26 мая 2014 г., 23:39

331

Детективная линия № 11 - "Красная комната" Эдогава Рампо

9 понравилось 28 комментариев 0 добавить в избранное

Ну что, кто прочитал? Каковы впечатления? Здесь уже больше Японии? А что с детективной составляющей?

В группу Литературный клуб... Все обсуждения группы
9 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 28

Доброй ночи и хорошего обсуждения!
Прочла и с нетерпением ждала открытия темы!
Несмотря на то, что из всего сборника я выделила для себя как значимые только 3 рассказа, могу сказать, что это чтение мне понравилось гораздо больше предыдущего. И оценку я поставила сборнику выше, чем роману "Бал-маскарад".
Я бы хотела выделить такие рассказы, как:
1. Несомненное и неоспоримое первое место принадлежит "Волшебные чары луны". Просто завораживало и до мурашек пробирало. Рассказчик заинтриговал безумно. Что за моральные принципы у этого человека???
2. На второе место я поставила бы"Плод гранат". Очень тонко и со знанием психологии написано. Это уже настоящий детектив. Со всеми атрибутами.
3. "Простая арифметика", тот детектив. Хороший и качественный. Хорошие-плохие, "подстава", любовная линия....Здорово :)
Любой из этих рассказов смог бы превратиться в отличный роман :)


Остальные произведения настолько мне показались "проходными", что даже вспоминать о них не хочется. Слишком много о психически больных людях.....Это даже к мистике не отнесешь...

P.S. Я не поняла, по какому принципу формировался сборник.

Efro, Как, собственно, у Эдгара По. :) Это всё же не рассказы о психически больных. Это изучение аномалий. Как и его любимого учителя - По, Эдогаву Рампо больше всего интересовала инаковость во всех ее формах и проявлениях.

tangata, К сожалению, я не читала По. Не могу сравнивать :(

Efro, Да, несомненно, нужно сначала читать По, а потом Эдогаву. А еще можно и Кортасара с его "Бестиарием" сюда же. У Эдогавы многое от кайдана, рассказа о сверхъестественном, так что это не классический европейский детектив. Он, кстати, даже сам под конец жизни осознал, что шел не туда. Но мне кажется, что именно это и делает его Эдогавой Рампо!

Соглашусь в Efro , что в "Красной комнате", к сожалению мало именно детективных рассказов Рампо. Особенно жаль, что нет "Чудовища во мраке". Самой, пожалуй, лучшей его новеллы. Но все равно это было очень увлекательное чтение. Остановлюсь на том, что больше всего задело.

И да, Японии здесь - через край. При том, Японии старой. Сейчас она уже совсем не такая.

"Путешественник с картиной". Вообще не детектив. Но как же нравится! Чудесная и страшноватая история. Рампо так любит прием "ненадежного рассказчика", что в итоге перестаешь верить всем его персонажам. Но свадебное путешествие для картины... Бинокли как магия.. Очаровательно, старомодно, печально. Заодно поняла, какой огромный путь преодолела Япония от страха перед любой техникой до самой технологичной страны в мире. Словно бы испугались и решили приручить демонов техномагии. :)

Разумеется, отправилась искать информацию об О-Сити. Ужасная история. Ее пересказывает Сайку в сборнике "Пять женщин предавшихся любви". Еще есть пьеса Кабуки "Барабан на башне", можно найти в сети. Бедную девушку любили рисовать.

"Волшебные чары луны". Сколько раз перечитываю, не могу отделаться от ощущения искусственности. Действительно ли возможно подобное преступление? Уж как-то слишком, на мой взгляд.

"Психологический тест" - вот это уже настоящий детектив. Да еще и вывернутый наизнанку. Старушка-процентщица и целых два бедных студента в наличии. По-моему, Рампо превосходно понимает психологию преступника. Как преступника-артиста, вроде товарищей из "Плода граната" или "Красной комнаты", так и человека попроще. Очень обыденно и убедительно. Сперва денег достать, потом старуху убить, потом друга предать, после убийства уже и не так страшно. Потом и вовсе во вкус входишь. А источник зла - обычный эгоизм.

И тоже отмечу "Плод граната" и "Простую арифметику". Отличные детективы. А главное, опять же - психология преступника. Удивительное знание человека.

Буду читать все новеллы Рампо. Люблю его.

tangata,

"Чудовища во мраке"

постараюсь найти и прочесть. Спасибо :)

tangata, Согласна! Меня, конечно, почти не мурашило... После скандинавов и современных американцев понимаешь, что самое страшное то, что творят люди, а не сверхъестественное. От людей не ждешь... Но как красиво он писал! Достойный продолжатель традиций По.

Всем доброго времени суток!
В целом сборник Рампо мне понравился, хотя не все произведения можно отнести к детективному жанру. Больше всего запомнился рассказ "Простая арифметика", сначала автор предложил нам прямо-таки невозможное преступление, с загадочными следами исчезающими у края колодца, а "подбрасывая" все новые подробности преступления, в конце с блеском показал насколько простым может быть решение сложной и запутанной загадки... Повесть "Красная комната" понравилась атмосферой и немного напомнила сборник рассказов Кристи "Тринадцать загадочных случаев" , с той лишь разницей, что у Рампо рассказчик один, и в конце повествования читатель остается в недоумении, а были ли преступления? "Психологический тест" рассказ-перевертыш, в котором автор изначально сообщает о том кто преступник и постепенно заставляет читателя сопереживать ему. Рассказ "Плод граната" понравился своей развязкой, а вот рассказ "Волшебные силы луны" прямо заворожил, насколько же прописаны детали, и точно показана сила внушения. Рассказ "Путешественник с картиной" оказался для меня красивой, мистической сказкой с магической концовкой... A вот рассказы "Ад зеркал" и "Человек-кресло" откровенно не поняла, даже не хочется обсуждать действия людей с психическими отклонениями...

thali, А меня продернуло от "Человек-кресло". Реалистично до жути. Уйма таких людей вокруг нас, которые считают, что это нормально... Желание первично, мысль вторична. Это уже не аномалия, это уже почти культ.

Повесть "Красная комната"

вот у меня есть дурацкая привычка "под руку" что -то говорить :( Очень часто мужу, который ведет машину, подсказываю истеричным тоном.... Теперь, после повести, верите, подавляю в себе это желание ......

Рассказ "Путешественник с картиной"

в принципе, это и есть сказка. С удовольствием прочла бы ее в другом сборнике.

У меня от "Человек-кресло" некоторое омерзение было....

Может оно и лучшему :-) А я при прочтении "Человека-кресло" все силилась представить себе это в реальности, но потом оставила эту затею с мыслью "Ну и ерунда"...:-)
У меня рассказы Рампо в этом сборнике Игры оборотней , там еще пару других рассказов и "Чудовище во мраке" есть, его думаю тоже прочесть, но позже, ведь еще "Клан Инугами" в планах на прочтение...

thali, Я все думала: " Как можно не почувствовать , что сидишь на коленях, а не на кресле?"...Ну да ладно....

Сейчас хочу почитать В стране водяных и рассказ этого же автора "Ведьма"....очень советовала приятельница :)

Efro, Свет, cпасибо большое, судя по рецензиям книга интересная, внесу ка я ее в планы на прочтение :-) А от себя могу посоветовать Лето с чужими , потрясающая книга, с эффектом "холодка по коже", но без ужасов... К тому же у нее и объем совсем небольшой...

thali, О, я читала "Лето с чужими" в апреле!!! Очень впечатлилась!!!! Прочла и бегом смотреть еще книги этого же автора....а их нет на русском :( ужасно расстроилась....

Efro, Да уж, действительно жаль... Зато на немецкий или английский его книги переведены, имя и фамилия пишутся так: Taichi Yamada, так что если есть возможность и желание, можно попробовать почитать...

thali, К сожалению, мой французский на уровне бытового :(

Efro, ничего, значит есть к чему стремиться! :-) Свет, я "Клан Инугами" читать начала, вот это интрига, прямо не оторваться, жаль что мы эту книгу не обсуждали... Так что очень советую, в ней и персонажей не так много, как в "Маскараде", к тому-же и "убывают" они с космической скоростью, прямо как у Агаты Кристи...

thali, Ого.....я в "хотелки" поставила, но, по всей видимости, надо срочно качать и читать! Душа требует хорошего детектива!!!!

Efro, почитай, точно не пожалеешь! А я через пару дней еще рецензию напишу, конечно-же без спойлеров :-)

thali, Сама рецензии не умею писать, но с удовольствием читаю чужие :))))

Внезапно на меня свалилась огромная гора учебы перед сессией, поэтому удалось прочесть лишь четыре рассказа из сборника :C но обязательно в ближайшее время дочитаю, конечно.

"Красная комната" - начала с него. Мне очень понравилась идея убийств таким образом, без непосредственно участия убийцы - ну, в смысле, не для практического применения, конечно :D а просто никогда не задумывалась, что ситуацию с криком "Осторожно!" человеку, который переходит дорогу, можно использовать в качестве способа убийства (хотя как-то раз тоже задумалась, что такого ни в коем случае нельзя кричать, и человек останавливается на месте). Интересная мысль.

"Человек-кресло". Вот честно, в конце от удивления, что это кресло героини, сердце в пятки упало! Совсем забыла о ней и погрузилась в описания действительно, мягко говоря, психически нездорового человека. Но все это звучит крайне неубедительно, конечно, и в реальности представить довольно сложно.

"Психологический тест". Вот не люблю я, когда преступник уже известен, окончание рассказа, в принципе, тоже можно в голове представить, и нам остается лишь наблюдать за тем, как детектив вычислит преступника. Создалось впечатление, что Рампо как-то искусственно подвел к разгадке, что он слишком просто подстроил решение. Здесь заинтересовали сами тесты, конечно, то, каким образом можно вычислить убийцу. Но все-таки осталось у меня убеждение, что если убийца (каюсь, забыла имя) так тщательно ко всему подготовился, то не мог он так ответить на вопрос о ширме. Ведь, действительно, сказав, что, мол, я не обратил внимание на ширму и все такое, он выглядел бы естественно. А свой выбор такого слова в тесте можно было бы объяснить чем угодно - скажем, той же самой ширмой у старой родственницы. Как-то притянуто за уши, что ли.

Ну и, наконец, "Волшебные чары луны". Вот вроде бы такая таинственность, любопытные завораживающие описания, классическая ситуация с убийствами и лицом в окне... Но, черт возьми, я не поняла этого рассказа! Я не понимаю этого способа убийства. Человек, не увидев своего отражения, автоматически пойдет за порог вешаться, наподобие тому, что видит напротив себя? Серьезно? Что за бред, я не понимаю!

В общем, сложилось двоякое впечатление. Дочитаю оставшиеся рассказы, конечно, но в целом - противоречивое очень мнение.)

Оль, удачной сдачи сессии! В "Волшебных чарах луны" поведение японских товарищей нам с европейским менталитетом наверное и не понять, зато какой при таких ужасающих событиях поэтический настрой... Эх... я даже цитату там обнаружила

То что мы видим при солнце, есть истинный лик вещей, а свет луны являет нам их отражения


Красота... А рассказ "Простая арифметика" при случае обязательно прочитайте, по-моему он самый "детективный" в этом сборнике...

thali, Спасибо большое!:)
Дааа, эту фразу я помню - перечитала несколько раз... очень, действительно, поэтическое настроение - в отличие от остальных рассказов)
Обязательно, спасибо!) В интернете так сразу и не найдешь, правда.(

Ivanova_olga, В темке, где представляли книги на рассмотрение, ссылка есть на сборник, на флибусте. Там можно и скачать( но в составе сборника), а можно и с экрана ( я именно так и читала, он небольшой, глаза не устали) :)
Серьезно, рассказ стоит того, чтобы его прочесть :)

Наконец-то, я к вам присоединилась с отзывом. Для удобства я его сюда скопирую.

Заимствовав у других, наполнить собственным содержанием.
Г.Дуткина (из предисловия)

Таро Хираи, знакомо ли вам это имя? Скорее всего, реакция будет положительной, если сказать иначе... Эдогава Рампо. Да, тот самый японский писатель, ожививший в своей стране жанр детективной повести. Тот самый, что увековечил имя своего вдохновителя в своем псевдониме. Эдгар Аллан По ощутимо присутствует во всех работах Рампо, соединяя эфемерными паутинками мир западной и восточной мистики и сокровенного.

Тайна - вот Богиня творчества Рампо.

Иллюзия - вот душа его рассказов и повестей.

Порок - вот подноготная его творений.

Расплата - вот спутница его сюжетных линий.

Но даже порожденная Тайной Иллюзия раскрытия Порока не дает уверенности в том, что Расплата стала окончанием. Что может быть более иллюзорно и более таинственно, чем точка в конце рассказа?

Рассказы Э. Рампо в моем воображении предстают невероятным по своей красоте и загадочности артефактом. Ты можешь отрицать его практическую ценность для современности, можешь упоминать более интригующие и яркие аналоги, но восхищаться красотой, соразмерностью, отточенностью, внутренним напряжением этого чуда ты не перестанешь. Раритет - возможно, утратившая ценность штуковина - ни в коем случае. И не последнюю роль в формировании подобного восприятия рассказов играет японская созерцательность, это всепроникающее, плавное погружение в накал страстей, которыми полны произведения Эдогавы Рампо.

Немного о каждом рассказе, вошедшем в сборник.

Путешественник с картиной. Сразу же вспомнился рассказ "Автобус" Хулио Кортасара из его сборника "Бестиарий" . Не по смыслу, по обстановке, но накалу. Очень сюрреалистическая вещь. Впечатляет.

Волшебные чары луны. В этом рассказе По невероятно узнаваем, он тут просто царит. Нагнетающая обстановка, резкий свет луны, холодное дуновение смерти... Мрачно и нервно.

Человек-кресло. Вот этот рассказ особенно покорил меня своей реалистичностью. Именно такие рассказы брали за живое в подростковом возрасте ночью в загородном пионерлагере. То, что запросто может быть, но лучше, если его быть не может.

Красная комната. Тема реалистичности продолжается. Иллюзия чистой воды эта ваша реальность. Хлоп, и ее нет. Хлоп, и она снова с вами. А теперь угадайте, что было на самом деле?!

Ад зеркал. Такое будет особенно страшно не прочитать, а представить. Именно войти в транс (любым доступным вам способом) и представить. То, что вы потом из транса выйдете, вам не гарантировано. Обещаю.

Психологический тест. Психология отвоевала-таки место и в творчестве Рампо. Не столько детектив, сколько игра в одни ворота. В принципе все предсказуемо, но как технично, ах как технично! Оценка за технику 6.0. Аплодисменты.

Плод граната. Триллер. Причем от образа преступления (плод граната - это же надо додуматься!!! никогда бы не подумала представить пострадавшего такой метафорой!!!) до развязки. И лучше... не смотрите вниз.

Простая арифметика. Самый большой рассказ сборника и самый детективный. Почти классика жанра. И вот тут понимаешь, что когда ушел колорит... особенно хочется вернуть его обратно.

Действительно, большую часть рассказов Рампо сложно назвать детективами. И сам автор под занавес творчества осознал, что не смог отринуть свой культурный базис, на протяжении многих лет в свои детективы он мастерски вплетал типично японский кайдан. Но является ли это недостатком?! Сам Рампо в конце творчества тщательно старался уйти от этого. Но так ли уж это было нужно?! Современные японские детективы активно используют элементы кайдана, вкрапляя в канву своих произведений проявления сверхъестественного, понимая, что именно это придает неповторимость их творениям. И все благодаря отцу-основателю, ну или воссоздателю жанра детектива в японской литературе.