Конкурсные рецензии

Дмитрий Быков - Школа жизни
написала рецензию на книгу
Дмитрий БыковШкола жизни

30 сентября 2015 г., 17:28

К чтению этой книги меня привлекло несколько моментов. Во-первых, и сразу, во-вторых, автор - составитель и издатель для меня фигуры в современном литературном процессе весьма авторитетные. В-третьих, это формат «народной книги», уже зарекомендовавший себя в творчестве Людмилы Улицкой. Любой желающий мог принять участие в составлении «Школы жизни». В 2013-м году Дмитрий Быков совместно с Еленой Шубиной объявили о конкурсе «Мы родом из школы», который охватил более 10 000 участников. Сбор текстов и фотографий для книги осуществлялся при поддержке агентства «РИА Новости» и Российской государственной библиотеки для молодежи». В итоге был издан сборник школьных воспоминаний людей, учившихся с 1960-х по 1990-е годы.
В-четвертых, и это самое главное - тема. Как ни крути, а 10 лет школьной жизни из памяти не выкинешь, даже если имеется на то жгучее желание. И в зависимости от того имеется ли у читателя такое желание или нет, через эту призму и воспринимается сборник. Благо он весьма разношерстен: более 70 историй, изложенных в 8 разделах: моя школа, учителя, одноклассники, школьные мучения, первая любовь, школа жизни, поступок и проступок, запомнилось на всю жизнь. Истории не всегда отличаются выдающимися литературными достоинствами, ведь написаны в основном обычными людьми. Зато представляют собой концентрированную смесь фактов, из которой вырисовываются общие черты советской школы, которую пришлось пройти почти всем, кому скоро сорок и больше.
И, судя по сборнику, для многих эта школа стала отличным местом, где была любовь и дружба, прекрасный понимающий руководитель, как Динэра или Виталич, веселые забавы, кружки, танцы и т.д. Основу сборника составляют именно такие ностальгические теплые воспоминания. Что совсем не удивительно, ведь детство – вообще самая счастливая пора. Евгений Бунимович, принимавший участие в проекте, с самого начала был уверен, что, несмотря на все «свинцовые мерзости советской жизни» всё равно больше напишут о хорошем. И надо отдать Дмитрию Быкову должное как составителю, в том что, хотя, по его собственному признанию, попытка реконструкции школьных времен оказалась довольно мучительной, он все же признает: «эти времена есть за что благодарить». Да, да, было что-то и хорошее: я тоже помню, как учительница начальных классов подарила мне теплое пальто, и Москву первый раз я увидела вместе с классом, и уроки литературы не отбили любовь к чтению, и на том спасибо.
Но были и те, кому повезло меньше и с учительницей, и с одноклассниками и вообще со школьной жизнью. Показателен, например, рассказ об учительнице – питоне Жанне Феликсовне, которую спустя много лет бывшая ученица узнала в метро по ногам, ведь смотреть ей в глаза до сих пор невыносимо. А школьный бойкот, вам случалось пережить его, если ты не такой как все и решил сыграть по своим правилам или просто поступить по велению сердца? Лично мне пришлось. И некоторые истории сборника убедительно доказывают, что «Чучело» Владимира Железникова - это еще просто цветочки.
Однако, цель сборника, конечно не столько рядовые воспоминания о хорошем и плохом, сколько воссоздание ушедшей эпохи. И здесь я согласна со словами Елены Иваницкой: несмотря множество ностальгических историй драматическая ситуация советского ребенка в условиях коммунистического воспитания представлена в книге искренне и резко. Навязчивая агитация учителей с молчаливого согласия родителей: коммунизм, великие трудовые свершения, мудрая, неизменно миролюбивая политика родной коммунистической партии, американские поджигатели войны присутствовали в жизни детей ежедневно и ежечасно и до сих пор сидят у нас всех где-то в подкорке. За распространение «западных видов причесок и нарядов» (речь идет о конском хвостике и одежде, чуть отличающейся от школьной формы) ученице вполне могли выдать плохую характеристику, с которой было не попасть в нормальную школу. Что там говорить, я помню, как даже в конце 80-х (!) нас, девочек, заставляли снимать серьги и читали мораль по этому поводу. Так и вижу себя стоящую перед классом и вынимающую малюсенькие сережки с красным цветочком из пунцовых ушей. Но что это по сравнению с историей, в которой постановка «Короля Лира» в школьном театре вообще обернулась трагедией, потому что «высокие идеалы Шекспира, вошедшие в юные сердца и головы, оказались в конечном итоге несовместимым с двойными моральными стандартами советского общества. В 1966 году в школе разразился громкий политический скандал, резко оборвавший нашу театральную эпопею». Под воздействием Шекспира ребята начали издавать неподцензурный рукописный журнал - и закончилось это исключением из школы и комсомола тех пятерых, кого объявили зачинщиками. Все ученики, начиная с шестого класса, должны были подписать бумагу о гневном осуждении антисоветчиков. И дети подписали. Куда им было деваться? Мальчишкам сломали судьбу. А каково было их несчастным предателям? И в моем восприятии одна эта история перевешивает все те, ностальгические. Потому что нельзя так с детьми, нельзя и все тут. Даже если они потом вырастут, забудут и напишут о том, как в школе было хорошо. Ведь есть и те, с кем последствия такого травматического опыта остались навсегда.
Впрочем, школу действительно есть за что благодарить. После ее уроков выживания в дальнейшем «все фигня, прорвемся», даже если ты один против всех. И все хорошее уж точно начинаешь ценить. И отличать от других явлений.