16 сентября 2014 г., 23:59

2K

Интересное: Библиотеки и библиотекари в кино

16 понравилось 0 пока нет комментариев 3 добавить в избранное

Наткнулась тут на одну занятную статью — не могу не поделиться. И хотя она была опубликована в 2003 году (в журнале «Библиотечное дело») и с тех пор, конечно, появились ещё фильмы с участием библиотек, но, думаю, сути это не меняет. Если кто вспомнит более свежие примеры — дополняйте.

Под катом выкладываю текст статьи, но с некоторыми корректировками, а именно: удаляю из примеров, приводимых автором, все названия фильмов, потому что иначе возможны спойлеры и иной раз довольно жёсткие. Если вы не боитесь спойлеров и захотите конкретики, то всегда можете пройти по ссылке на источник и прочитать оригинал — но я предупредила!

В то же время эти названия фильмов я не совсем «выкину», а, как и автор, перечислю их все в конце. Получится просто интересный список фильмов с участием библиотек/библиотекарей.

Итак...

Дальше...

Автор: Матвеев М.Ю.

На имидж библиотечной профессии, безусловно, влияет то, как она представлена в массовой культуре и, в частности, в кино- и телефильмах. Данная тема практически не получила отражения в отечественных публикациях, между тем за рубежом проведён целый ряд исследований, посвящённых образу библиотеки в кино.

bb-o.jpeg

Кадр из фильма «Библиотекарь»



В настоящей статье проведён анализ содержания ряда зарубежных фильмов по жанрам – в данном случае выбор ограничен детективами, триллерами, приключенческими фильмами, боевиками и фильмами ужасов. В дальнейшем предполагается продолжение – анализ образа библиотек в жанре драмы, мелодрамы, комедии, фантастики и т.д., а также исследование ряда отечественных фильмов.

В детективных фильмах библиотеки и библиотекари показываются достаточно часто, причём следует отметить тот факт, что образ библиотекаря в них более положителен, чем образ самой библиотеки. Так, библиотекарь в детективах чаще всего либо сам расследует преступление, либо (что чаще) помогает полицейскому или частному сыщику.

В свою очередь, в качестве преступников библиотекари показываются достаточно редко, да и критические замечания в их адрес тоже немногочисленны. Впрочем, в некоторых фильмах показан своеобразный «бунт» библиотечных работников, когда они, устав от своего «беспросветного» существования и монотонной работы, идут на рискованные действия, в том числе сознаются в преступлении, которого не совершали.

Что же касается библиотеки, то в детективах, к сожалению, она чаще всего оказывается местом преступления или местом «роковой» встречи. Частое упоминание библиотеки в детективах объясняется своеобразной «мистической аурой», которой она обладает, а также стремлением «облагородить» действие, придать ему глубину и многозначность, показать образованность героев и т.п. Благодаря этому многие ключевые сцены детективов происходят именно в библиотеках.

Изображение библиотек и библиотекарей в триллерах в принципе мало чем отличается от изображения в детективах. Соответственно, библиотека изображается как мрачное, пыльное и пустынное заведение с бесконечными рядами книжных полок, а библиотекарь точно так же помогает главным героям в проведении какого-либо расследования, но сам чаще всего остаётся на вторых ролях. Можно заметить, что герои фильмов (в том числе положительные) не всегда бережно обращаются с книгами – к примеру, они не могут преодолеть искушение вырвать страницу из справочника, да ещё и специально кашляют, чтобы заглушить характерный треск вырываемой страницы.

Более подробное изображение библиотеки можно наблюдать в том случае, если в фильме показывается какое-либо замкнутое пространство (например, тюрьма). Так, достаточно позитивный образ тюремной библиотеки имеется в фильмах «Побег из Шоушенка» и «Побег из Алькатраса». Но бывает и другое: в одном из фильмов убегающие из тюрьмы бандиты попросту уничтожают библиобус вместе с заложником-библиотекарем. Кроме того, библиотека показывают в том случае, когда в фильме изображается какое-либо учебное заведение.

Помимо помощи главным героям, библиотекари в триллерах часто оказываются впутанными в рискованные приключения помимо своей воли, а также участвуют в разного рода «шпионских играх». Надо сказать, что последнее обстоятельство вызывает совершенно справедливые нарекания со стороны зарубежных библиотековедов, возражающих против подобного «образа библиотекаря». Как не без иронии отмечает A. Hall, «библиотекарь может быть шпионом – не таким, конечно, как Джеймс Бонд… – а таким, как это показано у Ле Карре; платят ему сравнительно неплохо, да и работа лёгкая для образованного человека. …С другой стороны, а чем это заняты студенты, роющиеся в карточном каталоге? Ищут ли они информацию для зарубежных спецслужб или же просто делают своё домашнее задание?». В такой ситуации «нормальным» библиотекарям остаётся только внимательно следить за своими книжными собраниями: «А вдруг именно там и скрывается коварный русский агент в тёплой шинели?»

Экранные злодеи более крупного масштаба, впрочем, тоже «не дремлют» – здесь, к примеру, можно упомянуть международного террориста, готовящего покушение на де Голля и просматривающего газеты в Библиотеке Британского музея.

Какие-либо обобщения, касающиеся роли и значения библиотек, очень редки и в детективах, и в триллерах. Но когда это всё же происходит, библиотека показана под весьма специфичным углом зрения. В частности, в фильме «Неуязвимый» уникальная библиотека комиксов оказывает очень странное воздействие на своего владельца. Он полагает, что всё, о чём говорится в комиксах, является отражением реальной действительности, воображает себя главным злодеем и решает создать себе достойного противника (положительного героя). Причём делает он это самым невероятным образом – путём организации серии чудовищных террористических актов, в результате которых никто не выживает, пока, наконец, действительно не появился «непрошибаемый» герой, похожий на суперменов из комиксов. Надо сказать, что в данном фильме имеется даже своеобразная «статистическая сводка» об издании комиксов и о крупнейших библиотеках подобной литературы.

В приключенческих фильмах и боевиках библиотеки и библиотекари упоминаются сравнительно редко, и в этих случаях их образы получаются, как правило, подчёркнуто негативными. Здесь, безусловно, следует назвать фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход», в котором библиотекарь с таким грохотом ставит штампы на книги, что Индиана успевает «под шумок» разломать каменный пол в библиотеке.

Можно отметить и тот факт, что библиотека – в качестве пустынного учреждения со множеством лестниц и переходов – подчас отождествляется с заброшенными складами, ангарами и заводами, где обыкновенно и случаются разного рода «разборки».

В фильмах ужасов (и близких к ним по содержанию триллерах и фэнтези) библиотека упоминается на удивление часто – это уже само по себе не способствует положительному имиджу данного учреждения. В жанре ужасов можно выделить несколько следующих характерных моментов, связанных с изображением библиотек и библиотекарей.

Персонажи таких фильмов не слишком церемонятся с библиотеками, разбрасывая книги, круша стеллажи и уничтожая целые собрания в поисках одной-единственной. Создатели фильмов ужасов нередко полагают, что самый непредсказуемый ужас заключается отнюдь не в монстрах, демонах или злобных пришельцах. Ужас является оборотной, «теневой» стороной самой человеческой культуры, будь то живопись, литература или музыка.

Говоря об изображении библиотекарей во всех перечисленных выше жанрах кино в целом, можно отметить и определённую тенденцию к превращению библиотечных работников в своеобразных «супербиблиотекарей» (в тех случаях, когда они оказываются главными героями). Результат подобного превращения весьма любопытен; вместо традиционных для массовой культуры смешных и жалких образов «книжных червей» и «синих чулков» получается нечто ещё более комичное, а порою и совершенно нелепое. Достаточно привести три примера. Один из «супербиблиотекарей» – некий Майкл Чик (он же супермен по кличке Чёрная Маска, борющийся с распространением наркотиков в Юго-Восточной Азии) – работает в библиотеке, полагая, что именно здесь его меньше всего будут беспокоить (!). Довольно забавно выглядит и та сцена, где он расправляется со своими врагами при помощи CD-ромов. Другой пример – женщина-летучая мышь (или просто Бэтменша). Прежде чем отправиться спасать мир вместе с Бэтменом, она, чтобы не слишком расстраивать родителей, работала в Публичной библиотеке Готема. Как отмечает A. Hall, существует не так уж мало фильмов, в которых имеется положительный образ библиотекаря, но достаточно посмотреть «Бэтмена» – и от положительного образа не останется и следа.

И, наконец, главный «супербиблиотекарь всех времён и народов» – это, безусловно, Руперт Джайлз из сериала «Баффи». Данный образ действительно можно рассматривать как положительный, но на изображение библиотеки это нисколько не влияет. Она показана как достаточно «архаическое» учреждение, которое не может помочь в критической ситуации (у героев фильма просто нет времени, чтобы расшифровывать многозначные книжные формулировки). В этом отношении один из главных конфликтов в фильме – между «рациональным» и «иррациональным» (в том числе между педантичным и мудрым библиотекарем и Баффи с друзьями, которые действуют преимущественно по интуиции).

баффи

Кадр из сериала «Баффи – истребительница вампиров»



Подводя итоги, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, образ библиотеки в фильмах достаточно подробен в том случае, когда библиотекарь является одним из главных действующих лиц или же фильм поставлен по какой-либо книге, содержащей соответствующее описание. В большинстве же случаев роль библиотекаря эпизодична, и появляется он только потому, что кому-то из главных героев понадобилась библиотечная книга.

Во-вторых, героями или героинями в полном смысле этого слова библиотекари являются редко. В большинстве своём это «среднестатистические» люди, которых режиссёры фильмов упорно ставят в экстремальные ситуации.

В-третьих, библиотекари, как полагают зарубежные исследователи, могут по-разному относиться к тому, что показывается на экране, но в любом случае они не должны забывать: кто-то смотрит все эти фильмы и смеётся над ними, над их профессией.

Список фильмов



1. Сентиментальный агент. – Франция, 1987. – 90 мин., цв. Детектив.
2. Вся президентская рать. – США, 1976. – 138 мин., цв. Триллер.
3. Эмитивилль-2 (Эмитивилльский ужас-2; Амитивилль 2: Одержимость). – США, 1982. – 100 мин., цв. Фильм ужасов.
4. Бэтмен и Робин. – США, 1997. – 125 мин., цв. Триллер.
5. Большой сон. – США, 1946. – 114 мин., ч/б. Детектив.
6. Чёрная маска. – Гонконг, 1996. – 89 мин., цв. Боевик.
7. Блэйд. – США, 1998. – 120 мин., цв. Фильм ужасов.
8. Баффи. – США, 1997. – 60 мин. в серии, цв. Фильм ужасов.
9. Перебежчик. – Канада, 1980. – 115 мин., цв. Фильм ужасов.
10. Зачарованные. – США, 1998. – 60 мин. в серии, цв. Фэнтези.
11. Китайский квартал (Чайнатаун). – США, 1974. – 131 мин., цв. Триллер.
12. Кристина. – США, 1983. – 110 мин., цв. Фильм ужасов.
13. День Шакала. – Франция, Великобритания, 1973. – 145 мин., цв. Триллер.
14. [Ужас Дракулы] (Dracula). – Великобритания, 1958. – 82 мин., цв. Фильм ужасов.
15. Данвичский ужас. – США, 1970. – 88 мин., цв. Фильм ужасов.
16. Конец света. – США, 1999. – 121 мин., цв. Триллер.
17. Побег из Алькатраса. – США, 1979. – 112 мин., цв. Триллер.
18. Воспламеняющая взглядом – 2. – США, 2002. – 168 мин., цв. Фильм ужасов.
19. Грязная игра (Отвратительная игра). – США, 1978. – 116 мин., цв. Триллер.
20. Ночь страха – 2. – США, 1989. – 108 мин., цв. Фильм ужасов.
21. Золотой глаз. – Великобритания, США, 1995. – 130 мин., цв. Приключения.
22. Пистолет в сумочке Бетти Лу. – США, 1992. – 89 мин., цв. Детектив.
23. Хэммет. – США, 1983. – 95 мин., цв. Детектив.
24. Круто сваренные. – Гонконг, 1992. – 126 мин., цв. Боевик.
25. Та вилла рядом с кладбищем. – Италия, 1981. – 84 мин., цв. Фильм ужасов.
26. Я знаю, что вы сделали прошлым летом. – США, 1997. – 100 мин., цв. Фильм ужасов.
27. В пасти безумия. – США, 1995. – 95 мин., цв. Фильм ужасов.
28. Индиана Джонс и последний крестовый поход. – США, 1989. – 127 мин., цв. Приключения.
29. Интервью с вампиром. – США, 1994. – 123 мин., цв. Фильм ужасов.
30. По законам обмана. – США, 1997. – 98 мин., цв. Детектив.
31. Марафонец. – США, 1976. – 125 мин., цв. Триллер.
32. Восход Меркурия. – США, 1998. – 129 мин., цв. Триллер.
33. [Мисс Марпл. Тело в библиотеке]. – Великобритания, 1961. – 110 мин., цв. Детектив.
34. [Мисс Марпл. Она сказала: «Убийство»]. – Великобритания, 1999. – 87 мин., цв. Детектив.
35. Мумия. – США, 1999. – 124 мин., цв. Фильм ужасов.
36. Мумия возвращается. – США, 2001. – 121 мин., цв. Фильм ужасов.
37. Имя розы. – Франция, Италия, ФРГ; 1986. – 130 мин., цв. Детектив.
38. Некрономикон (Книга мёртвых). – США, 1993. – 96 мин., цв. Фильм ужасов.
39. Девятые врата. – США, Франция, Испания; 1999. – 133 мин., цв. Детектив.
40. Дело о пеликанах. – США, 1993. – 141 мин., цв. Детектив.
41. Призрак оперы. – США, 1989. – 93 мин., цв. Фильм ужасов.
42. Красный дракон. – США, Германия; 2002. – 124 мин., цв. Триллер.
43. Рикошет. – США, 1991. – 109 мин., цв. Триллер.
44. Крик-2. – США, 1997. – 120 мин., цв. Фильм ужасов.
45. Семь. – США, 1995. – 127 мин., цв. Детектив.
46. Побег из Шоушенка. – США, 1994. – 142 мин., цв. Триллер.
47. Хранитель душ. – США, 2001. – 105 мин., цв. Фильм ужасов.
48. Шпион, пришедший с холода. – Великобритания, 1965. – 112 мин., ч/б. Триллер.
49. Заместитель. – США, 1996. – 114 мин., цв. Боевик.
50. Легенда о вампире. – Великобритания, 1993. – 93 мин., цв. Триллер.
51. Байки из склепа. Рыцарь-дьявол. – США, 1995. – 92 мин., цв. Фильм ужасов.
52. Неуязвимый. – США, 1997. – 106 мин., цв. Триллер.
53. Невыразимый ужас – 2: Показания Рэндольфа Картера. – США, 1993. – 104 мин., цв. Фильм ужасов.
54. Городские легенды. – США, Канада, Франция; 1998. – 99 мин., цв. Детектив.
55. Виртуальный кошмар. – Австралия, 2000. – 86 мин., цв. Фильм ужасов.
56. Волчица. – Великобритания, 1996. – 174 мин., цв. Триллер.
57. Молодой Шерлок Холмс. – США, Великобритания; 1985. – 109 мин., цв. Детектив.

Источник: library.ru
В группу Клубный дом LiveLib Все обсуждения группы
16 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!