Больше рецензий

25 июня 2011 г. 01:25

117

4

Оговорюсь сразу: я никогда не любила "Ромео и Джульетту". Джульетта казалась мне экзальтированной дурой, Ромео слизняком, а от их пафосной рефлексии у меня воротило с души. Годы спустя с этим творением великого Барда меня примирила руганая-переруганная экранизация База Лурмана. Я вообще люблю, когда заматеревшую в веках классику швыряют о стену современности и сквозь трещины в панцире вдруг проглядывает живое тело вечной истории. Поэтому увидев рекламный ролик нового романа, я решила, что должна его прочесть. "Джульетта" рекламировалась как "амбициозный исторический роман в стиле ....". Именно поэтому начну с его исторической части. Она великолепна. В силу образования я хорошо знакома с предысторией шекспировской "РиДж" и должна признать, то, что сделала с этим Энн Фортье - достойно уважения.
Итак: Две равно уважаемых семьи, тьфу, прошу прощения, ТРИ равно уважаемых семьи: Салимбени (Монтекки), Толомеи (Капулетти) и Марескотти (третий угол этой литературной геометрии) ненавидят, любят, терпят, режут друг-друга почем зря вполне в духе средневековой Италии. На Джульетту тут претендует не только Ромео, (который тут отнюдь не Монтекки, а как раз третий угол,), но и сеньор Салимбени, и сын его от первой жены Нино, и даже старый художник-извращенец, который, чтобы реализовать свою несвоевременную страсть и сводит вместе Ромео и Джульетту (мол, молодость к молодости, красота к красоте). История эта круто замешана, толково приготовлена и грамотно сервирована. Хочется съесть целиком, но приходится смаковать по маленьким кусочкам, наслаждаясь терпким послевкусием. Отдельное спасибо автору за монаха Лоренцо, у Шекспира с ним что-то не сладилось. И, конечно, средневековая Сиена со своими контрадами, башнями, палио и чумой здесь не столько декорация, сколько самостоятельный персонаж.
За историческую часть 10 из 10. Лучше бы Фортье расширила эту часть и остановилась на этом. Но нет. В наследство от исторической части осталась туча артефактов, вокруг которых и построена современная и отнюдь не лучшая половина этого произведения. Недаром говорится, что история повторяется дважды: один раз как трагедия, другой раз как фарс. Именно это и случилось.
У меня осталось устойчивое ощущение, что Фортье просто разрывалась между желанием написать слюнявый женский роман и необходимостью писать интеллектуальный детектив. С женским романом вышло, с детективом не очень. Соглашусь с предыдущим рецензентом - роман однозначно задумывался в стиле Дэна Брауна. Но Дэн Браун мужчина, как и его профессор-всезнайка, поэтому для него дело, прежде всего. Он крепко держит в руках нить сюжета и доводит его до логического конца (т.е. очередная "загадочная фиговина" найдена, мир спасен, а читатель заучил пару новых понятий). А вот Энн Фортье как и ее героиня - женщина, для нее важнее чувства, а чувства с мозгом в одной упряжке - это катастрофа. Тем, кто любит хотя бы просто детектив (не говоря уж про интеллектуальный), читать не стоит.
А вот женский роман получился на все сто. Тут тебе и зеленоглазый мускулистый плохиш на Альфа-Ромео, и злая сестра-близнец, и фея-крестная, и загадочный дворецкий, тоже в каком-то смысле фей. Никто здесь не является тем, кем кажется, а от родственных связей, вскрывающихся по ходу сюжета, болливудские и мексиканские мыловары блевали бы на брудершафт.
А уж героиня... Перезрелая девственница-пацифистка с кучей психологических, финансовых и прочих проблем в поисках балкона, на котором можно было бы дождаться Ромео. Из-за всех этих проблем она никак не может сосредоточиться на поисках "загадочных фиговин", а найдя, постоянно теряет их. Вся ее мозговая деятельность сводится к цитированию шекспировского текста (похоже, единственного, что она выучила за всю жизнь), а так же попыткам решить - это уже Ромео или еще нет. Остальные надцать персонажей всячески подталкивают ее к необходимым действиям и таким нехитрым способом она болтается по сюжету как цветок в проруби.
И вот в тот момент, когда детективная линия окончательно заходит в тупик на сцене появляется, кто бы мог подумать, мафия. Эти славные парни быстро делают всю работу за автора, т.е. увязывают все неувязки и находят все ненайденное. И вот когда они, наконец, собираются (по просьбам читателей) пристрелить героиню, чтобы не мучилась, появляется Ромео и крошит всех в мелкую капусту. Все. Свадьба.
Может зря я недолюбливала Шекспира? Он-то с самого начала понял, что Ромео и Джульетта must die.