7 января 2014 г., 16:55

2K

какую книгу дать ребенку?

6 понравилось 93 комментария 2 добавить в избранное

Добрый день! Друзья, прошу помочь с подбором книги для девятилетней племянницы. дело в том, что она совсем не хочет читать, это ей не интересно. А я думаю, что не попала в ее руки еще та книга, которая сможет разбудить этот интерес. Посоветуйте, пожалуйста, книгу, с которой, по вашему мнению, и откроется для ребенка увлекательный мир чтения. А может быть вы поделитесь , какая книга была в вашем случае.

В группу Посоветуйте книгу Все обсуждения группы
6 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 93

Что за время, что за эпоха - дети стареют, не успев добраться до отрочества.. Чем же еще ребенку жить, как не чтением, фантазированием, уходом от действительности, которая так не соответствует сказке, что щекочет и согревает тебя изнутри? Попробуйте обратиться к творчеству Филлипы Пирс - "Том и полночный сад", чарует и запоминается история Фрэнсис Барнетт - "Таинственный сад", Морис Метерлинк, его "Синяя птица", возможно тоже окажется кстати. Дивные сказки Андерсена ребенку знакомы, должно быть? "Сказка о стойком оловянном солдатике", помню, была излюбленной моей историей. "Малахитовая шкатулка" Бажова - что за прелесть.. не может не заинтересовать. Ян Экхольм "Тутта Карлссон первая и единственная", Гектор Мало "Без семьи", Вильгельм Гауф "Карлик-нос", да мало ли их, отменных детских книг. Можно прибегнуть к небольшой хитрости - чтобы книга заинтересовала ребенка, она должна стать запретной. Пусть родители попробуют почитать девочке "Алые паруса" Грина(вечерние чтения вслух - лучшее оздоравливающее семьи средство).. И усиленно делают вид, что доступа к книге нет покуда.. Или подействует, или я безнадежно отстала от жизни)

Atemschaukel, Батюшки-светы, да кто же это меня так не любит здесь, кто так рьяно минусует, будто я говорю что-то запредельно, невыносимо неправильное) Чуден, странен, мир людей..

Atemschaukel, Да не обращайте внимания. Мне тут тоже странный вопрос задали, сижу и думаю, как такое могло в голову прийти. А реплику еще и плюсуют, значит, эта дамочка не одна такая странная.

Atemschaukel, Там был мой -1, но я действительно уверена, что вы советуете нечто "запредельно, невыносимо неправильное". Все книги из вашего списка возможно и будут интересны современным детям, НО только тем, кто уже любит чтение, увлечен им и готов пробираться через буреломы старины.
Да, мои дети эти книги читали, но они в 9 лет имели большой опыт чтения. А для ребенка, не увлеченного чтением, эти книги просто не подходят.

f_b_, Тогда хотелось бы вызнать, снова-таки, конкретику - откуда сии сведения? На какие такие редкостные эмпирические данные Вы опираетесь, утверждая, что книги, навроде *Малахитовой шкатулки* не будут интересны ребенку 9ти лет? Не спорю, среди детей, так же, как среди взрослых, достаточно невосприимчивых к хорошим книгам, пустоватых, а есть вполне глубокомысленные, но видимо, пустоватых, и детей и взрослых, формирует неудачный круг чтения) Не находите? И книги не могут "не подходить".. Приведенный мной перечень книг, и прочие, подобные им, не китчевые, но подлинные - или раскрывают лучшие стороны ума и души юной личности, или им просто нечего раскрыть, ввиду плохого литературного вкуса родителей или неприобщения ребенка вовремя к качественной литературе. Интеллект, душа, не взрастают сами по-себе, но требуют культивирования. И именно не элементарные тексты, но такие, в которых содержатся и новые слова, и сложноструктурированные фразы, и нечто необычное, непривычное - словом, темноты для восприятия ребенка - этот ум и формируют. Марина Цветаева, как выяснилось впоследствии, ничуть не пострадала в детском своем возрасте, читая Гёте и Гейне в 8 лет. И позже она напишет: "Если бы матери почаще говорили своим детям непонятные вещи, эти дети, выросши, не только бы больше понимали, но и тверже поступали. Разъяснять ребенку ничего не нужно, ребенка нужно — заклясть. И чем темнее, непонятнее слова заклятия - тем глубже они в ребенка врастают, тем непреложнее в нем действуют." Сложную, глубокую личность формирует соответствующее чтение. И никогда не втуне и не поздно встать на этот путь - приобщения к лучшим образцам литературы.

Atemschaukel, Неужто Цветаеву заинтересовывали читать, используя Гёте и Гейне?
Это как предложить ребенка бросить в глубокую воду, чтобы он поплыл: а как же, на мелководье плавать это же для пустоватых трусов.
Читать может быть и научится (хотя учитывая, что чтение не такой рефлекс, как плаванье), но будет ли любить? Не испытает ли чудовищного стресса, от которого даже подходить будет бояться к воде?

Всему свое время.

Ofegenia, один из наших преподавателей университетских в прошлом году говорил, что не нужно детям Винни-Пуха читать, надо начинать с Диалогов Платона...
видимо, детей у него нету)

lena_slav, Либо его дети не имели нормального детства.

lena_slav, Уважаемый коллега безусловно прав в пункте прочтения "Диалогов") Лет с 12-ти - вполне приемлемо. Единственный минус такого чтения, который следует отметить - непонимание, с коим столкнется в последствии эта, более развитая личность. Ибо средние умы, обычно, не прощают кому бы то ни было и малейшего превосходства над собой.

Ofegenia, Это более чем легко выяснить, обратившись к ее мемуарам. А так же к мемуарам отмеченных высшей одаренностью европейцев - Сартра, Юнгера, Вагнера, Башляра, Гюго, Теофиля Готье, и многих и многих представителей Серебряного века - изумитесь, все они в нежнейшем возрасте читали более чем сложные книги. Что и позволило им стать людьми незаурядными. Ваш скепсис немного забавен - усомнились в достаточно хрестоматийном явлении)

Atemschaukel, Опять путаете мокрое с холодным: читать в нежнейшем возрасте сложные книги и начинать читать со сложных книг -- разные вещи.

Вы уверены, что книги позволили им стать незаурядными, а не наоборот, незаурядность позволила читать в нежном возрасте такие книги?

Ofegenia, Наблюдаю за своими оппонентами и удивляюсь: здравы ли?) Перечисляю еще раз, "сложные" книги, так всполошившие некоторых присутствующих: "Том и полночный сад", "Таинственный сад", "Синяя птица", "Сказка о стойком оловянном солдатике", "Малахитовая шкатулка", "Тутта Карлссон первая и единственная", Гектор Мало "Без семьи", Вильгельм Гауф "Карлик-нос".. Если у кого-то из детей ли, взрослых ли, возникли трудности с восприятием этих милых, славных книг, и собеседником, который ими восхищается, то простите..мы имеем дело с вырождением. Сим и подытожу.

Atemschaukel, Я в детстве нежно любила и "Таинственный сад", и "Синюю птицу" и много подобного. Но вперемешку с ужастиками, детскими детективами и Таней Гроттер))
Кстати, детективы с ужастиками я не перечитывала, а тот же "Таинственный сад" раз 5 перечитывала))

"Приключения Тома Сойера" Марка Твена-я именно с этой книги полюбила чтение).

По моему мнению, детская классика вся интересна (примеры привели выше).
Но дело тут не в книгах, а в авторитетах. Если люди, пользующиеся авторитетом у ребенка (а это могут быть самые разные люди: родители, тетя, дедушка, учитель, старший товарищ), имеют привычку читать, то ребенок тоже будет читать. Мой ребенок захотел научиться читать именно поэтому -- она видела меня с книжкой каждый день по несколько часов. В конце концов спросила, что я делаю. "Читаю." "А что это?" Я сказала, что смотрю в книгу, и книга мне рассказывает о том, как... И я выдумала историю о группе друзей, которые отправляются в дорогу на корабле, и какие приключения их сопровождают. Изумлению не было предела. "И все это тебе рассказывает книжка?" "Да." "Научи меня читать!" С тех пор она читает.
Для девятилетнего ребенка тоже можно придумать какую-то провокативную ситуацию, но для этого нужно, чтобы люди, к которым девочка прислушивается, читали.

sofiakov, И вы до этого ни разу не читали ей вслух? о_О

Lenisan, Хотелось бы мне понять вашу логику, но не могу. С чего вы взяли, что ей не читали вслух?

sofiakov, Потому что, увидев вас с книжкой, она спросила "Что ты делаешь?". Если ребёнку читали до этого вслух, то почему он не знает, что делает человек с книгой в руках? о_О Откуда изумление по поводу того, что книжка может что-то рассказывать?

Lenisan, Ребенку читали детские книжки с иллюстрациями, она думала, что, глядя на картинки, я придумываю сказку. Детские книжки таковы: большие иллюстрации, мало текста. В другой ситуации я читала взрослую книгу, в которой не было иллюстраций, поэтому и возник вопрос: что можно делать с книгой без картинок. Тогда я и объяснила, что такое читать. Разговор состоялся, когда дочери был 1 год и 10 месяцев. С двух лет она читает. Изумление по поводу того, что книжка может рассказывать, возникло потому, что раньше рассказывала мама, а теперь выяснилось, что может рассказывать книжка, без мамы.
Надеюсь, больше вы мне ничего не напишете.

Показать текст комментария

sofiakov, Разумеется, напишу.
Заметьте, всё это можно было рассказать, не принимаясь хамить. Видимо, у вас в предках было много базарных баб.

Свернуть

sofiakov, Эх, если бы так просто все было... Читаю сама в огромном количестве, читали постоянно вслух, однако никакого желания и интереса читать самостоятельно - нет как нет...

irisit, Исключения подтверждают правило). Я написала о том, что вижу вокруг себя, но предполагаю, что личный пример может и не сработать. Думаю, что чтение -- это занятие для людей, склонных к созерцанию. Может, у вашего детеныша просто другой характер).
Вот еще высказывание попалось:

"Когда любят жизнь, то не читают. Впрочем, не особенно ходят и в кино. Что там ни говори, доступ к миру художественного остается за теми, кого немножко тошнит." (Мишель Уэльбек)


Может, вашего ребенка совсем не тошнит). Это же замечательно!)

Нам предложили ситуацию, в которой родители не читают, уже, и как следствие - ребенок не любит книг. Я, именно и предложила вечерние чтения, как вариант выхода из нее. Вы же рассуждаете абстрактно - "должны, авторитеты".. Не читают, и, возможно, не авторитеты. Переучить, переиначить сложившихся людей, возможно ли? Вряд ли. Следует предложить конкретную меру исходя из предиката. Радует одно - всегда и всюду есть место для дискуссии)

Я полюбила читать на море, когда мне скушно было))
И подсовывайте ребенку что-то про современных детей, начинать интереснее с таких же, как сам, а не с тех, кто жил когда-то давно))

Я как-то приучила к чтению как раз девятилетнюю девочку, она стала читать запоем. Подсунула ей "Котов-воителей" . Во-первых, это про котиков, а большая часть девочек их обожает. Во-вторых, это фэнтези, со всякими там волшебствами, тайнами и сражениями. В-третьих, это многотомная серия - привыкнет после каждой прочитанной книжки тут же начинать новую. Попробуйте.

Я бы посоветовала легкую фантастику и фэнтези, навскидку того же Гарри Поттера, Трилогию Бартимериуса, может быть даже Таню Гроттер(Мефодий Буслаев, на мой взляд, уже на возраст постарше), может быть Белянина и его Джека Сумасшедшего Короля. Или, просто как вариант достаточно неординальный, ужастики. Я в свои 10-12 ими зачитывалась, чтобы потом в лагере пересказывать).Подойдет к варианту про запретное чтение. Вот ещё один игровой пример. Согласна, что всегда есть книга, которая прививает любовь к чтению. Про пиратов, может быть про ведьм и вампиров
Может, стоит узнать, что любит сама племянница? Мой племянник согласен на всё, где есть драконы, вот такая у него страсть.
Но самое главное, я считаю, книга должна быть визуально не толстой(тянет сказать тоненькой, но это словосочетание точнее). Тонкую книжку морально легче прочесть, особенно для ребенка.

Korinf, Присоединюсь к совету по поводу ужастиков,я их очень любила читать лет в 10,и друзья мои любили).

Попробуйте "Волшебника Изумрудного города", в детстве нежно любила эту серию :3

little_eeyore, Знаете, удивительная вещь, но среди сверстников моей дочери (ей почти 8) и детей чуть старше (10-11 лет) коих я знаю, ну примерно, человек 50, Волков либо не пошел, либо родители даже не думали их туда направлять.

Своей я в ее 6 лет прочла весь цикл. Маша помнит очень хорошо, иногда воспроизводит целые куски из книг. Я балдела, потому как в моем детстве дальше первой книги не удалось уйти, в библиотеке книги были все время "на руках".

kandidat, Действительно, удивительно. В свое время мама носила мне книги из библиотеки, я читала их залпом, а потом еще и перечитывала... на них тоже была очередь, поэтому была "ломка", когда следующую книгу серии приходилось ждать :)

А что любит ребенок? чем увлечен? именно от этого надо отталкиваться при выборе книг для того, что увлечь ребенка чтением и показать ему новый мир, существующий в книгах.

f_b_, Добавлю для автора - я читаю детям книги вслух, не только своим - любым детям, в библиотеке, в детском клубе, в книжном магазине, в отпуске на лавочке, везде, где есть дети, готовые слушать и обсуждать. Читаю и новинки, и раритеты, которых нет в инете. Если скажете, что ребенку интересно, помогу подобрать книги.

Я гуманист и человеколюбец, должно быть) Ибо желаю каждому ребенку наилучшей участи - напитаться хорошими книгами, расширить горизонты мысли, развиться не в теплохладного консьюмериста, с десятком шаблонов на все случаи жизни, но в истинно просвещенную личность. И чтобы это произошло - пожеланиями и интересами ребенка в чтении приходится несколько пренебречь - что он может понимать? Покуда наше, взрослых, понимание или непонимание, определяет его судьбу. Давать детям то, что им нравится - не всегда лучшее решение. Они никогда не перерастут себя интеллектуально, если следовать их неразвившимся вкусам.

Atemschaukel, Да что вы говорите? А как же тогда я и все, кто написал, что в детстве ужастиками зачитывался переросли и стали нормальную литературу читать?Всему свое время!

Klena_Til, То есть, это личная обида? Извините) Однако, опыт несомненных гениев Серебряного века, для меня лично больше весит, чем все многоголосье современников. Сравнение не в пользу, облегченной, во всех смыслах современности.

Atemschaukel, При чем здесь личная обида?) Просто скидку на время тоже нужно делать. Ребенок возьмет несомненно хорошую классику, пусть детскую, но ему не интересную. Что он подумает? "Да зачем напрягаться? Я лучше телек посмотрю, на компе поиграю..." У современного ребенка и без книг развлечений предостаточно.)

А гении они на то и гении, чтоб быть не такими как все)

Klena_Til, Но Вы ведь изрекли " а как же я и все те, кто зачитывался ужастиками") Я пояснила, как же.. "Развлечения" в виде интернет-зависимости, пожалуй уступают программе продуманного чтения, за которую ратую. Еще раз уточню свою позицию - желают родители ребенку большей интеллектуальной утонченности и большей глубины - пусть действуют согласно указанному примеру, желают иного - вольны действовать иначе. У Генриха Гейне есть сентенция: "Теперь не строят готических соборов. В былое время у людей были убеждения, а у современников, есть лишь мнения, а мнения мало для того, чтобы создать готический храм." Прочтения, и внушительного объема ширпотребной литературы в детстве, недостаточно для создания личности, способной в будущем построить собор или написать "Отверженных". А ведь именно таких - дефицит.. Физиономия же конформной и усредненной массы России дня сегодняшнего, не вызывает энтузиазма пополнять ряды ее своими отпрысками)

Atemschaukel, правильно я понимаю: Вы вот эту воду мутную тут разводите, а детей-то у Вас и нет? ну тех самых детей, которым Вы все, что считаете нужным, читаете?

lena_slav, Правильно я понимаю - Вы своих детей воспитываете в духе времени - интернет, предполагающий свободный доступ к развращающим сознание сайтам, раннее взросление тела, но не ума, мейнстрим в виде неглубоких мыслей относительно явлений мира?

Atemschaukel, мне уже делали замечание, что вопросом на вопрос отвечать некультурно.
так вот, когда у Вас будут дети, которые будут с радостью (подчеркиваю: с радостью!) слушать то, что Вы тут напридумывали им прочитать, и когда эти самые дети после этого будут еще и любить чтение (ЛЮБИТЬ!), тогда и поговорим. а без практики Ваши теоретизирования ничего значимого не представляют.

Atemschaukel, и еще: мне со стороны кажется, что Klena_Til не изрекает, а говорит/высказывает, высокопарно выражаетесь тут только Вы.

Atemschaukel, Что тут скажешь?)
Удачи вам в воспитании детей-гениев!)

Atemschaukel, Вы немного зациклены на хороших книгах с самого начала. Ведь сначала важнее просто приучить ребенка к печатному слову, поэтому нужно попробовать все варианты.
Тут, на лайвлибе, есть девушка, сама мать вроде бы двоих детишек. Она участвует во флешмобах, читает классиков, но пишет в рецензии "фу, какая гадость, не смогла дочитать, что за бред" и восхищается книжками в духе "все мужики козлы", "как стать стервой" и романами Донцовой. Хотя все перечисленные вами книги есть в её прочитанном.
Если в человеке вкус есть, он позже сам найдет свои любимые, духовно просвещающие книги. Если нет, то у человека останется любовь к чтению(пусть даже газет), расширенный горизонт, грамотность и приятные воспоминания.
А вам с вашими взглядами на воспитание стоит прочесть Дети в доме . Обратите внимание на первую часть с 1600 по 1750 гг.

Ребёнок есть недоразвитый, недоделанный взрослый, которого надлежит доразвить и доделать.