Конкурсные рецензии
12 января 2011 г., 17:17
"В погоне за иллюзией не потеряй самого себя!" — предупреждает меня обложка нелюбимой оранжевой серии. "Хорошо", — вынужденно соглашаюсь я, куда мне деваться, не потеряю. Я гонялась за этой книгой довольно давно, будучи под впечатлением от фильма, но оригинальный текст на английском являлся почти нечитабельным, а на русском в Интернете выложена только часть книги. И вот теперь эта совсем не иллюзия, а вполне материальная и заслуженная книжка в моих руках, а её страницы почему-то пахнут странным металлическим оттенком крови, что они добавляют в чернила при печати? На обложке — очередной Икар, страстно желая освобождения, летит на самодельных крыльях куда-то в высоту ночного города. Надеется, что ночью он в безопасности, ведь солнце не сможет растопить воск в его крыльях? Наивный, он ещё не знает, что в ночи кроется куда больше опасностей, чем в честном и открытом солнечном дне.
Рассматривать сейчас эту книгу, не упоминая фильм, совершенно бессмысленно. Не знаю, как этот роман читали до того, как Аронофски снял свой пронзительный культовый шедевр, это довольно сложно при его строптивой форме потока сознания без разделения на диалоги и мысли, но режиссёр как-то смог увидеть события между спутанными строками и выстроил своим фильмом для нас костяк, по которому можно карабкаться вверх, вчитываясь в эти страницы. Поначалу кажется, что в книге то же самое, что и в фильме, но это впечатление обманчиво: Аронофски намеренно смягчил все те ужасы, которые в книге ещё более отвратительны и страшны. Для меня так и остался самым страшным тот факт, что несчастную Сару Голдфарб лечили электрошоком не из-за врачебной ошибки, а из-за борьбы за власть внутри докторского состава. Если фильм показался вам слишком жестоким — ни в коем случае не читайте этот роман, всё ещё хуже. Если же вы всё-таки собрались прочитать эту книгу, не смотрев ещё фильм, то очень советую это сделать, лишним не будет.
Но это всё отступление, теперь о самом произведении.
Я искренне не понимаю тех, кто говорит, что это всего лишь очередная книга о наркотиках. Неужели? Почему она не называется тогда, например "На игле" или "Реквием по наркотикам"? Тема наркоманов просто пришлась в жилу основной идее книге, с таким же успехом можно было заменить героин водкой, сигаретами или гамбургерами. Этот роман повествует нам, прежде всего, о том, что каждый человек мечтает о чём-то, страстно и безудержно, но эта страсть опаляет его, искажает его видение мира и заставляет идти к исполнению своего желания неверными путями. А кривая дорожка, как всем нам известно, может завести нас куда угодно. Сам автор говорит, что все его герои стремятся к так называемой "Американской мечте", но она на самом деле предполагает труд и значительные усилия, а все четыре персонажа "Реквиема по мечте" хотят получить всё сразу, по-быстрому и желательно бесплатно и с удовольствием. Именно поэтому все их желания тускнеют и разбиваются, заводя героев в отчаянное и кошмарное положение.
Мэрион Кляйнмайтц. Девушка из хорошей обеспеченной семьи, с отличным художественным образованием и талантом. Ей нравятся острые ощущения, кайф от наркотиков, атмосфера андеграунда и шумных тусовок, она любит, когда наркотик горячит ей кровь и туманит разум, тем самым подтверждая собой худшие стереотипные представления и опасения о людях творческих профессий, которые в погоне за острыми необходимыми им для работы эмоциями рано или поздно переходят границу, превращаясь из "играющих в отверженных" в настоящих изгоев. Она с лёгкостью качает деньги из своей семьи, утверждая, что они нужны ей на психиатра, с которым она на самом деле спит, чтобы он поддерживал её ложь. Её сокровенное желание просто, как две копейки: собственный творческий уголок, кафе собственного оформления, где собираются все сливки интеллектуального общества.
Гарри Голдфарб. Ленивый раздолбай, связавшийся в своё время не с той компанией. Возможно, это из-за того, что он потерял отца (ведь до его потери он успешно выпустился из школы) и мать установила над ним гиперопеку, тем самым невольно подтолкнув его к бунту, а потом спасовав перед этим бунтом, оставила его совсем одного. Его мечта тоже довольно нехитрая: чтобы его девушка была счастлива, и он вместе с ней мог ничего не делать, только путешествовать по разным странам и бить баклуши.
Тайрон Си Лав. Чернокожий парень, друг Гарри, возможно, из-за дружбы с которым Гарри и скатился в "плохую компанию". Его мать рано умерла, поэтому детство в чёрном квартале было совсем нелёгким. Пожалуй, его желание наиболее абстрактное из всех четырёх главных героев, он хочет вновь ощутить родительское тепло, безопасность и чью-то любовь, но при этом Тайрон в своей недружелюбной обстановке путает его с желанием обладать самыми красивыми девушками и ни в чём не нуждаться. Плохая замена, но что поделаешь...
Сара Голдфарб, моя любимица из этой компании. Любимица — потому что её желания самые сложные и хитросплетённые. Больше всего она хотела бы, чтобы её муж Сеймур был жив, а сынок Гарри чувствовал к ней любовь и привязанность. Она хочет гордиться им и страдает от недостатка внимания, поэтому все свои одинокие дни проводит перед телевизором. И вот, когда ей звонят с телевидения с приглашением на телешоу, у Сары клинит её настоящий и вымышленный мир в одно целое, поэтому желание внимания сублимируется и трансформируется в мечту красиво выступить по телевидению, чтобы её все узнавали и любили, как бы между прочим отказаться от всех призов и, конечно, упомянуть о любимом сыночке, которым она так гордится.
Мечты, мечты, сокровенные желания, которые герои пытаются воплотить в жизнь страшными методами... В конце концов, мы понимаем, что все эти четыре героя хотят одно и того же: внимания, чьего-то тёплого любящего внимания в этом одиноком мире, пусть и проявляется это желание у всех по-разному. Если бы они нашли силы это осознать, то, может быть, смогли бы действительно сделать что-то для исполнения своего настоящего желания. Но они видят лишь его отражение в кривом зеркале, бегут за этим отражением, но, как Алиса в Зазеркалье, не двигаются с места, а то и вовсе откатываются назад, теряя всё, что у них есть, включая своё собственное "я".
Пусть эта книга будет всем нам предостережением, маяком в темноте подсознания, который напоминает нам, что мы должны чётко знать, чего именно мы желаем, и понимать, что не все средства для достижения наших желаний одинаково хороши.
4 января 2011 г., 15:45
Жила-была маленькая слепая девочка. И у нее была мечта - узнать, что такое синева...
Возле этой небольшой повести проставлены теги "детская литература" и "сказка". С моей точки зрения, это однозначно и не то, и не другое. Как можно причислить "Небесных жителей" к детской литературе только на том основании, что главная героиня - маленькая девочка, которую зовут Крошка-Крестик? Из-за того, что написано простым языком? Из-за того, что к девочке с неба спускаются огромные лошадки? Я, конечно, эксперимента не проводила, но мне кажется, что ребенок воспримет только поверхностный смысл, и тогда это произведение будет названо "книгой ни о чем", нудным и бессюжетным.
Еще меньше "Небесные жители" похожи на сказку. Разве в сказках бывает столько трагизма и надрыва? А их так много, что сердце кричит от боли... Читаешь и "слезы набухают под веками"...
Я бы причислила это произведение к разряду аллегорических притч. Но в сущности, точное определение жанра меня мало волнует. Меня больше заботит то, чтобы люди, открыв эту книгу, услышали крик, который прорывается с каждой страницы:
Огонь и смерть повсюду вокруг утеса... Большие города охвачены ослепительным пламенем, низвергающимся с небес. Крошка-Крестик слышит громовые раскаты и взрывы, плач детей и вой собак, обреченных на смерть. Почему, почему люди этого хотят? Но поздно, слишком поздно...
А еще у Крошки-Крестика была мечта, чтобы не было войны...
8 / 10
14 октября 2010 г., 14:19
Эта книга мне понравилась тем, что в ней очень-преочень много юмора!
Мне в этой книге понравились Пеппи, Томми и Анника и их дружба.
Пеппи всегда затеивала какие-нибудь игры или проказы. Но она была добрая и отзывчивая, и вдобавок сильная.
А ещё у неё была самая Заветная Мечта - встретить папу и править островом куккакуредутов!
Она готова была сделать всё что угодно, чтобы у неё исполнилась мечта! Она отправилась в путешествие в поисках папы.
Пеппи добилась своей цели, и в этом можно брать с неё пример!
23 октября 2010 г., 14:54
В этой книге девочка Опал сдружила весь город! Это была сама ее Большая Мечта!!!
Этот город был скучный и недружный, но Опал смогла всем показать мир глазами дружбы и радости!
Например, братья Дьюбери: вначали они были грубые, а потом Опал помогла им быть добрыми.
Аманда - недоброжелательная и немного занудная, а Опал научила её радоваться со всеми.
Уинн-Дикси - одинокая замарашка, а стала добрая , улыбчивая собака!
И ещё многие герои изменились к лучшему!
Мне нравится Опал - она добрая, смелая, весёлая и доброжелательная!
Я хочу, чтобы и наш город Петрозаводск был такой сплочённый, как и в книге!
Хочу, чтобы и в нашем городе нашёлся человек, который бы и наш город сдружил, как Опал!
Это и моя Большая Мечта!!!!!
5 января 2011 г., 01:40
Мучительный вопрос о соотношении категорий "мечта" и "желание" не дает мне покоя еще со среднего школьного возраста. Как частенько именуют этот нежный период различные издательства на страничке с информацией о книге, тираже и тому подобном. В качестве очередной порции пищи для размышлений мне довелось прочесть фантастический роман С. Лукьяненко "Спектр". Я думала, что не смогу уснуть неделю минимум. Честное слово!
Скажу пару слов о структуре романа, дабы не портить канву контекста. Так вот, уважаемый товарищ автор ударил словом по цветовому спектру и тем самым разделил свой роман на 7 частей, в соответствии с цветами радуги. В каждой части находилась история-притча, не относящаяся к сюжетной линии, но заставляющая глубоко и надолго задуматься.В качестве эксперимента даже дала почитать книжку маме, чтобы проверить действительно ли эти "лирические отступления" имеют смысл, или это мне в силу малого возраста мерещится. Эксперимент прошел успешно-мама зачитывалась, покрываясь мурашками от удовольствия.
И вот в одной из этих историй Лукьяненко поднял уже упомянутый вопрос, столь волнительный для меня.
-- Я хочу рассказать о человеке и его мечте, -- сказал Мартин.
И с этого момента я начала понимать, что была права в своих спорах с одноклассниками, друзьями детства, соседкой Людкой и другими, попавшими под горячую руку поиска истины. Что мечты и желания это абсолютно разные вещи! Я не могла правильно сформулировать то, как я чувствовала тонкую грань, разделяющую эти понятия. Но в "Спектре" ответ нашелся. И звучал он так:
...нельзя мечтать о достижимом.
Мечта, которая сбывается на раз это не настоящая мечта,- это желание. Она, как путеводная звезда, должна всегда присутствовать в жизни человека, без губительной возможности быть осуществленной. Ее наличие придает существованию смысл и вкус. Пусть исполняются желания. И даже как можно чаще! На их смену придут другие такие же или подобные.Но вот мечта...Каждый, конечно, решает сам. С возрастом я стала терпимее к чужому мнению. Но для себя решила точно: не хочу "увидеть Париж и умереть". Искренне радуюсь исполнению желаний, но своей мечте этой участи не желаю.

4 января 2011 г., 20:50
Ассоль живет в каждом из нас.
Замечательная книга об исполнении мечты. Доброе произведение о девушке, мечтавшей встретить любимого человека, который увез бы ее на корабле с алыми парусами. Она мечтала, верила и дождалась.
Эта книга поднимает настроение и вселяет веру в себя и в свою мечту получше современных разрекламированных книг по психологии, может, потому что Грин так просто описал жизнь обычной девушки, атмосферу в которой она жила, то как над ней смеялись, пытались доказать ей, что она ждет чего-то нереального.
Я перечитываю "Алые паруса" всякий раз как накатывает депрессия или поставленная цель начинает казаться нереальной. Читаю, сочувствую Ассоль, радуюсь за нее, и незаметно настроение поднимается и возвращается уверенность в светлом будущем. И совсем не важно, сказка это или нет, ведь чудеса происходят не только в сказках, главное в них верить.
12 января 2011 г., 02:51
В канун Рождества насладился красивейшим повествованием признанного мастера короткого рассказа -- О. Генри. "Дары волхвов" -- это рассказ о том, что действительно важно. О том, о чем в глубине своего сердца мечтает каждый мужчина и каждая женщина. Да-да -- именно каждый. Никто не ослышался. Все в порядке. Даже самые жесткие,исповедующие свободную "любовь", самые циничные, холодные, неверные, эгоисты, стяжатели. Потому что так называемые современные ценности , -- это так, наружу. Маска. Это ширма, за которой боль, неспособность, разочарование,одиночество, отверженность, неверность. Всем этим мы хотим прикрыть свою несостоятельность. Не удается. И не удастся. Так как мы сотворены по образу и подобию Божьему. Нам предназначено жить не инстинктами, как животные,-- человеку дарованы: разум, чувства, душа, ответственность.
Спасибо "Дарам.." за то, что напомнили нам об этом.
Напомнили о ВЕРНОСТИ -- в эпоху р а з в о д о в.
Напомнили о ЛЮБВИ -- в часы р а з в р а т а.
Намомнили о ПОДАРКАХ, которые нужно дарить, во времена, когда все чего-то хотят лишь для себя.
Напомнили о ЩЕДРОСТИ -- в век с к у п о с т и.
Намомнили нам о НАШИХ ДРАГОЦЕННЫХ ЖЕНАХ, которых мы не замечаем (не в пример Джиму). И о МУЖЬЯХ, которыми мы не ценим (не в пример Делле). О многом напомнили...
и наконец вспомнили о мудрых волхвах,
которые
завели моду делать рождественские подарки.
Вечная книга!
Вечная тема!
Вечный автор!
Иногда нужно написать всего-то чуть-чуть, -- чтобы сказать обо ВСЕМ.
19 января 2011 г., 20:40
Мы никогда не бываем довольны. Мы даже не знаем, что значит это слово.
Во времена моей портвейной юности все вокруг мечтали стать рок-звёздами. Да что там мечтали - были уверены в своём великом будущем! Даже те, кто умел играть только на бубне. Даже я, у которой руки росли из такого страшного места, что и бубен наотрез отказывался попадать в ритм. Парни носили длинные патлы и косухи. Девушки - ботинки и футболки со страхолюдными рожами. И все мы пели, писали стихи, музыку, брыньчали на гитарах...
Прошло десять лет. И что? Большинство парней постриглись, а девчонки переобулись в туфли на каблуках. Кто спился, кто работает на заводе, кто в деловом костюме с отвращением открещивается от "босяцкого" прошлого. И лишь самые стойкие на пьянках по старой памяти орут "Моя обороооонааа!!!" и "Солнце моёооо, взгляни на меняаааа!"
И вот иногда я думаю: а ведь есть же, есть те еденицы, те счастливчики, которые таки сделали это, таки стали рок-звёздами?
Например, Дэниэл Уэйрд — парень с городских окраин. Ни денег, ни связей, отец в тюрьме, пятеро братьев. К тому же он такой некрасивый: высокий, как жираф, неповоротливый, с прщавым лицом и заиканием. Дэн просто писал песенки и хотел, чтобы их кто-то пел.
А стал рок-идолом. Мировая слава, софиты, дорогие дома, машины, выступления, шикарные любовницы и тысячи поклонников. Чувак сорвал джек-пот, вырвался на олмип, осуществил свою мечту! Гип-гип ура! И как это у него получилось?
Пусть даже я не мог стать красивым - я мог порождать красоту.
«Улица отчаяния» даёт на этот вопрос такой сокровенный, и такой простой ответ: случайно. Да — талант, тяжелый труд, харизма, деловая хватка, но... Есть тот самый случай, день-минуа-секунда слепой удачи, что перевернут твою жизнь.
Но горе тому, кто схватит этут удачу за загривок, как диковенную зверюшку, а потом не сможет ни приручить её, ни сдать в зоопарк. Вот и видим мы Уэйрда на грани самоубийства, несчастного, одинокого и всеми забытого. Иэн Бэнкс повторяет древнюю как мир мудрость: «Не всё то золото, что блестит». Хотя мудрость эта, как и положенно, вполне опровергается другими мудростями.
Этот парень нам близок и понятен. Такой же бедный увалень, как и мы, он мог бы жить в соседнем доме или учиться в параллельном классе. Простой, добрый, застенчевый, ненуверенный с женщинами и щедрый с друзьми.
Я человек сентиментальный, человек слабый и податливый, и никто не умеет обвести меня вокруг пальца лучше, чем я сам
Я читала и завидовала: «эх, какой класс!», и восхищалась: «ну и молодец», и сочувтсвовала: «как же так?». Чувствовать, понимать, жить вместе с героем — вот что заставляет эта книга.
И всё же иногда мне хотелось рвать её зубами. Чего тебе не хватало: денег, славы, любви? Да мало ли, с кем не случалось беды? Кто не терял друзей? Кого не предавали любимые?
Вечное это нытьё: я такой несчастный у меня депресняк я во всём виноват я мудак убейте меня кто-нибудь нет пойду и сам себя убью. Убогая подростковая хрень.
Хотя, все мы такие. И когда сидели в зассаных парадняках с гитарами и «Золотой осенью» были подростками. И теперь, включая с утра свои «пять альбомов ГО и шеть альбомов БГ» - всё те же вечные подростки, только умело маскируемся.
Бывают случаи, когда ты не можешь поступать ответственно, не можешь вести себя как взрослый, разумный человек, ты просто вынужден делать то, что тебе вдруг взбрендило. В подобных случаях плохие люди становятся убийцами, хорошие – героями, а мы, остальные делаем что-нибудь такое, что выглядим в конечном итоге полными идиотами. Но кого и когда это останавливало?
А, если прочесть «Улицу отчаяния» можно почувствовать себя подростком, у которого сбылась мечта. Хорошая книга, хорошая история. Душевная.
17 января 2011 г., 03:29
Да, это сын Стивена Кинга, и даже если бы я этого не знал, я бы догадался, или, по крайней мере, решил бы, что Степашка снова решил поиграть в "нового неизвестного автора" - многие ведь помнят Ричарда Бахмана, не так ли?
А всё потому, что на первой же странице главный герой нассыт себе на ноги, и в дальнейшем этот настрой будет поддерживаться: слово "трахаться" в различных вариациях звучит каждые три страницы, большинство персонажей подумывают именно об этом, а часто и непосредственно занимаются именно этим, а аллюзии на песни популярных рок-групп звучат очень уж, кхм, "всё время".
Как любой любознательный читатель может узнать из описания, главный герой становится обладателем воистину дьявольского девайса - самых настоящих и более чем ощутимых рогов, которые заставляют всех окружающих как на духу выкладывать самые потаённые и низменные желания, самые сокровенные мечты, большинство из которых далеко не являются хоть сколько нибудь светлыми и чистыми, а как раз наоборот - чрезвычайно грязными и похотливыми. А наш герой, опять же, благодаря своему сатанинскому "дару", может помочь эти желания осуществить. Каждый из нас грешен, и хотя эта аксиома уже давно не требует доказательства, Хилл выводит греховность каждого смертного на новый уровень - такой отвратительный, что иногда кажется: палка перегнута, ощутимо перегнута. Сострадания нет, и каждый, абсолютно каждый, имеет целую семейку скелетов в своём шкафу - как тут в очередной раз не вспомнить Его Величество Степашку Кинга.
Роман мрачен, насколько это возможно - в центре сюжета жестокое убийство (попутно с изнасилованием - а вы как думали? Конечно же!) любимой девушки ГГ, и каждый житель небольшого городка (небольшой городок - кто опять сказал "Стивен Кинг"?) уверен, что именно ГГ, и никто другой, виновен в этом.
Таким образом, книга превращается в рай для параноика: по-настоящему положительных персонажей в книге попросту нет, если не считать невинную и убитую девушку (да и то..) - настолько одинокого и безнадёжного ГГ ещё поискать, и каждый, даже самый близкий и любимый человек, держит для него такую фигу в кармане, что позавидовать неожиданному "дару" героя может только крайне отчаявшийся человек, которому в этой жизни уже абсолютно нечего терять.
Весь потенциал великолепной идеи самых потаённых желаний, к сожалению, не реализован - всё сводится в основном к "трах-трах-тибидах", гомосексуальности, проявлении насилия и "как это всё меня достало, кто бы знал". Но эпизоды, которые показывают всё это дело, без сомнения, являются самыми интересными в книге, пожалуй, это ещё один грех, проверкой на который подвергается уже читатель - жгучее любопытство, желание знать всё без исключений, желание заглянуть в душу каждого.
Религиозная тема прёт изо всех щелей: Дьявол, Бог, ангелы, церкви, Библия - от этого никуда не деться, но пугаться тем, кто такое дело недолюбливает, не стоит, всё подано довольно ненавязчиво и при желании на это особого внимания можно не обращать.
Подводя итог, с полной уверенностью можно сказать: роман очень мрачный, но надежда, как известно, умирает последней, а свет, идущий от Бога ли, от Дьявола ли, способен осветить путь любого идущего, что готов идти до конца.
8,5/10
10 февраля 2010 г., 19:51
Потрясающая книга! Отлично показаны два разных мира, мир взрослых и мир детей. Ребенок не особзнает своих проблем и просто счастлив, а взрослые своим сочувствием делают ребенка неуверенным в себе и уязвимым.
Главный герой Алан не может ходить и передвигается с помощью костылей, но это его ничуть не смущает и он не понимает почему взрослые так странно смотрят на него и почему они не могут быть счастивы так же как он, и почему они так удивляются если он улыбается и радуется жизни. Целеустремленность Алана восхищает, ему говорят, ты не можешь и не сможешь, а он никого не слушает, пытается и добивается своего. Он участвует в детских забавах практически наравне с другими мальчишками, он учится плавать, кататься на лошади.
Читается очень легко, в книге есть веселые моменты, читая которые просто нельзя не улыбнуться, и есть грустные, когда глаза слегка на мокром месте.
Всем бы такую силу волю, веру в себя и жажду жизни, как у главного героя данного произведения)
5 января 2011 г., 16:50
Решад Нури Гюнтекин знаком русскому читателю прежде всего по роману "Королёк — птичка певчая". Но другие его книги не менее интересные, а самое главное захватывающие с первых страниц, простотой быта, благородством персонажей, и особенной Гюнтекиновской Турцией. Честно говоря, иногда забываешь, что герои живут в Турции, книги его всё-таки более Европейские.
Главный герой романа "Клеймо" — юноша, со странным женским именем Иффет, которое переводится как "чистый", "целомудренный", "непорочный". Иффет с ранних лет решил соответствовать своему имени. Он был богатым, немного избалованным ребёнком, но ходил в школу, в самую обычную школу, правда в тайне от отца, под присмотром няни и к своему прискорбию, как гость. Он приказывал, чтобы его пороли за провинности, так же, как и других учеников, он жалел слабых. С самого малого возраста, этого белобрысого мальчика в смешных очках с толстыми линзами отличало недетское, но всё же немного ребячливое благородство.
Однажды Иффет услышал нечто такое, от чего его сердце затрепетало, а душа взмыла ввысь, это была легенда о возвышенной¸ благородной, чистой любви, услышав её, Иффет больше не мог думать ни о чём другом. Как гласила легенда жила была на свете прекрасная девушка и у нее, конечно, был возлюбленный, они вот-вот должны были сыграть свадьбу, но жениха забрали на войну, шли месяцы, проходили годы, а жених всё не возвращался, всё уже отчаялись ждать и девушку насильно выдали замуж за старого мельника, но через какое-то время вернулся её возлюбленный. Какого же было его горе, когда он узнал, что любимая невеста замужем за другим. Тогда влюблённые условились о тайной встрече, в один из дней, когда старый мельник уехал по делам. Он должен был вернуться поздно вечером, но по какой-то причине приехал раньше, и тогда храбрый юноша, готовый на всё, лишь бы не запятнать честь своей любимой, решил пожертвовать жизнью, бросился в реку с высокого окна мельницы. Эта легенда так потрясла юного Иффета, так врезалась ему в сердце, что с тех пор он мечтал стать её героем. Однако конец этой истории был трагичен…
Надо ли говорить, что воплотить сказание в реальность задача сложная. Иффет встретил любовь, испытал страсть, но все чувства будто бы немного затуманились, смазались под покрывалом мечты. Иффету представился реальный шанс воплотить свою мечту в жизнь, но он не убил себя, как юноша из легенды, чтобы защитить честь своей возлюбленной, он сделал нечто такое, что заставило его одеть на себя не снимаемое клеймо. Поначалу это его вдохновляло. Но время шло, и нести клеймо становилось всё сложнее.
Чувствуя внутри непонятное волнения, близкое к экстазу, я говорил о предстоящих страданиях, как о каком-то блаженстве
Потом, по прошествии многих лет Иффет вновь встретится со своей возлюбленной, она скажет, что всё это было безумием, а сам Иффет наконец поймёт, что оказывается, пожертвовал всей своей жизнью ради пустой мечты.
Бывает и так, иногда нужна целая жизнь, чтобы осознать тщетность своих грёз, мораль этой истории проста: "Остерегайтесь желаний своих, ибо они могут исполниться".
13 января 2011 г., 23:32
Наверное, у каждого человека на Земле найдется мечта, которую УЖЕ не исполнить. В принципе, при желании и усердии вполне можно попытаться 'забыть' эту неосуществленную грезу, но... до конца этого сделать не удастся никогда и никому. Потому что тысячи вещей напомнят тебе о ней, в самые неподходящие моменты, неожиданно и неотвратимо. Хорошо, если это была легкая блажь (да,мечта мечте рознь:), гораздо печальнее, если эта мечта была частью вас самих и вы убили ее собственной рукой...
Не все мечты сбываются, и некоторые, уходя, забирают с собой нас истинных, оставляя оболочки, что тенями бродят по белу свету и делают вид, что живут. А что им еще остается?.. Разве что вновь научится мечтать?..
Человек - такое гибкое существо. Это хорошо или плохо? Ах, Ленни, Ленни, там, где ты теперь, есть кролики, ты кормишь их люцерной, как мечтал? ..Почему ты не слышишь меня?..
2 января 2011 г., 10:55
У меня совершенно никак не складываются отношения с японской литературой. Я её не понимаю, несмотря на то, что прочитала десятки учебников и книг. Единственной книгой, которая мне показалась близкой стала "педагогическая поэма" Кэндзиро Хайтани "Взгляд кролика".
Она с первой сцены стала моей и потом долго ещё была настольной. Я помню свой первый день в школе настолько ярко, словно это было позавчера. А если бы он начался так.... Не знаю, что со мной было бы. Это каким же надо врождённым талантом любви к детям надо обладать, чтобы после этих жутких раздавленных лягушек войти в класс и постараться понять, кто они, эти дети, живущие возле мусоросжигательного завода! Это какой мудрой надо быть, чтобы рассудить: "все они люди". Все: и маленький Тэцудзо, которого вроде бы одни мухи и интересуют, и умственно отсталая девочка Минако.... Дети рабочих окраин, которым нужны любовь и внимание.
Меня очень удивило, что книга написана так давно, она поднимает такие вопросы, над которыми впору и по сей день размышлять. Неужели только в книжках есть учителя, которые ради того, чтобы спасти малыша от одиночества, готовы подружиться с мухами? Как будет дальше жить бедная "девочка-медуза" Минако? Так ли уж глубока пропасть, отделяющая нас от детей?
6 декабря 2009 г., 16:04
Гонись за мечтой!
Отличная книга! Безмерно уважаю таких людей и безгранично ими восхищаюсь. В книге не просто сухая психология, типа сила мысли, важность мечтать и бла-бла-бла, а примеры из жизни самого Брэнсона. Он мечтал, но не сидел на одном месте. Он мечтал и верил в себя, не слушая никого вокруг. Он мечтал и превращал свою мечту в цель, а потом добивался ее.
Интересно было читать об основании Virgin, и особенно Virgin Atlantic, постепенно, шаг за шагом, иногда при совершенно случайном стечении обстоятельств. А случайном ли?) Ведь как известно, случайностей не бывает. От книги веет таким позитивом, энергичностью. Отлично мотивирует, хочется немедленно отложить книгу и начать действовать. 11 из 10)
26 декабря 2010 г., 20:55
...Denn ich bin dein Meister,
Ja, ich bin dein Meister...
Осиливая и притом смакуя манновский роман, я слушала по чистой (?) случайности любимого своего ASP'а и главным образом алексовские "Так как я твой хозяин, да, я твой хозяин..." После, добравшись до полного перевода песни и финала книги, провела уже параллели, потому они будут сопровождать мою рецензию - ну никак не могу удержаться! Тем более, что сам Манн-Серенус указывает в романе на родство слова и ноты, на дружбу филолога и композитора.
Что ж, история перед нами старая, не раз обыгранная, о чем автор не преминул заявить уже одним только названием. Адриан Леверкюн, одаренный композитор, заключает сделку с дьяволом, который за услуги свои и помощь в творческих потугах подопечного запрещает тому любить. Творец наш, зачастую холодный, ироничный, над таковым условием сперва посмеивается, но, как традиционно же бывает в историях о продаже души нечистому, после на орехи получает вполне: неудача с Мари, гибель маленького Непомука, а позже и собственная довольно ранняя смерть, перед которой - помешательство. "Похоже, что вы уготовили мне ад уже на земле. - Это и есть экстравагантное бытие, единственно способное удовлетворить гордый ум. Твоя надменность, право же, не согласится променять его на скучное прозябание", - вот лишь малая часть прозвучавшего меж Адрианом и Сатаной разговора, которому отведена громадная глава (на ее протяжении хозяин преисподней, надо отметить, примечательнейшим образом менял облик).
Любопытен, конечно, Адриан, но Манн увлекал меня не столько личностью героя, сколько рассуждениями об искусстве вообще посредством отдельной творческой жизни. Таки рассказчик, доброжелательный, теплый и сострадательный Цейтблом ближе мне, чем, хотя и наделенный талантом, но высокомерный и "умствующий" Леверкюн. "...теперь вы знаете, что я проклят и нет мне пощады, ибо я наперед отмел ее своим умствованием", - признается Адриан. "...Wissen kann wie Feuer brennen..." ("Знание может жечь, как огонь") - вторит ASP, сценическое альтер-эго которого - Черная Бабочка: упоминает ядовитого мотылька и Леверкюн, признаваясь в своем судьбоносном договоре. Другая уготованная мне параллель - следующие слова нечистого: "Надеюсь, ты не удивляешься, что о религии с тобой говорит святой Вельтен? Черт побери! Кто же еще, хотел бы я знать, станет сегодня о ней говорить? Не либеральный же богослов! Ведь я, пожалуй, единственный, кем она еще держится!" - по-булгаковски как-то, по-воландовски, не находите?
Так где же, в конце концов, новизна? А она, на мой взгляд, в непреходящей человечности Манна, за какую бы тему он не брался, будь то быт Будденброков или фаустовский мотив. О высоких материях говорит он в контексте все того же бюргерского и не очень образа жизни, все той же современной ему Германии, притом устами человека, который, хотя и неравнодушен к искусству, хотя и не лишен вкуса, но к этому самому бюргерству тепло привязан. "...милости Господней, уж не знаю, достанет ее или нет. А вот человеческого понятия, уж это я знаю, всегда на все достанет!" - восклицает в финале матушка Швейгештиль - берусь утверждать, что авторский резонер. Здесь же излюбленный мотив Манна и мой - художника, одновременно страдающего ("болезнь") и выживающего ("здоровье") посредством своего нелегкого труда. Здесь же нацистская Германия на последнем издыхании, о чем свидетельствуют исторические пассажи Серенуса, к происходящему в стране и мире относящегося с острой неприязнью. Не заключала ли и родина Адриана своего величия ради бесчеловечного пакта?.. "Одинокий человек молитвенно складывает руки: Боже, смилуйся над бедной душой моего друга, моей отчизны!" - заключительные строки Цейтблома.
Удивили небольшое число читателей "Доктора..." и низкая его оценка. Многих, вероятно, тяготит особый, довольно витиеватый манновский слог. А по мне - Манн, да еще в переводе Апта, - угощение. Сложновато было только, пожалуй, с музыкальной терминологией (играть ни на чем не обучена, к сожалению). Роман настоятельно советую, вышеозвученный частично трек - тоже.
6 января 2011 г., 10:51
"Я верю в очищение души через игру и веселье".
Иногда нужно читать книги, которые содержат наивные, прописные, но всё же истины, которые подтверждают, что живём мы не напрасно, что главное - это любить, что всё будет супер!
Не скажу, что книжка гениальная, но она хорошая и правильная. У каждого в жизни бывают моменты, когда рассыпается всё, что держало на этом свете и хочется сесть и зарыдать, а потом всё бросить, у каждого бывают моменты, когда просто надо остановиться и посидеть в ванной втроём (ты, вакуум и фотоны), постучать мячиком об стену, постучать по доске или заняться чем-то, чем не занимаешься в "нормальной" жизни. Это нужно, чтобы вернуть себя на трудный путь под названием жизнь и любовь.
Книга простая, написана простым языком. Она про то, что "планы и мечты - это разные вещи", про то, что "любовь - главное", про время, велосипед и мячик и ещё много много вещей, которые есть в нашей жизни.
В начале книги "потерянный" герой желает, жаждет лишь одного, чтобы найти себя, свой путь, не быть просто бакалавром без будущего, без настоящих ценностей. И к финалу он обретёт почти всё, потому что у него появится Лиза, он найдёт общий язык с братом, он поймёт, что жить не так уж плохо, когда нет пустоты, которую постоянно надо заполнять!
12 января 2011 г., 22:22
Флер Монт – молодая, красивая, обеспеченная женщина. Дочь обожающего ее Сомса Форсайта и жена прекрасного человека Майкла Монта. У нее есть все, о чем обычно мечтают. Что ж ей неймется? А нет у нее Джона Форсайта. Это ее вторая попытка завладеть им. И трудно сказать, чего в ее страсти больше – искреннего чувства или собственнического желания обладать, ведь она настоящий Форсайт, воспитанная самым одиозным «собственником» Сомсом. Она привыкла добиваться своего любыми способами, ее изобретательность и напор вызывают восхищение, хотя она не стесняясь идет на обман и манипуляции. Казалось бы, устоять невозможно, ведь Джон любил ее в юности. Но теперь Джон женат и для него, в отличие от Флер, обман и двусмысленность недопустимы. И вот во второй раз в жизни она не получает того, чего хочет больше всего, ради чего готова пожертвовать всем – семьей, репутацией, положением в обществе. Разбиты мечты, рушится ее мир. Сила ее страсти может ее погубить, но гибнет почти по нелепой случайности и все же по ее вине ее отец. За все надо платить. Даже за несбывшиеся мечты. Грустно.
29 октября 2009 г., 17:44
Замечательное произведение. Робот стремится к знаниям, испытывает чувства, мечтает стать человеком и в конце его мечта исполняется. Азимов противопоставляет робота человеку и это совсем не в пользу последнего. Крис Коламбус снял отличный одноименный фильм с Робином Уильямсом в главной роли. В сценарии добавили еще любовную линию и это только плюс.
14 ноября 2010 г., 00:32
Книга вкуса фисташкового мороженого
Что вы делаете, когда за окном пасмурно и на улице не лучшее время года, когда проблемы уже задолбают окончательно и вообще не хочется ничего общего иметь с этим миром? Есть один хороший рецепт и я думаю все его знают. Мы наливаем себе вкусного душистого чая, включаем приглушённый свет (не у всех же есть камины) и забираемся в уютное кресло с хорошей книжкой.
Сборник рассказов Рэя Брэдбери как раз из таких. Только я, читая его истории, больше думал не о чае, а о...мороженом. Это первая книга, которая вызвала у меня вкусовые ассоциации. Но когда читаешь, особенно рассказы из книги Вино из одуванчиков (а там из разных книг понамешано), то очень дополняют ощущения пару шариков разноцветного мороженого. Но чай, конечно, тоже неплохо.
Бывают книги, которые глотаешь за пару дней, быстро-быстро бегая глазами по строчкам, в нетерпении узнать что дальше. Эта - не из таких. Я медленно переходил с одной строчки на другую, практически смакуя каждое предложение. Звучит как заявление снобистого профессора словесности, но это действительно так. И это пока единственный писатель, с которым у меня сложились подобные взаимоотношения.
Этот томик я читал почти пол года и это ни в коем случае не говорит против него. Просто, чтобы читать Брэдбери, нужо определённое настроение. Если его нет, то сегодня лучше не читать, не насиловать себя. Но если оно есть, то несколько рассказов(пока не напитаешься этой атмосферой) перед сном обеспечат вам приятные грёзы и, может быть, сновидения. Да и тысяча страниц это вам не хухры-мухры!
Кажется, я нашёл книгу, которую можно брать с собой на необитаемый остров.
29 октября 2009 г., 12:00
Перечитываю в очередной раз мою любимую повесть В. Пелевина "Затвориник и шестипалый" и невольно сравниваю со сказкой Андерсена. Боги, мои Боги, как же добр и уютен был девятнадцатый век, как он был милосерден. Птичий двор, пусть враждебно настроенный, но такой свой. А если тебя отвергают, так можно уйти и там, за воротами, стать прекрасным лебедем, обрести дружбу и счастье. Но что делать, если ты родился на птицефабрике и только для того, чтобы стать чьей-то пищей, попав в "страшный суп"? Как жить, если у тебя нет сильных крыльев, ты не рождён для того, чтобы летать, да ещё все прогоняют, потому что у тебя шесть пальцев? Нужно просто найти себе учителя, который сам всех бросил, который (пусть от скуки и одиночества) вдруг поверит в тебя и не только поможет выжить, но и откроет тебе новый мир без стен и заборов, без богов, которые могут схватить тебя за лапы и бросить в "страшный суп." Он откроет тебе, что всё, что мы делаем, это ради любви, а иначе сидели бы и выли от тоски и ужаса. И ты поверишь ему, и станешь настоящей птицей, и улетишь на юг, туда, где Солнце, только по цвету напоминавшее то, что они называли светилами. Какое это счастье - понимать, что ты не бройлер
15 января 2011 г., 11:25
Если бы Драйзер не был писателем, он стал бы фотографом. Кстати, сэкономил бы кучу времени и себе, и читателям. Точность и дотошность описаний поражает. Читатель знает и цвет чулок героини, и цвет портьер в съемной квартире, и чуть ли не количество цветочков на ситцевом платье горничной.
"Сестра Керри" -- книга скорее для подростков. Причем учит она одному довольно очевидному для взрослого человека правилу: чтобы что-то иметь, надо что-то делать.
Драйзер предлагает в своем романе новую идею: не важно, каким способом ты добиваешься своей цели. Содержанка и актриса, а не жена и мать? Какая разница, деньги не пахнут.
Забавно сегодня читать о том, как Герствуд скатывается на дно: сначала он сходил в магазин за мясом, потом (о ужас!) вынес помойное ведро, после этого уже и до нищеты и самоубийства недалеко.
"Сестру Керри" стоило прочесть, чтобы узнать, кто такой Драйзер. Советовать эту книгу своим детям я не стану: у них в журнале "Космополитен" будет достаточно примеров, как добиться успеха, используя мужчин и свою смазливость. Его, впрочем, тоже не стану советовать.
Книга должна понравиться изучающим английский. Очень простой язык. Судите сами:
We see man far removed from the lairs of the jungles, his innate instincts dulled by too near an approach to free will, his free will not sufficiently developed to replace his instincts and afford him perfect guidance. He is becoming too wise to hearken always to instincts and desires; he is still too weak to always prevail against them.
" Американская трагедия" вам нравится больше или меньше "Сестры Керри"?
12 января 2011 г., 03:40
От этой книги начинает чувствоваться самый сокровенный, изобретенный самим для себя, вкус к жизни - то, ради чего каждый день держишь свое творческие зрение зорким и цепким, то, отчего в случайных фразах прохожих тебе слышится музыка одному тебе известной пьесы. Присутствие такой книги рядом - неопровержимое доказательство того, что где-то рядом с тобой живут люди, в силах и мужестве которых было сосредоточить все смутные, заветные и эфемерные мысли - о переплетении снов с реальностью, о возможности проникнуть в заветный мир, в который так веришь - присутствие такой книги успокаивает, придает сил, возвращает на путь истинный (причем "истинный", все равно, только для тебя самого); для кого-то может быть, даже большее - свои переживания смешиваются с чувствами лирических героев, эта стройно вложенная в душу драматургия начинает еще сильней действовать - и я понимаю потенциал такой затеи... Для кого-то в этой книге будет толчок и сила, но, кажется, не для меня. Прочитав ее я успокоилась, как успокаиваются после долгожданной встречи со старым другом, которого и видел-то всего пару раз в жизни где-нибудь на нейтральной территории посреди земли, и больше выдумывал про него всякое, держал в памяти как некий знак, веху своей веры - немного разочаровалась, оттого, что этот друг и впрямь хранитель частицы важного, но отнюдь не целиком всего, далекий теплый друг, но не любовь всей жизни, для которой благоприятствовало долгое ожидание. Так случается очень часто, и в этом случае я чувствую мягкое тепло и благодарность за пережитые мгновения вечности, когда учащенно билось сердце, за восторг от кинематографичности и зоркости взгляда, поймавшего самую тонкую зыбь воспоминаний, из которой получилась очень ладная вуаль, проводник между миром своих снов и снов текста.
Меня смутило еще то, что текст - целиком монограмма, до нереальности выдержанный ровный стиль одного человека, распостраняющийся даже на диалоги и рассказы от лица других людей. Я понимаю, что в той литературной среде все могли легко подстроится под стилистику каждого, и для каждого, мыслящего об обычной жизни витьевато-возвышенными фразами, мечта - найти человека, звучащего в той же тональности, но в этом случае иногда все-таки не хватало ощущения, что в тексте есть кто-то еще, кроме главного героя, хотя на это были намеки в описании действующих лиц - в отступлениях Другой очень часто совершал действия не в унисон, и это уравновешивало одиночество, но стоило ему заговорить, как все сомнения со странным удивлением рассеивались - а был ли Другой, если этот даже не меняет темпоритма и не делится живым юмором в ответ?
Но, с другой стороны, остальные смущения относительно текста можно легко умиротворить, если достаточно четко (а по крайней мере так же, как и автор), представить себе традиции романов времен Шерлока Холмса, литературу, которая вызывает у обыденного сознания сейчас огромное недоумение множеством мелких деталей - а то, что я представляю себе про ту эпоху, мало вяжется с состоянием текста, и уж тем более это представление мало оправдывает то, как традиции викторианской эпохи вдруг оказываются где-то среди настоящего времени; мне кажется, это шутка, и излишняя серьезность - дурной тон в нашем времени, соблюдайте этикет - улыбайтесь же, господа, улыбайтесь! а они не улыбаются, а остаются все так же чопорно-серьезны, с вежливой полуулыбкой и аккуратным спокойствием глаз. что действительно хочется поставить им в укор - это неприлично! хоть иногда лукавый взгляд, чтобы в эту монотонную серьезность было легче верить
15 января 2011 г., 18:41
Произведения Франца Кафки столь многообразны, однако в них трудно найти радостные моменты. Моё знакомство с этим писателем началось с "Превращения", которое просто поразило своей несправедливостью и правдой жизни, несмотря на фантастичность и неправдоподобность.
"Америка" с первых страниц погрузила меня в историю одного молодого парня, который вообще мало знал жизнь. Кажется, что он до конца не понимал, за что его отправили в эту страну. Его жизнь была очень интересна, необычна, но с каждым своим шагом на пути он опускался всё ниже и ниже, ему становилось всё хуже и хуже, и трудно было понять, чем он это заслужил? У него не было никого, кто мог бы его поддержать, помочь ему в незнакомой стране, а если такие и появлялись, то помощь их была непродолжительной.
Разобраться в творчестве Франца Кафки, можно, лишь поняв его самого. Разве стоит надеяться на хороший конец для главного героя, когда сам Кафка говорил: "Иногда, я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие "веселье"; возможно, что они его вычислили лишь теоретически - в противовес печали". Нет, нельзя надеяться, но очень хочется. Листаешь страницу за страницей и думаешь: "нет, дальше всё будет в порядке..."

27 января 2011 г., 02:16
Новое - это хорошо забытое старое. Чтобы понять свое будущее, надо хорошо знать и уметь переосмысливать свое прошлое.
Именно это сделал Голсуорси. "Сага о Форсайтах" - это не просто роман. Это глубочайшее, хорошо иллюстрированное социологическое исследование, где нам дается возможность самим прикоснуться к великим событиям двух столетий. Это возможность дает нам понимание того, как формируются взаимоотношения поколений. Как развиваются эти взаимоотношения. Как переосмысливаются ценности. И как всё равно, с годами, в определенном возрасте мы возвращаемся к ценностям наших предков.
Роман написан так, что ты его не читаешь. Ты в нем просто живешь. Тебе хочется подойти к кому-то из героев, и как с добрым соседом, поделиться с героем своими мыслями. И только в какой-то момент ты понимаешь, что это не живой человек, а герой романа.
Ты участвуешь в путешествиях, в политических событиях, в интригах. И сверху тебе не навязывается отношение автора к своему герою. Он весь перед тобой, со своими страстями, эмоциями, поступками, сомнениями, любовью и ненавистью, жадностью и щедростью. Он весь - со своей насмешливостью и сентиментальностью. Он - просто человек. Все его поступки безумно логичны в своей нелогичности. Они только такие, каким может быть поступок именно этого человека, именно в этом его возрасте, и именно из этой семьи. Все имеет значение: принадлежность к клану, положение в обществе, особенности детства, профессия, и соответствие этой профессии, и нравственность этой профессии. И даже добродетель профессии семьи.
Каждый герой выведен с таким тщанием, с такой милой усмешкой над его слабостями, над его прихотями, фантазиями, причудами и страстями. Все принадлежат одной семье, но какие они разные, эти Форсайты. Их внешность отражена в их характерах. Нет ни единого дисгармоничного персонажа. И что особенно важно, так это то, что то, что в жизни нам никогда не дается возможность проследить формирование поступка и влияние этого поступка на жизнь не только твою, но и на жизнь потомка. Мы, живя и поступая тем или иным образом, никогда не поймем, к чему приведет тот или иной поступок.
Мы этого не знаем, хотя подсознательно ожидаем только хорошего. И мы можем предполагать: "Окажись он в этом месте и в это время, случилось бы так"...
Страстная натура, она всегда. Всегда одержима страстью. Меняется предмет страсти, но сама страсть остается. Голсуорси это не только знал, он это наглядно показал в своем романе.
Мы знаем, что такое добродетель и нравственность. Но нам захлестывает эмоция, и наши знания уходят в небытие. Автор книги же показал нам, что даже в самых сложных ситуациях, когда ты обуреваем нехилыми страстями, все равно должна и побеждает нравственность. В каких бы условиях ты не оказался, она победит.
И точно так же он знает, что в жизни нет никакой связи между воздаянием и заслугами.
Тем не менее, все равно Судьба, Бог, высшие силы, или кто там еще, выбирайте сами - рисует свой узор. И как бы тщательно не рисовался этот замысловатый узор, всегда придет Господин Великий Случай, и внесет свои коррективы.
Роман имеет эпохальное значение. Он интересен как для человековеда, так и просто для историка. Четкая историческая точность, достоверность, смена поколений, политические условия формирования этих поколений. Возможность проследить, как меняется человек с возрастом, как меняется череда поколений. Возможность ощутить это.
Когда это описывается с такой жизненной, местами даже жизненно-бытовой четкостью, создается картина абсолютной достоверности. Интерьера, эпохи, приоритетов, вкуса. Все это ставит роман в положение не только необходимого чтения, но и в категорию чтения, которое соответствует потребностям. Нравственным, познавательным, духовным.
Его не НУЖНО читать. Его читать ХОЧЕТСЯ.
Жить в нем, не расставаться, и узнавать все больше и больше.
Я читал его 15 раз. И это не последняя наша встреча.
(с) delfin_1975