "с высоты своего положения", а Остапа Ибрагимовича - будто не имея другого выхода и всё равно сознавая свою несостоятельность по сравнению с этим идейным великаном.

Сдаётся мне, что Паниковский - кривое зеркало Бендера. В Остапе внутри плясал жулик-острячок. Вертелся он на чистом, натёртом мастикой энтузиазме. Вертелся он - вертелась и Земля. А кто плясал и вертелся внутри Паниковского? Да никто, потому что радикулит. И зеркало исковеркало :)


Я хочу, чтобы ты всегда так красиво и серьезно меня комментировала. Хочу и все)


Замечательная рецензия))) и книга просто великолепная)))


Одна из нескольких, которые нельзя не перечитывать)


+ ). Как верно о тоске. Я тоже вижу О.Бендера именно тким. Но никогда о своей тоске он не говорит. Разве что один только раз. Про атмосферный столб...


А помните, как он танцевал танго сам с собой? Тогда тоже.


Вот этот момент не помню. Хочу перечитать "Золотого теленка" после Вашей рецензии ... Я, кстати, никогда эту книгу не перечитывала. Слишком больно мне за героев. Жаль всех: и Паниковского, и Козлевича, и Шуру Балаганова, и Зосю. А Бендера - хоть плачь! Я ему так желала удачи...
Фильм с Юрским обожаю. Любуюсь игрой актеров ).


Да, Бендер , как и авторы, тут старше и умудрённее... Ему не нужна вечная иголка для примуса, он не собирался жить вечно...


Повзрослели немножко ). От Остапа-хулигана здесь мало что осталось. Лирик, немножко даже - поэт. Прекрасные слова песни к фильму Марка Захарова "12 стульев" замечательно характеризовали бы его, если бы ни были испорчены, как мне кажется, музыкой (которая, наверное, прекрасно подходит под стиль фильма, но абсолютно убивает стихи):

О, наслажденье скользить по краю,
Замрите, ангелы, смотрите, я играю,
Моих грехов разбор оставьте до поры,
Вы оцените красоту игры.

Пусть бесится ветер жестокий
В тумане житейских морей,
Белеет мой парус такой одинокий
На фоне стальных кораблей.


А мне кажется, что музыка полностью передала трагикомичность сюжета


Фильма - да!). Но у Захарова фильм- гротеск, подчеркивающий и преувеличивающий игру Остапа. И музыка соответствующая. И переигрывающий Миронов как нельзя кстати! Но для Остапа в "Золотом теленке" музыка лишняя. Я представила сейчас, как первое четверостишье читает Бендер - Юрский, а второе - просто молчит). А ? Как?)...


А я себе представила, как в "Золотом телёнке" играет Юрский)) м-да... Не подходит) И вообще, стало хотеться обсуждать фильмы, а не книги, что на этом сайте допускать нельзя) ни-ни)


-- Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? -- спросил Остап. -- Только подсчитайте все.

-- Сто рублей, - ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.

-- Да нет, вы меня не поняли. Не на сегодняшний день, а вообще. Для счастья. Ясно? Чтобы вам было хорошо на свете.

Балаганов долго думал, несмело улыбаясь, и, наконец, объявил, что для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо.



Не согласен, что "не испытают никакого удовольствия". Вот, совершенно осязаемое удовольствие.

Так что авторы возможно акцентировали на том, что не надо бегать за несбыточным. А надо просто установить для себя цель и к ней идти. И цель должна быть реальной. Только тогда будет отдача от получения.


Но в итоге-то ни у кого удовлетворения не было. Ну, разве что у Козлевича.

А удовольствие - это только момент, а не состояние.


Нет, удовлетворение и удовольствие - это одно и то же. Смотрите, я, например, ем картошку с бутербродом, и при этом испытываю:
а) удовольствие;
б) удовлетворение.

С деньгами так же. Философия тут, впрочем, не к месту. Я только прокомментировал одну из Ваших мыслей.


Это правда - когда я ем картошку (пример мне нравится)), я испытываю и то и другое. Но вот я ее доел и пошел работать. Через некоторое время я перестаю получать удовольствие от этой картошки, остается только состояние удовлетворенности. Или неудовлетворенности (если я не наелся), хотя удовольствие от ее поглощения я испытывал.

Да это и не философия, наверное. Иначе мне не было бы так интересно)


Вот бывает так, что в определенные моменты что-то попадается на глаза и понимаешь, что именно этого тебе-то и не хватало! Мне, например, не хватало этой рецензии, чтобы понять, почему именно "Теленок" - другой. А ведь действительно, "мудрая, опытная тоска людей, которых не видно, но которые стараются, а им не везет"! Схожие чувства по отношению к героям испытывала очень-очень давно, когда смотрела "Тома и Джерри" и "Ну, погоди!" - вы не представляете, насколько было жалко кота и волка! :)


А это правда) Том с волком ох как старались! Но у них не было времени тосковать)

1 2