«Рассказы о живописи» — своего рода автопортрет из 25 картин: под самый конец жизни Даниэль Арасс прочел цикл лекций на радио France Culture, где в предельно доступной форме подвел итог своему методу и своим размышлениям. Для Арасса история искусства — не только научная дисциплина, но и предмет горячего восхищения и напряженных переживаний. Перед любым произведением, будь то «Мона Лиза» или работа малоизвестного маньериста, он оказывается в положении непредвзятого, но чрезвычайно внимательного зрителя, способного вступить в диалог с художником и из любой детали сделать вывод об авторской картине мира. Для самого Арасса эти лекции стали противоборством и с близкой смертью, и с самой идеей «отмеренного срока».
«Рассказы о живописи» — своего рода автопортрет из 25 картин: под самый конец жизни Даниэль Арасс прочел цикл лекций на радио France Culture, где в предельно доступной форме…
Три рассказа из классического цикла Виктора Драгунского в оформлении художницы Ольги Чернышевой.
Перед тобой книга о Дениске. Но кто это такой? Денис Кораблев — мальчик лет восьми, его папа работает инженером, а мама учится в институте. «Денискины рассказы» были придуманы советским писателем Виктором Драгунским, а их главным героем стал его собственный сын. На протяжении практически десяти лет — с 1959 по 1968 год — Драгунский сочинил более полусотни историй про Дениску.
В книгу вошли три рассказа, которые выбрала и оформила Ольга Чернышева: «Он живой и светится...», «Что я люблю...», «...и чего не люблю». Эти истории немного отличаются от других рассказов из знаменитого цикла, но схожи по настроению с искусством самой художницы — в них нет захватывающих приключений, зато есть легкость, множество эмоций и внимание к скрытым, еле уловимым деталям повседневной жизни. Как и Драгунский, Чернышева точно подмечает характер вещей и состояние героев, используя для этого разные художественные техники: графику, акварель, коллаж, фотографию.
«Денискины рассказы» — пятая книга в сказочной серии V—A—C Press. Проект обращается к традиции советской иллюстрации, представители которой не только занимались оформлением книг для детей, но и играли ключевую роль в становлении искусства своего времени.
Ольга Чернышева (р. 1962) — художница, работает с видео, фотографией, графикой и живописью. В 2001 году представляла Россию на Венецианской биеннале. Работы Чернышевой экспонировались на 56-й Венецианской биеннале (2015), Manifesta 10 в Санкт-Петербурге (2014), 1-й Бергенской триеннале в Норвегии (2013). В 2022-м Ольга Чернышева стала лауреатом премии в области современного рисунка от Фонда Герлен. Работы художницы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, ММОМА, Королевской академии изящных искусств в Амстердаме, Фонда Louis Vuitton в Париже и других российских и зарубежных собраниях.
Три рассказа из классического цикла Виктора Драгунского в оформлении художницы Ольги Чернышевой.
Перед тобой книга о Дениске. Но кто это такой? Денис Кораблев — мальчик лет…
Художники Евгений Антуфьев и Любовь Налогина придумали эту книгу, чтобы осторожно, но вместе с тем открыто поговорить на тему, которой так часто боятся взрослые. Каждая страница приглашает поразмышлять о том, что такое смерть, и подружиться с ней, ведь порой достаточно лишь разобраться в вопросе, и все пугающее окажется простым и естественным.
Художники Евгений Антуфьев и Любовь Налогина придумали эту книгу, чтобы осторожно, но вместе с тем открыто поговорить на тему, которой так часто боятся взрослые. Каждая страница…
Сборник неизвестных фантастических произведений русских авторов XIX века.
Книга является продолжением ранее вышедшего сборника «Сказки мятежей и трюфлей» и включает в себя произведения русской фантастической прозы XIX века. Как и в «Сказках...», писатель и переводчик Виталий Тимофеевич Бабенко объединил сочинения разных жанров, выстроив их в хронологическом порядке, чтобы познакомить читателей с панорамой русской фантастики той эпохи.
Многие рассказы и повести, вошедшие в сборник, сложно отнести к какому-либо из традиционных для фантастики жанров, и автору-составителю пришлось придумать новые жанровые определения, о которых он подробно рассказывает в предисловии. Среди них, например, есть зомбическая, картежная и простодушная фантастика. Рассказы и повести, представленные в книге, публикуются без сокращений в том виде, в каком они впервые увидели свет.
Виталий Бабенко (р. 1950) — русский писатель, журналист, переводчик, издатель, преподаватель. Живет и работает в Москве. История русской фантастики — один из многих его интересов.
Сборник неизвестных фантастических произведений русских авторов XIX века.
Книга является продолжением ранее вышедшего сборника «Сказки мятежей и трюфлей» и включает в себя…
«Замечательная ракета» Оскара Уайльда с иллюстрациями Светы Шуваевой — вторая книга сказочной серии V-A-C Press, в которой публикуются классические произведения, выбранные и оформленные активными участниками современного художественного процесса.
Это довольно необычная сказка: ее главные герои — не люди и даже не звери, а говорящие вещи. Большая Римская Свеча, Огненный Фонтан, маленькая Шутиха, Бенгальский Огонь, маленький Огненный Шар и замечательная Ракета — каждый фейерверк не похож на другой, у него свой характер, своя манера говорить, свои цели, желания и свой взгляд на наш человеческий мир.
«Замечательная ракета» Оскара Уайльда с иллюстрациями Светы Шуваевой — вторая книга сказочной серии V-A-C Press, в которой публикуются классические произведения, выбранные и…
В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которую Чернышевский защитил в 1855 году, он оспаривает эстетику немецкого романтизма и предлагает «различать то, что чувствуется на самом деле, от того, что только говорится». Публицист не только сталкивает идеал с жизнью, но и противопоставляет бесплотность означаемого («идеала, который существует в воображении художника») материальности означающего (самой действительности). Поэт и филолог Павел Арсеньев, написавший предисловие и послесловие к новому изданию «Эстетических отношений…», утверждает, что Чернышевского можно назвать первым русскоязычным медиакритиком, и подключает новейший критический аппарат, доказывая непреходящую актуальность текста, оставшегося практически незамеченным при жизни автора. В частности, в своей диссертации Чернышевский обращается к теории воспроизведения в искусстве на примере техники гравюры и дагеротипии. По его словам, «теория воспроизведения, если заслужит внимание, возбудит сильные выходки со стороны приверженцев теории творчества. Будут говорить, что она ведет к дагеротипичной копировке действительности». Позднее философ Вальтер Беньямин назовет дагеротип поворотным пунктом в истории искусства. В послесловии Арсеньев перекидывает мост от «Эстетических отношений искусства к действительности» к самому известному сочинению Чернышевского — роману «Что делать?», существенно повлиявшему на развитие российской критической и политической мысли, в том числе на редакцию журнала «Современник» и близких к ней передвижников, а также на тезисы Ленина, Плеханова, теоретика производственного искусства Бориса Арватова и на литературу позитивизма в целом.
В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которую Чернышевский защитил в 1855 году, он оспаривает эстетику немецкого романтизма и предлагает…
В монографии «Выставка как средство самовыражения» Мариана Рокетт Тейшейра исследует новаторские практики швейцарского куратора Харальда Зеемана на примере выставки «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и мы» 1974 года, которая стала своего рода кульминацией целого ряда его экспериментов с выставкой как выразительным средством и точкой отсчета для многих других. Исследовательница выстраивает связи между этой небольшой работой Зеемана и его программными проектами «Агентство духовного гастарбайтерства» и «Музей одержимостей».
В монографии «Выставка как средство самовыражения» Мариана Рокетт Тейшейра исследует новаторские практики швейцарского куратора Харальда Зеемана на примере выставки «Дедушка:…
In recent years, a new field of scientific research has been put forward, the so-called (microbial) oceanography, which offers a new mapping of the ocean from its shiny surfaces to lightless sea floors. Oceanography combines techniques of molecular biology, gene sequencing, bioinformatics, and remote sensing, among others. Oceans are a crucial factor in global climate and necessary condition for human survival on earth, and findings from oceanography can help people better understand life (and survival) in the Anthropocene. Not only are all life forms of marine origin, but the oceans also host extremophiles—that is, microbial life forms living under extreme conditions of heat, cold, lack of light—which are integral to understanding what possible alternative life forms might look like. It may be that such mainly anthropogenic forces as overfishing, pollution, deep-sea mining, and acidification suggest that a new concept of the ocean—Anthropocean—needs to be discussed. New approaches in cultural studies as well as in the history of sciences are shifting our vision of the ocean, considering the previous realm of immeasurable broad and depth as a fundamental contrast to a human history and culture in order to rewrite it.
In recent years, a new field of scientific research has been put forward, the so-called (microbial) oceanography, which offers a new mapping of the ocean from its shiny surfaces…
Сборник «В защиту мейнстрима» описывает «транзитное десятилетие» 1990-х годов в России — время, которое во многом определило дальнейшее развитие жизни и культуры страны. Эта книга организована по принципу «культурной археологии»: авторы текстов исследовали устоявшиеся и клишированные образы России, с многими из которых мы сталкиваемся и сегодня, и рассмотрели их с исторической дистанции и в культурной перспективе. Сборник разделен на три условных части — «Имидж», «Развлечения» и «Документ», — редакторами и составителями которых стали Людмила Алябьева, Александр Горбачев и Лев Данилкин. В основе этой книги лежат вопросы о том, способна ли культура изменить мир и определить коллективное восприятие конкретного исторического периода.
Сборник «В защиту мейнстрима» описывает «транзитное десятилетие» 1990-х годов в России — время, которое во многом определило дальнейшее развитие жизни и культуры страны. Эта книга…
В книге «Положение мертвых» Владислав Софронов разбирает парадоксальную на первый взгляд идею — воскрешение прошлых поколений. Мысль о телесном воскрешении с помощью научного метода впервые громко была озвучена космистом Николаем Федоровым в труде «Философия общего дела». Но он — не единственный источник для Софронова.
Не менее важными для развития этических предпосылок этой идеи являются тексты Вальтера Беньямина и его «активистское» понимание прошлого, согласно которому возможно если не буквальное возрождение предков, то «взлом» и изменение истории. Последние главы книги «Положение мертвых» посвящены теории «овладения временем» Валериана Муравьева и философии Эвальда Ильенкова.
Каждый из них видел «всеобщее воскресительное дело» не с религиозно-мистической точки зрения, а в перспективе реальной научной задачи человечества. Вечную надежду о победе над смертью принято относить к мифическому мировоззрению, и вопрос, можно ли усмотреть в ней рациональное зерно и включить в материалистическую картину, становится для автора одним из центральных.
Владислав Софронов (р. 1967) — философ, независимый исследователь, переводчик.
В книге «Положение мертвых» Владислав Софронов разбирает парадоксальную на первый взгляд идею — воскрешение прошлых поколений. Мысль о телесном воскрешении с помощью научного…
Наследие Александры Коллонтай как пространство для современных гендерных исследований.
В книге «Хочу быть свободной» собраны письма, статьи и отрывки из воспоминаний Александры Коллонтай. Ее идеи и политические практики затрагивают темы осмысления заботы как социального феномена, пересмотра отношений между полами, образа «новой женщины», политической значимости «личной» сферы.
Издание сборника приурочено к 150-летию Александры Михайловны. Предисловие специально для него написали Саша Талавер, исследовательница советской гендерной политики, докторантка Центрально-Европейского университета (Вена), и Мария Нестеренко, исследовательница, филолог.
Наследие Александры Коллонтай как пространство для современных гендерных исследований.
В книге «Хочу быть свободной» собраны письма, статьи и отрывки из воспоминаний Александры…
Саймон Рейнольдс предлагает подробную историю танцевальной музыки, которая начинается с чикагского хауса и детройтского техно, продолжается в Мэдчестере и на Ибице, от анархистской сцены нелегальных вечеринок движется к пиратскому миру джангла, а затем находит продолжение в жанрах 2000-х годов — грайме и электро.
Культура рейва, тесно связанная с «экстатической» культурой МДМА, в конце XX века стала камнем преткновения для политиков и блюстителей морали по обе стороны Атлантического океана. Неуловимый, незаконный и свободный мир привлекал и вызывал тревогу, наделяя эту культуру мистической аурой культа.
Рейнольдс не только увлеченно и внимательно перечисляет ключевых музыкантов, продюсеров, диджеев и промоутеров, создавших саундтрек для целого поколения, но обращается к социальному и политическому контексту эпохи: как классовая разобщенность английского общества, политика тэтчеризма и война с наркотиками, объявленная американским правительством, сформировали настоящую «культуру утешения» рейва, охватившую весь мир?
Саймон Рейнольдс предлагает подробную историю танцевальной музыки, которая начинается с чикагского хауса и детройтского техно, продолжается в Мэдчестере и на Ибице, от…
Французский историк искусства и философ Мари-Жозе Мондзен рассматривает особенности иконоборческого кризиса VIII—IX веков и прослеживает связь между византийской иконой и ролью изображения в современном мире. Ключом к пониманию силы и воздействия образов становятся раннехристианские тексты отцов Церкви.
Размышления о месте иконы в религиозной и политической жизни Византии приводят Мондзен к оригинальной концепции, в которой абстрактная живопись XX века восходит к иконописи, господство церкви приравнивается к власти современных СМИ, а техника фотографии выступает наглядным подтверждением христианской концепции.
Французский историк искусства и философ Мари-Жозе Мондзен рассматривает особенности иконоборческого кризиса VIII—IX веков и прослеживает связь между византийской иконой и ролью…
Американский историк искусства Светлана Алперс предлагает оригинальную концепцию для исследования голландской живописи XVII века. Она приходит к выводу, что голландская живопись в отличие от итальянской обладает не нарративной, а визуальной природой, и задается вопросом, какими могли быть смысл и цель детального подражания действительности.
В поисках ответа Алперс обращается к самым разным источникам — например, исследованиям глаза, проведенным Иоганном Кеплером, и учению о познании природы Фрэнсиса Бэкона. По мнению Алперс, голландская живопись была не просто отражением действительности, а способом пристального наблюдения за миром.
Одним из лейтмотивов этой книги станет идея о том, что важнейшие аспекты голландского искусства XVII века — и, конечно, северной традиции, к которой оно принадлежит, — лучше всего объяснять тем, что это искусство — описательное, и в этом его основное отличие от повествовательного искусства Италии.
Американский историк искусства Светлана Алперс предлагает оригинальную концепцию для исследования голландской живописи XVII века. Она приходит к выводу, что голландская живопись в…
В книге «Сказки мятежей и трюфлей» писатель и переводчик Виталий Тимофеевич Бабенко собрал произведения русской фантастической прозы конца XVIII — первой половины XIX века. Выстроенные в хронологическом порядке рассказы написаны в разных жанрах: научная фантастика, сказка, притча, памфлет, утопия, антиутопия, аллегория, сатира.
Сборник дает возможность проследить развитие этой литературной традиции через ряд новаторских для своего времени идей и приемов, которые позволили авторам создать собственные сказочные миры. Рассказы и повести, представленные в книге, публикуются без сокращений и в том виде, в каком они впервые увидели свет.
В книге «Сказки мятежей и трюфлей» писатель и переводчик Виталий Тимофеевич Бабенко собрал произведения русской фантастической прозы конца XVIII — первой половины XIX века.…
В книге «Гендерное беспокойство» американский философ Джудит Батлер осмысляет понятия гендера, пола и сексуальности, их производство и воспроизводство в обществе и рассматривает возможности, которые открывает критика этих категорий идентичности. В своем анализе она апеллирует к французскому постструктурализму, феминистской теории, психоанализу, включая работы таких авторов, как Моник Виттиг, Юлия Кристева, Мишель Фуко и др.
Батлер размышляет о социальной сконструированности гендера, ставит под вопрос его стабильность и однозначность, пытается расширить наши представления о возможном и реальном и предлагает способы противостояния нормативному давлению. Выход книги Батлер в 1990 году спровоцировал критическую дискуссию и пересмотр феминистской теории.
Текст поделен на три главы, в которых категория гендера исследуется в различных аспектах:
— Первая глава («Субъекты пола/гендера/желания») пересматривает статус «женщины» как субъекта феминизма.
— Вторая глава («Запрет, психоанализ и производство гетеросексуальной матрицы») разбирает табу на инцест как механизм формирования гендерных идентичностей через призму структуралистских, психоаналитических и феминистских концепций.
— В заключительной главе («Подрывные телесные акты») предлагается критическое рассмотрение понятия материнского тела у Юлии Кристевой, равно как и концептуализации телесной морфологии в работах Мишеля Фуко, Моник Виттиг и Мэри Дуглас, а также формулируется идея о гендере как стилизации тела или перформативном акте.
В книге «Гендерное беспокойство» американский философ Джудит Батлер осмысляет понятия гендера, пола и сексуальности, их производство и воспроизводство в обществе и рассматривает…
"Новый наряд короля" Ханса Кристиана Андерсона - одна из самых знаменитых сказок в мире. Она о том, как сложно порой бывает понять, что на самом деле есть и чего нет, а еще о том, какими причудливыми бывают отношения людей с красивой одеждой и друг с другом. Поэтому неудивительно, что проиллюстрировать эту книжку вызвался Тигран Аветисян, можный дизайнер, который создал много одежды, подчас не менее впечатляющей, чем в "Новом наряде короля". Но самое главное и в сказке Андерсена, и в работе Тиграна - безграничная сиа воображения, благодаря которой любой может изобретать самые разные наряды - да и вообще все, что угодно! Художник Тигран Аветисян
"Новый наряд короля" Ханса Кристиана Андерсона - одна из самых знаменитых сказок в мире. Она о том, как сложно порой бывает понять, что на самом деле есть и чего нет, а еще о том,…
Этот каталог и сборник текстов издан к масштабной групповой выставке «В Москву! В Москву! В Москву!», которая пройдет в Доме культуры «ГЭС-2» с 4 декабря 2021 по 13 марта 2022 года. Проект Рагнара Кьяртанссона и Ингибьорг Сигурьонсдоттир — одна из частей первого тематического сезона «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации», посвященного размышлениям о том, как формировалась современная российская культура начиная с 1990-х годов. Название выставки — «В Москву! В Москву! В Москву!» — отсылает к известной фразе из «Трех сестер» А. П. Чехова, где Москва превращается в метафору стремления к прекрасному. Выставка выстроена как музыкальная композиция, чтобы усилить эффект от каждой работы при помощи формальных или содержательных созвучий. Это очень личное художественное собрание исследует ряд тем, многие годы занимавших Рагнара Кьяртанссона: стремление к недостижимому (немецкая концепция Sehnsucht), пугающая сила искусства (история нападения на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»), сериал «Санта-Барбара» как историческая живопись, потенциал сплоченного творческого сообщества, рассказ о красоте и многие другие. Выставка построена как диалог между работами Рагнара и различных художников, которые оказали на него большое влияние. Среди них: Ольга Чернышева, Тистер Гейтс, Рони Хорн, Элизабет Пейтон, Кэроли Шнееман, Эмили Уордилл и многие другие.
Этот каталог и сборник текстов издан к масштабной групповой выставке «В Москву! В Москву! В Москву!», которая пройдет в Доме культуры «ГЭС-2» с 4 декабря 2021 по 13 марта 2022…