20 мая 2013 г., 17:24

2K

Мнение: Пелевин и монополия. Открытое письмо гендиректору ЭКСМО Олегу Новикову.

100 понравилось 96 комментариев 2 добавить в избранное
Уважаемый Олег Евгеньевич!


Обратиться к Вам заставило нас положение, сложившееся сейчас на книжном рынке России. Считаем правильным обратиться к Вам публично, так как хотим инициировать общественное обсуждение ситуации.

Мы вовсе не хотим «считать Ваши деньги» или высказывать Вам претензии и обиды. Наша задача — привлечь Ваше внимание (и внимание общественности) к возможным последствиям политики издательства «Эксмо». Наглядный пример (и серьезная почва для рассуждения) — Ваше решение относительно продаж новой книги Виктора Пелевина «Бэтман Аполло».



19.jpg

Дальше...

До выхода книги Ваши торговые партнеры получили письмо, где издательство сообщало: «Сам проект “штучный” для рынка, его социальную значимость с точки зрения поддержания интереса к ЧТЕНИЮ и развития рынка трудно переоценить. Издательство несет большие издержки по этому проекту, поэтому выходит с инициативой часть издержек разделить с ключевой розницей». Далее в письме сообщается: «Рекомендованную розничную цену в 555 рублей уже согласились установить крупнейшие розничные операторы страны как в специализированном канале, так и в интернете. В канале FMCG мы также будем стремиться к обозначенной розничной цене на полке».

Фактически данное сообщение уже было уведомлением, так как в подконтрольных Вам сетях «Новый книжный» и «Буквоед» цена 555 рублей была уже заявлена, а от основных онлайн-операторов «Озон» и «Лабиринт» уже было получено предварительное согласие.

На наш взгляд, цена в 555 рублей явно завышена, к этому мы вернемся чуть позже, но не это поражает в Вашем предложении. Средняя «цена входа» в магазин — 440 рублей. Соответственно, Вы предлагаете магазинам, не аффилированным с «Эксмо», зарабатывать на книге Пелевина 115 рублей, или примерно 25%. Средняя наценка в российских магазинах колеблется между 38% и 100%. В среднем — 70% (это соответствует 40% скидки от фиксированной цены книги в европейских странах).

Вы допускаете, что продавец может и не придерживаться рекомендованной цены, но в таком случае книга стоила бы в магазинах 748 рублей. Соответственно, применение стандартных наценок приводит к неконкурентной ситуации и естественному оттоку покупателей из «дорогого» магазина в пользу «дешевого». Например, «Буквоеда». Выполняя условия/просьбу издательства «Эксмо», книжные торговцы сознательно идут или на сокращение прибыли, или на торговлю в убыток, или на перенос своих расходов на книги других издательств.

Книготорговые организации в основном приняли условия «Эксмо» и стали продавать «Бэтман Аполло» по цене 555 рублей.

Рассмотрим динамику цен на книги В. Пелевина. В качестве критерия изменения цены будем считать отношение цены к размеру книги (количеству страниц), в качестве цены будем рассматривать среднюю цену поставки книг в магазины.

2011 г. — «S.N.U.F.F.» — 480 страниц, 275 рублей — 0,57 рубля за страницу.
2013 г. — «Бэтман Аполло» — 512 страниц, 440 рублей — 0,86 рубля за страницу.

Исходя из данного сравнения, видно, что взвешенная стоимость книги изменилась более чем на 50% с 2011 года.

Мы не увидим подобного роста относительной цены на книги других издательств или на книги Вашего издательства.

Предложение «разделить издержки» может быть оправданным, если и издательство, и предприятие розничной торговли находятся в равных условиях и добровольно идут на риски и делят ответственность. Если Ваше предложение основано на соображении коллективной ответственности, то оно вполне правомерно. Соответственно, можно допустить, что и Ваша прибыль от издания книги составила менее 25%. Ваши расходы на книгу составляют, исходя из данного предположения, 325 рублей за экземпляр. Для тиража 150 000 экземпляров это огромные расходы! При цене типографии 50—60 рублей за экземпляр. Рискнем предположить, что все Ваши расходы не могут превышать 75 рублей за экземпляр, естественно, без авторского гонорара. Исходя из логики Вашего письма, остальная часть стоимости книги и пошла на его оплату… 250 рублей с одной книги, или 37 500 000 рублей с тиража (примерно 1 250 000 долларов США).

Наши предположения, построенные на логике Вашего письма, приводят к выводу, что господин Пелевин потребовал и получил гонорар 1 250 000 USD. Если такой беспрецедентный гонорар для российского писателя имел место, то нам кажется, что Вы совершили ошибку. Российский книжный рынок достаточно слаб, и подобные гонорары (вполне европейские) никак не могут способствовать его усилению и введению «общих правил», за которые Вы всегда публично ратовали. Вспомним, Вы всегда осуждали «АСТ» за неоправданную «гонку гонораров». При подобных авторских гонорарах ни одно российское издательство не сможет издать автора, попавшего в поле зрения «Эксмо»/«АСТ». Кроме того, очевидно, что и другие российские писатели «первого ряда» будут вправе требовать увеличения гонораров до такого заоблачного размера. Наверняка и литературные агентства по правам будут требовать увеличения средств на покупку прав от всех операторов отечественного рынка. На наш взгляд, в ответ на предложения подобных гонораров было бы полезно предать переговоры с автором огласке и выступить «единым фронтом» с малыми и средними издательствами с осуждением и даже бойкотом подобного предложения. Разделить с издательствами риски и издержки, привлечь внимание общественности к ситуации на рынке, рассказать о неоправданно завышенных требованиях авторов, не издавая книгу, было бы куда полезнее. И точно: «социальную значимость с точки зрения поддержания интереса к ЧТЕНИЮ и развития рынка трудно» было бы «переоценить», если бы было устроено общественное обсуждение гонорара «зарвавшегося автора».

Отметим, что все наши рассуждения построены на тексте Вашего письма. И вполне возможно, что под предложением о «разделе издержек» кроется совершенно другое: попытка монополизировать книжную розницу, поставив независимые магазины в неравные условия с «Буквоедом» и «Новым книжным», переложив издержки по созданию монополии на всех еще не подконтрольных Вам участников рынка.

Олег Евгеньевич! У нас есть все основания предполагать, что розничная цена нового романа популярного писателя — от 555 до 700 рублей — вовсе не служит «поддержанию интереса к ЧТЕНИЮ и развитию рынка». Ваше заявление странно. Как резкое удорожание книги приводит к увеличению «интереса к ЧТЕНИЮ»? Согласны, для некоторых сегментов рынка увеличение цены равнозначно развитию. Но, просим заметить, такой подход вовсе не «рыночный» (Вы всегда выступали за главенство рынка). Очевидно, что резкое повышение цены книг приведет к сокращению тиражей, дальнейшей стагнации и схлопыванию книжной отрасли в России. Нам кажется, что специалисты издательства «Эксмо» ошиблись с ценой на книгу, продажи во втором месяце, к сожалению, говорят о небеспочвенности наших оценок.

Также очень хотелось бы рассмотреть Вашу политику относительно книги «Бэтман Аполло» в связи с деятельностью издательства «Эксмо» и РКС на поприще борьбы с пиратством. Не все члены «Независимого альянса» считают, что электронное пиратство подрывает рынок. Однако многие считают так же, как Вы. Очевидно, что высокая цена стимулирует пиратство. Для большого количества людей цена в 555 или 700 рублей просто недоступна. У них не остается другого выхода, кроме чтения нелегальной версии. Еще одна важнейшая причина, стимулирующая пиратство, — отсутствие легального электронного контента. Цифровая версия книги «Бэтман Аполло» появилась только спустя неделю после выхода бумажной версии.

Олег Евгеньевич! Если бы мы не знали, какую работу проводите Вы по борьбе с пиратством, то можно было бы назвать программу выхода ожидаемой книги по завышенной цене с опозданием предоставления легальной цифровой версии спонсорством электронного пиратства.

Повторимся: нам кажется, что в кампании по продвижению книги «Бэтман Аполло» допущены серьезные просчеты и ошибки. Они получились из-за непрозрачности рынка, отсутствия единых правил и монопольного подхода. Из любого учебника истории экономики известно, что монополии никогда не приводили к развитию рынка. Монопольная политика, зарождение которой заметно в ситуации с книгой «Бэтман Аполло», может дать только временный эффект. В глобальном рыночном пространстве такой подход сулит проигрыш.

Борис Куприянов, участник проекта «Фаланстер», Москва
Михаил Мальцев, директор магазина «Пиотровский», Пермь
Любовь Беляцкая, директор магазина «Все свободны», Санкт-Петербург
Максим Сурков, директор магазина «Циолковский», Москва
Владимир Харитонов, «Ассоциация интернет-издателей»

В группу Клубный дом LiveLib Все обсуждения группы
100 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 96

Прелестно.

Я так и не понял, чего они хотят?
Чтобы издательство, имеющее монополию на творчество автора, занизило цену? Или чего? Пусть в ФАС стучат, если видят нарушение, а законы рынка никто не отменял: почем хочу, потом и продаю. В конечном итоге, решает-то все равно потребитель, голосуя рублем.

Про сабж: самый слабый из читанных мной романов Пелевина.

Fermalion,

самый слабый из читанных мной романов Пелевина


Не согласен, вполне себе на уровне.

yrimono, quoteIcon_2.png Автор описал свои впечатления, а Вы ему отвечаете: «Ваши впечатления неправильные! Вы должны были понять другое». ©

Jedaevich, Дже, где я такое написал? О_о Я вроде просто оспорил утверждение, что книга неудачная, не? Мнения/впечатления разные могут быть.

yrimono, Да это так, дежурная шутка, ни в коем не претензия )

yrimono, Рецензию потом напишу, но, как мне кажется, по сравнению с «t» и «Снаффом» — большущий шаг назад. Не скажу, что прям было мучительно читать, но как-то совсем не по-пелевински вяло.
Хотя дело вкуса, конечно.

Fermalion,

дело вкуса


Это да. Причём, в данном случае, возможно даже настроения. Мне как-то вот прям нормально пришлось.

Fermalion, А мне Т Снафф и Чапаев и Пустота не нравятся, они чем то похожи, а вот другая ветка Священная книга Оборотня Ампир В и Бэтман это мое.

StacyJaxx, Вот уж точно вопрос вкуса: «Чапаева» перечитывал раза три с невероятным удовольствием, и еще обязательно перечитаю (раза три).

Fermalion, Наверное, они про нездоровую тенденцию и то, что эту тенденцию провоцирует.

Fermalion, Они хотят паразитировать на труде писателя. Он пишет а он имеют 70 процентов с этого. И обижаются когда их просят умерить аппетиты и снизить цену за счет себя. Человек наработал себе имя, человек работает а они торгаши хотят иметь столько же сколько и он. несправедливо.

На литресе электронка доступна по 200 руб. Вполне приемлемо для новинки популярного писателя.

yrimono, Половина стоимости бумажной? Пусть читают сами.

WolfsSeele, Ну, а мне странно, что вы бумагу цените выше текстового содержания...

yrimono, О содержании не могу судить. Но раз книга электронная, то все затраты на производство и продажу бумажной нужно отнимать от цены. И опять же, зачем мне платить половину стоимости бумажной и получать то, что я могу получить бесплатно? За бумажную заплатить 200 руб в пересчете на белки я готова.

sola-menta, Какой непродуманный и/или поспешный ответ, "давайте вы не будете говорить мне, что делать". Как в школе, честное слово.

sola-menta, Эти все ихние причесанные формулировочки напомнили самого Пелевина, в повести «Зенитные кодексы Аль-Эфесби». Ну там, где есть сущностный дипломатический язык, и внешний, формализованный.
Короче, ребята просто попосылали друг друга на три буквы, а внешне это выглядит как взаимный реверанс.

я вот сейчас не про Пелевина. А вообще. Зашла недавно в книжный. Походила, посмотрела книги и выбрала себе на прочтение три штуки. В книжных я давно не была, больше электронные книги юзаю. На цену я как то не посмотрела, а на кассе меня убили просто. Три книги с не самой хорошей бумагой и прямо скажем обычный young adult обошлись мне в 1510 рублей.
не знаю как других,но лично меня придушила жаба.
Мне кажется,что для студента или ученика - это слишком много. Впрочем,для меня как работающего человека-это тоже как то не айс.

А потом молодёжь обвиняют в том, что она "не читает совсем!"

для студента или ученика - это слишком много

Venena, Я не знаю сколько сейчас стипендии,но сомневаюсь,что можно отвалить 1500 за книги,которые может даже неинтересные ни разу

Alighieri, У меня 1750 р. Очень большая =)

сколько сейчас стипендии


которые может даже неинтересные ни разу


Я и многие мои друзья покупают книгу, которая понравилась в электронном варианте, либо если её не раз советовали или очень давно хотелось прочитать. Но вот так, что бы: "О! Какая-то новинка за 800 рублей, куплю-ка, почитаю!", на это, простите, извините, средств не имеем.

555 за Пелевина, когда есть Мопассан, Бальзак, Ремарк? ради чего?))

__Nemo__,

"Многие люди не хотят покупать Пелевина не то, что за 555 рублей, но и за 440 рублей (хотя по европейским меркам это довольно скромные цены) — ну и в чем проблема, спрашивается?"


Проблема в том, что Россия - ни разу не Европа, и зарплаты в ней явно российские, а не европейские, равно как и качество.

__Nemo__, Вопрос явно спекулятивный. Ай-яй-яй так делать!

Fermalion,

Вопрос явно спекулятивный. Ай-яй-яй так делать!

О, есть немного... только вот я бы назвал его риторическим, который просто показывает моё отношение и к Пелевину, и к дорогим книгам, и к дорогим книгам Пелевина.

Fermalion,

Не читал, так ведь?


Имел довольно поверхностный опыт знакомства, но не суть. Дорого, просто дорого, ну, не могу я отнести себя к фанатикам, которые готовы за любые деньги покупать новинки.

__Nemo__, Почти все его тексты на его официальном сайте в свободном доступе есть.
И, надо полагать, с пиратством он не особенно борется, так что и fb2-шечки можно так же невозбранно скачивать.
Так что «покупать» — это не сюда. Как бы там сторонники лицензионной е-литературы ни.

__Nemo__, А вообще, его романы и в форме пейпербеков выходили, по вполне сносным ценам.
Не новинки, да. Но пара-тройка лет для хорошей книги — не срок устаревания. (Что, кстати, опять заставляет усомниться в том, что «Бэтман Аполло» — хорошая книга: через пару лет как раз будет неактуальна.)
Так что не понимаю всех этих разговоров насчет дороговизны.

Fermalion,

Так что не понимаю всех этих разговоров насчет дороговизны.

Честно говоря, я плохо понимаю то, к чему ты ведёшь. Вот айфон5, 6, 115-ть... новый, при выходе, стоит 50 тыс. руб. - это дорого. Да, это новинка, возможно, для кого-то очень полезная и нужная, но не совсем необходимое, также как и, я считаю, не очень то необходим за такие деньги Пелевин.

__Nemo__, Ты вот щас всерьез сравнил айфон с книгой?
Чо за казуистика, товарищ?

Fermalion,

Ты вот щас всерьез сравнил айфон с книгой?

наверное, я сравнил по наличию операционной системы?! сравнивал я по тождественным признакам, а, именно, по стоимости и моему к этой стоимости отношению.

Вот взгляд Максима Кононенко на это письмо.

gerado,

"Многие люди не хотят покупать Пелевина не то, что за 555 рублей, но и за 440 рублей (хотя по европейским меркам это довольно скромные цены) — ну и в чем проблема, спрашивается?"


Проблема в том, что Россия - ни разу не Европа, и зарплаты в ней явно российские, а не европейские, равно как и качество.

Для сравнения - цена книги в Беларуси.
В книжных будет еще дороже. Если такая ценовая политика сохранится и каждая новая книга будет дороже предыдущих, причем неоправданно дороже, то о какой поддержке интереса к покупке бумажных книг можно говорить? Интерес к чтению тут явно не приоритет.

Наверное, Торгашам не хватает денег на новую квартиру в центре Лондона, а тут ЭКСМО мешается. Кыш ЭКСМО, не мешай Жлобам жить на широкую ногу.
А вообще, это серьезный повод издательствам задуматься о том, что бы самим реализовывать свою книжную продукцию. Через интернет-магазины, каталоги на почте и по подписке. Надоело кормить Торгашей, хотелось бы кормить хорошего и любимого автора, что бы писал дальше хорошо и вкусно.

Lexoid, Торгашу ну никак не хватит, при всём желании, только чиновник может себе позволить)

yrimono, Ой, да ладно. В Европе и Америке это прибыльный бизнес, а у нас почему-то нет. Хотя люди в принципе одни и те же. Как так?
Просто это особенность русского бизнеса - нет развитию, надо выжимать максимум здесь и сейчас.

Я бы, пожалуй, сходила в гости к людям, что подписались под письмом. Посмотрела на их квартиры, их машины, где они отдыхают, какие игрушки у их детей. Мне кажется мы навряд ли увидим там бедность из-за не прибыльности книжного бизнеса.
Вместо писем издательству, писали бы тогда письмо президенту с просьбой ослабить налоги на бизнес.

Lexoid, Хочешь улучшить работу книжного? Начни с правильного подхода к подбору персонала. Хочешь стабильную прибыль? Делай адекватный анализ продаж в данном месте. Товар не должен застаиваться, благодаря правильному анализу можно избежать застоя - здесь это не покупают, но купят в другом месте.
Я много лет работаю в торговле и знаю о чём говорю. Хозяин-барин не хочет работать, он хочет только "снимать сливки".

Lexoid, Именно, поэтому и не хочу платить торгашам. Я сама с Киргизии и у нас в магазине не могу найти Дяченок, стократ, готова заплатить, а нету и не возят в страну книги на заказ. А потом еще вякают что им денег мало. У меня есть эл книга, но я хочу на бумаге готова заплатить за книгу 500 р, но ее нет.

Lexoid,

писали бы тогда письмо президенту с просьбой ослабить налоги на бизнес


Мне кажется, это бесполезно.

yrimono, Это так же бесполезно, как и письмо выше.