Больше рецензий

malasla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июля 2011 г. 13:13

4K

5

Спасибо Ricka , если бы не она, я бы нескоро добралась до Искупления - очень уж не люблю разрекламированные книги, ожидаю от них слишком многого.

Меня вот удивляет, когда в рецензиях к Искуплению начинают называть Брайони дрянью, предвещать ей муки загробной жизни и все такое прочее.
Как будто роман в самом деле о несчастной любви Робби и Си.
Дудки, народ.

Это лучшая книга о том, что такое писательство из всех, что мне до сих пор встречались. Невозможно сопереживать Робби и Сесилии по-настоящему, потому что с самого начала не отпускает ощущение, что они - персонажи, не больше. Да и Брайони в первой части - тоже марионетка авторского желания, которой поклоняются игрушки и подчиняются словари.

Она проходит путь от сказок к психологической прозе, потом перегружает свое восприятие мерными волнами дисциплины, чужой боли и сострадания в больнице, и только в третьей части вдруг становится живой и оказывается, что она всего лишь автор.

Это не о несчастной любви.

Это о том, существуют ли границы, которые непозволительно переходить. О том, как из озарения, что между жизнью и фантазией нет различия, приходит понимание того, что различие это есть: это два совсем разных мира, но только первым управляет невесть кто, а вторым - сам автор. Он виноват. Он ответственен. Он будет искупать все ошибки.

Знаете, в нашей, забытой даже самими нами, литературе, был писатель, написавший рассказ "Цвет яблони". В нем дочь главного героя - писателя - умирала, угасала с каждой минутой. А он горевал, отвлекался на бытовые мелочи и, ненавидя себя, подсознательно запоминал каждую мелочь. Вот это чувство, думал он, я вставлю в один из своих романов. И запомнить, как свет пробивается сквозь листья, и запомнить этот весенний аромат, который диссонирует с ощущением скорой смерти.

Как он ненавидел себя. Как проклинал.
Но поделать ничего не мог.

Какие бы ошибки Брайони не совершала, как бы ни ненавидела себя, как бы не понимала, что ничего исправить не сможет - она не оставит попыток.
Ведь там, в мире слов, она может все исправить.

Она все исправит.
Они будут счастливы вечно.

1 2

Комментарии


очень очень понравилась рецензия)


Спасибо))


Меня вот удивляет, когда в рецензиях к Искуплению начинают называть Брайони дрянью, предвещать ей муки загробной жизни и все такое прочее.
Как будто роман в самом деле о несчастной любви Робби и Си.
Дудки, народ.



Каждый видит что-то свое ))

Рецензия прекрасна ))


Нет, ну я, конечно, но объективность тоже не претендую)))
Просто, когда читала, на главной пару раз появлялись рецензии о том, как ужасна Брайони, вот и запомнилось.

Спасибо)


Согласна с тобой, Машунь )


Как будто роман в самом деле о несчастной любви Робби и Си.
Дудки, народ.

Это лучшая книга о том, что такое писательство из всех, что мне до сих пор встречались.


Наконец-то! Наконец-то мы теперь знаем, что же на самом деле "хотел сказать автор" ))))


"Хотел сказать автор" - это фикция.
А вот "о чем", еще называемое "идея" - далеко нет.
Понимание идеи может отличаться, не спорю.

Я лично понимаю ее так.


Ой, я не буду оригинальна в своем восхищении рецензией :), очень свежий взгляд, не истина в последней инстанции, а скорее еще одна грань понимания.


Спасибо))

В литературе, по-моему, истина в последней инстанции не возможна как таковая.
Когда я говорю то. что говорю, изначально ставлю в центр тему автораства. И в этой интерпретации это ни разу не о любви.
А если смотреть на текст как на роман о любви, то Брайони, думаю, в самом деле выглядит не очень хорошо.

А истину оставим провидению)


Оставим, да :)


Михаил Коцюбинский. Рассказ, о котором Вы говорите ("Цвіт яблуні") - прекрасный образчик экспрессионизма.
А рецензия замечательная, да. Единственный отзыв на "Искупление", который оказался мне близок.


Спасибо)
*не может сдержаться*
Но только не экспрессионизм, а импрессионизм.


Ох, да в укр.лите практически все прозаики первой половины XX века весь этот модернизм беззастенчиво смешивали ^_^ И авангардизм, и, прости г-ди, имажинизм. Вот разве что только без футуризма обошлось - тот только поэтически оформился.
Про импрессионизм у Михаила Михалыча первым вроде Франко кричал? У Филиповича и Журбы хорошо синкретика прозы Коцюбинского раскрыта. Более модные теории, так сказать ^_^ Это вопрос литературоведческого подхода во многом.


Эээй, а Семенко? Отец украинского футуризма и просто отличный парень?)
А Коцюбинский тоже был прекрасен, но как-то сложно поверить, что он обскакал мир в экспрессионизмом и придумал его в 1902 вместо узаконеного 1905. Да и к тому же синестезия его очень недвусмысленно указывает на импрессионизм.
Но да - вопрос подхода.


+1 просто за МакЭвоя на обложке!!!!!! :)


Обложка на самом деле другая была, с девочкой)) Но добавилась почему-то такая.


Спасибо Вам огромное за рецензию.


Иэн Макьюэн

666 читателей

75 рецензий

92 цитаты

хе


Браво!
Полностью с вами согласна!

1 2