24 июня 2014 г., 21:25
355
Майская (31-я) встреча Московского книжного клуба «Цветок папоротника»
Если так пойдёт и дальше, то я потребую выдать мне значок «Почётный летописец». У меня тоже лето, жара, размягчение мозгов и забитые полки, так что необходимость писать отчёт не оправдывают никакие новые книги!
Очередная встреча МКК «Цветок папоротника» состоялась в обычном месте, в самое обычное время и ознаменовалась бОльшим, чем обычно, круговоротом книг в природе, умными разговорами и активной рекламой клубничного компота, внушающей подозрения в своей небескорыстности.
В первую половину встречи была поднята традиционная для мая тема военной литературы; большинство клубчан проголосовало за возможность открыть для себя взгляд с другой линии фронта и стороны выбрали пьесу Вольфганга Борхерта «Там, за дверью» (Draußen vor der Tür). Немецкий поэт мало кого оставил равнодушным: «Так мог бы написать Ремарк, если бы он был Кафкой», — выразила общее впечатление augustin_blade . Послевоенное безвременье, потерянное поколение, человеческая ненужность, жертвы — результат любой войны, содержание множества книг, написанных бывшими солдатами, наверное, с самого начала времён. Мы рождены веком двух мировых катастроф, перед нами весь опыт прошедших войну, но не дав смениться поколению, человечество забывает и Ремарка, и Борхерта, и снова оказывается на грани...
Судьба автора привела нас к ещё одному вопросу, заставила оперировать сослагательным наклонением, рассуждать о возможном расцвете таланта, о ненаписанных книгах: кто знает, каких высот смог бы достичь писательский гений, не оборвись жизнь. На память пришли и русские поэты и писатели. Творческий пусть Борхерта, с которым нас познакомила курировавшая книгу Spade , был коротким: он скончался в 1947 году в возрасте всего 26 лет, испытав на себе тяготы войны, плена, тюрьмы и неизлечимой болезни. Последние годы Борхерт много работал, фанатично писал (особенно запомнилась из лекции формулировка «наперегонки со смертью»), сотрудничал с театрами.
С подачи Spade пытались выяснить, кто же всё-таки этот Другой
Премьера пьесы состоялась на следующий день после его смерти... А именно театральность отметили все читавшие, сценическую силу произведения: его хотелось услышать, увидеть на сцене. Не оставили без внимания необычную ритмику произведения, повторяемость некоторых фрагментов.
Подобные вещи обсуждать безумно интересно, но и невероятно тяжело.
Море позитива, изготовленного ручками Big_Pikku
Тем восторженней встретила общественность совершенно невероятные метки, подготовленные Big_Pikku . Хотя книг, по моим ощущениям, было куда больше обычных категорий, определились «три» победителя.
Благодарный зритель:
alinainp , rijka , Spade , Tayafenix и фрагментарно — 3nni и raima
Горы сокровищ, загребущие руки членов Московского книжного клуба и знаменитый КОМПОТ!
Подготовка июньских меток досталась Tayafenix , на долю Anais-Anais выпало задание, связанное с идентификацией цитат из прочитанных книг.
Anais-Anais при поддержке Spade и Watchdog с блеском справляется с заданием
Как и любое задание, это наверняка было безумно интересным и забавным, но я почти всё пропустила, подавленная очередной вселенской несправедливостью: ведь мне достался третий приз — столь нелюбимый мною отчёт. Горькую пилюлю подсластила мысль о том, что сочетание отчёта и кураторства позволит ещё раз вывалить на одноклубчан информацию о столь рьяно пропихиваемом мною фикусе. Для большего закрепления, так сказать.
Аспидистра против фикуса. Кто с двух попыток угадает, кто из них где?
Оригинальное название оруэлловского фикуса — Keep the Aspidistra Flying (1936) — на первый взгляд, несколько отличается от русского аналога, но на самом деле это великолепная адаптация: мало знакомая нам аспидистра — очень неприхотливое домашнее растение, настолько рядовое, что даже стало предметом частых шуток в мюзик-холлах, а то, что оно стало навязчивой идеей героя... ну, нам-то происхождение и бытие этих тараканов надлежало разобрать. Кстати, куда больше вопросов вызывает фильм 1997 года с Хеленой Бонем Картер в роли Розмари (вариантов немного, так что вряд ли ошибусь) под названием Merry War.
Сам автор это произведение ставит не очень высоко: «Он был написан просто в качестве упражнения, и я не должен был публиковать его, но я отчаянно нуждался в деньгах». Это он пишет в 1946 году, т.е. ещё до «1984» (1949), только написав «Скотный двор» (1945) — сама скромность. Как и в большинстве произведений Оруэлла, в «...фикусе» масса автобиографичных деталей, да и нам, рядовым читателям, все эти герои прекрасно знакомы. Мне как куратору было безумно приятно, что герои никого не оставили равнодушным, а если книга и получила не очень высокие оценки, то благодаря личной неприязни к герою, что, в общем-то, тоже ничего себе комплимент.
Книжный сюрприз подготовила не только Big_Pikku : augustin_blade тоже решила порадовать книголюбов и почистить собственную библиотеку. С третьей попытки Anais-Anais приютила «Океан в конце дороги» Нила Геймана, а я получила в руки давно значившийся в планах «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» . Всего книг было, кажется, семь, но боюсь, всех не упомню, как и не смогу более подробно воспроизвести события того достопамятного воскресенья. Надеюсь, что читать мой отчёт было интересно, а я не слишком погрешила против истины и не забыла никого из присутствующих. Отдельное спасибо нашим фотографам; жаль, что невозможно использовать все кадры.
С той стороны объектива несравненные Big_Pikku , raima и augustin_blade
Комментарии 30
Показать все
Отличный отчёт, особенно понравилась идея показать всех троих фотографов в процессе работы.
Спасибо!
Кстати - и сама встреча была очень даже. У меня остались очень приятые воспоминания.
Замечательный отчёт, молодчина, летописец ты наш)))