6 мая 2013 г., 18:12

3K

Алекс Громов: издательства без маски

38 понравилось 122 комментария 4 добавить в избранное

0_8a8ae_d12c9ac9_orig.jpgКнижный критик Алекс Громов, с чьими обзорами на новинки наши читатели познакомились не так давно, открывает серию интервью с видными российскими издателями, взятыми эксклюзивно для Ливлиба.

quotes1.png

Темные и светлые стороны книгоиздания


Глеб Гусаков, соучредитель издательства «Снежный Ком М», делится правдой и рекомендует…

Беседовал Алекс Громов

- Среди любителей неформатной, сетевой и прочей литературы существует мнение, что в отечественном книжном мире существует две беды: издатели и реализаторы. Последние де-факто не продают потенциальные шедевры, не предназначенные для широких масс, а издатели не желают рисковать. Ваш комментарий?

Любители неформатной и прочей литературы лучше бы помолчали. Они на форумах да в жэжэшках такие громкие да храбрые, а стОит издать что-либо неформатное, нестандартное, да просто – умное (я говорю сейчас об узком секторе фантастики, но и в современной прозе похожие тенденции), они отчего-то не спешат покупать эти новинки. Печальный опыт «интеллектуальных» серий АСТ «Амальгама» и «Мифу и Городу», равно как и некоторых иных – тому прямое подтверждение. Реально на двухтысячный тираж подобной литературы в среднем находится около пятисот (извините, на весь русскоязычный мир!) покупателей. Возможно, если напечатать пятьдесят тысяч и разложить в каждом магазине и киоске, их количество выросло бы до тысячи.

Ибо, если не сунуть потребителю под нос, будь он хоть трижды эстет, хоть из столицы, хоть из провинции – он пойдёт на Флибусту. Кстати, хороший пример: на том же «Лайвлибе» мы ставили в раздачи сложные и неформатные тексты. И что же? Люди, получившие книги не то что на халяву, а ещё и с почтовой доставкой за счёт издательства с упоением пишут тут уничижительные, а главное – мягко говоря, неумные отзывы. Что не оплачено, то не воспринимается. А оплачивать желают «в один клик» или – в оффлайне – не дальше книжного у ближайшей станции метро, с которой потребитель-эстет едет в офис на работу.

Поэтому в «потенциальные шедевры» закладываются солидные рекламные бюджеты и используются нестандартные маркетинговые ходы. Пример – то же «Метро», которое с упоением продолжают читать, и стар, и млад, и эстет и простец.

- Вы издаете русскоязычных авторов со всех краев света. Нужны ли вам новые, пока еще не признанные гении и реально читаете ли вы поступающий к вам самотёк?

Самотёк мы реально изучаем – благо, что читать там зачастую далее синопсиса не требуется. Если у нас на сайте в требованиях к авторам чёрным по русскому обозначено, что мы не рассматриваем фэнтези, а синопсис начинается со слов: «Однажды в королевстве Ауроменда архимагом Лазолваном был обнаружен таинственный артефакт Клотримозол» - в корзину. Если в синопсисе автор пишет «-ться» вместо «тся», «ни» вместо «не», «на счёт» (на чей счёт, в каком банке? если на мой – я не против) вместо «насчёт» «прилюбопытный» вместо «прелюбопытный», «Миссия» вместо «Мессия», «освещённый» вместо «освящённый» (или наоборот) – в корзину. В школу, в пятый класс, а потом уже – в редакцию.

Новые, непризнанные гении уже у нас есть – парочка, осталось малое – найти деньги на их информационное представление общественности. Ибо, если Большой Брат (будь то телевизор, «селебрити», популярный актёр) говорит, что это хорошо – значит, это будет хорошо. Девяносто процентов подтвердят, что хорошо, а десять – из духа противоречия громко закричат, что это полная фигня; эти десять процентов не менее важны для медийности гения, чем девяносто восхищённых процентов. Но стОит это ох как недёшево…

Читать дальше...


- «Снежный Ком М» - это три серии: «Настоящая фантастика», «Нереальная проза» и «Антологии». Если у вас четкая градация – а вот это не наше (независимо от качества текста), предъявляемые для попадания в каждую из серий, и какова судьба текстов «на грани» - т.е. написанных на стыке жанров?

Да, у нас есть такие градации, другое дело, что их довольно сложно формализовать. Но независимо от качества не получится. Попробую. Во-первых, текст должен быть хорошо написан – в серию НФ. Текст должен быть ОЧЕНЬ хорошо написан – в серию НП. В «Антологиях» отдельным рассказам могут быть сделаны стилистические поблажки (редактор почистит) если автор круто «зашёл в тему» антологии. Во-вторых, нам не нужны тексты безыдейные. Желающие чистого развлечения – «прочитал и забыл» – не к нам. Нас интересуют тексты, где помимо развлекательного, имеется второй, а то и третий смысловой пласт. В идеале нам нужны тексты, которые читателю – нашему читателю – захотелось бы хоть раз да перечитать.

Тексты, написанные «на стыке» жанров, если они хороши, то идут в серию «Нереальная Проза». Классические примеры – «Шестой Моряк» Евгения Филенко (это НФ, где первая часть романа стилизована под фэнтези, вторая – под «Младшую Эдду», и лишь третья – классическая жёсткая научная фантастика), «Двойники» и «Третья Концепция Равновесия» Ярослава Верова, «Девочка и Мертвецы» Владимира Данихнова.

А ещё у нас случаются внесерийные издания.

- Многие начинающие авторы болезненно реагируют на «хирургическое вмешательство» - редактуру своих рукописей. Вы предпочитаете работать с потенциально готовыми рукописями, не требующими глобальной переработки? Какова судьба остальных:

а) рукопись «просто» отклоняется;

б) автор переделывает сам;

в) автор приглашается на творческий семинар;

г) вас – много, а – один.

Или есть другие варианты? И какова примерно статистика вашего издательства по вариантам а), б), в) ?

Тут ответ простой: вариант а) – 99%, вариант в) 1% – автор приглашается на литературный семинар «Партенит». Вариант в), как выясняется, даёт плоды. Разумеется, прежде чем прибегнуть к варианту в), я внимательно присматриваюсь и к тексту, и к самому автору (в личной переписке), чтобы оценить – надо ли приглашать, воспримет ли автор критику, потянет ли переделку романа? В большинстве случаев я принимаю верное решение, хотя и была пара досадных осечек.

- Какие книги «Снежного Кома М» вы считаете самыми удачными и почему?

Почти все. Вообще-то, спросить так, это всё равно, что спросить у матери, кого из своих детей она считает самым лучшим. Я говорю не о коммерческой составляющей. За исключением одного ошибочного решения об издании, я доволен и авторами, и текстами.

- Курица – не боевая птица, фантастика – не боллитра (большая литература). Это мнение широко распространено в уважаемой публике, брезгливо воротящей нос от попаданцев, атакующих зомби и сказочно прекрасных эльфов (и тем более эльфиек). Если не вспоминать А.Платонова, М.Булгакова и иже с ними, то есть ли контраргументы, новые имена, которые бы вошли в боллитру именно через фантастику?

Да хоть бы и Иванов – кто помнит его роман «Земля сортировочная»? Зато «Сердце Пармы» знают все. Но Иванову сказочно, невероятно повезло – он понравился как автор лично тогдашнему руководству «Азбуки». Пелевин вовремя успел перепозиционироваться из фантастов, но начинал-то как фантаст. И фэндом по-прежнему держит его «за своего», но Пелевин не держит фэндом за «своих». Хотя его предпоследняя вещь, «Снафф» - чистая и незамутнённая социальная НФ. Маша Галина – очень ловко балансирует между фантастикой и боллитрой, своя и там, и там. А ведь её дебютную книгу издавали я и Света Бондаренко, ещё в донецком «Сталкере» (не путать с одноимённой серией, это произошло раньше) – и это была чистейшая НФ.

Сейчас мы, «Снежный Ком М», готовим такой прорыв для пары-тройки авторов. Выйдет – не выйдет, – иной вопрос.

- Чем, по-вашему, отличается нынешнее отечественное НФ от классического советского и европейско-американского? И каковы наши перспективы?

Отличается оно тем, что, если появляется, то не воспринимается читателем. Хоть иностранные псевдонимы ставь. Тексты по уровню не хуже англо-саксонских образцов обливаются помоями. Если же возможно было устроить мистификацию и приписать текст, условно говоря, нашего писателя Х. известному западному НФ-шнику – пИсали бы кипятком от восторга. Резюмирую: хорошая отечественная НФ появляется редко (в основном за НФ выдают антуражную фантастику), по качеству не уступает западному, не имеет ничего общего с советской (кроме некоторого тяготения к стилистике и приёмам братьев Стругацких, но не всегда). К сожалению, и аудитория западной качественной НФ у нас невелика: допечатка двух тысяч к ажно четырёхтысячному тиражу «Ложной слепоты» Уоттса – это ж было СОБЫТИЕ! На фоне двадцатитысячников от «Альфа-Книги» как-то бледно, согласитесь, друзья мои, эстеты…

- Представьте себе (то самое фантастическое допущение) – вы стали во главе огромной книжной корпорации. Может быть, даже межгалактической. И вот в вашем огромном кабинете идет совещание: реализация предлагает миллионным тиражом для Земли и полумиллионным для Марса издать боевик «Бойня рас № 72». Редакции уже подготовили новые серии: «Звездная красавица №342» и «Месть Млечному Пути №98», «Офисные тайны. Советы императора Палпатина». Под дружный хор голосов: «Мы захватим всю галактику!» – вам предлагают все это одобрить. Будете ли вы включать в план неформатное сочинение никому не известного Люка Скайуокера «Рассвет над Татуином», написанное в стиле нереальной прозы Будущего?

Хе-хе. Не только включу в план, но и посажу на него самого толкового манагера, чтобы на фоне всей этой байды, «Рассвет над Татуином» выстрелил совершенно в неожиданную сторону, используя «Бойню рас» как некий трамплинчеГ…

И в заключении - не забывайте о том, что, образно говоря, Энакин поначалу тоже был неформатным автором, а потом уж превратился в серийное зло... quotes2.png

В группу Новости Все обсуждения группы
38 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 122

Тексты, написанные «на стыке» жанров, если они хороши, то идут в серию «Нереальная Проза». Классические примеры – <...> «Двойники» и «Третья Концепция Равновесия» Ярослава Верова


Сам себя не запишешь в классические примеры... :)

и реально читаете ли вы поступающий к вам самотёк?



У меня проблемы с порядком слов.

Если у вас четкая градация – а вот это не наше (независимо от качества текста), предъявляемые для попадания в каждую из серий, и какова судьба текстов «на грани» - т.е. написанных на стыке жанров?



Предъявляемые кто? Если что? Может, нужно было "есть ли" и "требования" потерялись? Хотя, так сразу видно личный стиль, это действительно тот самый автор тех самых рецензий.

violet_retro,

Хотя, так сразу видно личный стиль, это действительно тот самый автор тех самых рецензий.


Вот да.
Причем если бы Гусаков не был сам по себе довольно говорливым мужчиной, интервью можно было бы сразу в печь.

Jasly, Да, Гусаков горит желанием все рассказать о себе, поэтому интервью еще как-то выплывает. Но картина удручающая.

Люди, получившие книги не то что на халяву, а ещё и с почтовой доставкой за счёт издательства с упоением пишут тут уничижительные, а главное – мягко говоря, неумные отзывы.


Заразы!

Midolya, А издательство этих людей подкупает, что ли?))

Midolya, А если книга мне не понравилась, то что - мне врать?
Нет, я согласна на счёт "неумных", если не понравилось - аргументируй. Ну а если, всё-таки, пусть я получила бесплатно, но не понравилось мне? Всё-равно нужно писать "Я восхищена!", этого от меня ждут?

Здесь должен быть хоть один комментарий без обличительной цитаты.

violet_retro, Ещё не вечер; я уверена, что здесь будут и восторженные коменты.

romashka_b, Или верховный обличитель критиков подтянется)

Ибо, если не сунуть потребителю под нос, будь он хоть трижды эстет, хоть из столицы, хоть из провинции – он пойдёт на Флибусту. Кстати, хороший пример: на том же «Лайвлибе» мы ставили в раздачи сложные и неформатные тексты. И что же? Люди, получившие книги не то что на халяву, а ещё и с почтовой доставкой за счёт издательства с упоением пишут тут уничижительные, а главное – мягко говоря, неумные отзывы. Что не оплачено, то не воспринимается.


Что-то вспомнилось про соринку и бревно.

Да и потом вот этот вот сленг:

любители неформатной и прочей литературы лучше бы помолчали


если не сунуть потребителю под нос


самотёк мы реально изучаем

производит ужасное впечатление.

Любители неформатной и прочей литературы лучше бы помолчали. Они на форумах да в жэжэшках такие громкие да храбрые, а стОит издать что-либо неформатное, нестандартное, да просто – умное (я говорю сейчас об узком секторе фантастики, но и в современной прозе похожие тенденции), они отчего-то не спешат покупать эти новинки.


Ибо, если не сунуть потребителю под нос, будь он хоть трижды эстет, хоть из столицы, хоть из провинции – он пойдёт на Флибусту. Кстати, хороший пример: на том же «Лайвлибе» мы ставили в раздачи сложные и неформатные тексты. И что же? Люди, получившие книги не то что на халяву, а ещё и с почтовой доставкой за счёт издательства с упоением пишут тут уничижительные, а главное – мягко говоря, неумные отзывы. Что не оплачено, то не воспринимается. А оплачивать желают «в один клик» или – в оффлайне – не дальше книжного у ближайшей станции метро, с которой потребитель-эстет едет в офис на работу.


Аааааа, уважаемый издатель, вы сделали мой день! Ай да умка! Ай да как он разобрался с читателями!
Самое удивительное, что вот это:

Реально на двухтысячный тираж подобной литературы в среднем находится около пятисот (извините, на весь русскоязычный мир!) покупателей.


- пишет издатель!!! Он что не в курсе, что сложную литературу издавать нужно максимум пятитысячным тиражом, ибо читателей сложной литературы и так мало, плюс нужно же понимать и отдавать отчет себе в том, что часть читателей переместилась в электронный формат. Плюс неподъемные цены на книги для регионов. Это просто какое-то незнание и непонимание книжного рынка.
В очередной раз удивилась нашими издателям. Да-да, продолжайте разваливать российский книжный рынок. Удачи вам в этом.

Medulla,

Он что не в курсе, что сложную литературу издавать нужно максимум пятитысячным тиражом, ибо читателей сложной литературы и так мало, плюс нужно же понимать и отдавать отчет себе в том, что часть читателей переместилась в электронный формат.


Ну, отбросив в сторону тональность гусаковских реплик, - что именно вам кажется противоречивым в его словах? Он как раз и говорит, что даже крошечные тиражи (а 2-3-5 тысяч на 140-миллионную страну - это и правда слезы) не раскупаются.

Jasly, Да я лучше куплю зарубежных авторов, которые умеют писать. Чем бездарную писанину наших писателей.

abre, Это все относится и к зарубежным авторам. Он, например, про Уоттса говорит. В той серии зарубежной фантастики, где печатают Уоттса, тиражи такие же примерно - 2-3-4 тысячи.

abre, Вы заочно считаете писанину отечественных авторов бездарной? Или есть какие-то механизмы, позволяющие проводить ранжирование?

Jasly, В чем противоречие? В том, что он пишет об этом так, словно в этом виноваты читатели. Во-первых, сложная литература не доходит до регионов, потому что: а) авторы малоизвестные; б) цены на книги очень высокие (маловероятно, что книгу за 500 руб. купить воспитатель детского сада или врач или медсестра и т.д); в) есть информационная блокада, то есть нет реально хорошей рекламы на сложные книги.
Если абстрагироваться от фантастики, а взять современную прозу, то я не видела ни одного рекламного проспекта на ''Долину Иссы'', сейчас нет ни одного рекламного плаката с книгой Сарамаго [Про]зрение. Зато все метро обклеено рекламой книг Устиновой, Акунина, Михалковой и т.д.
Затем, издатели не работают на продвижение сложной литературы с книжными магазинами (впрочем, мы это уже обсуждали в блоге Книгоклуба), нет хороших профессиональных критиков, которые бы могли внятно рассказывать о книгах, нет передач ни на радио, ни на ТВ о книгах.
Так чего же тогда на читателя-то пенять? То есть, это не односторонняя проблема, а у издателя (подчеркиваю, что это профессионал) все свелось к тому, что виноват читатель. Это не профессионально, по меньшей мере. Для меня, конечно же.

Medulla, То, о чем вы говорите, отчасти справедливо, но Гусаков ведь отвечал на конкретную реплику и конкретную ситуацию. Когда люди в сети недовольны тем, что мало хороших фантастических книг, а хорошие - по его мнению - фантастические серии при этом не взлетают или взлетают ненадолго. Я согласен с вами, тут много факторов для анализа, но точно так же, как некорректно все валить на читателя, и запинывать издателя надо осмотрительно.

Например, я не очень понимаю, о какой информационной блокаде вы говорите. У людей сейчас масса возможностей, чтобы получать информацию. Если они ленятся это делать - ну, в этом издателя тоже несправедливо винить.

Вообще, ключевая проблема у нас в том, на мой взгляд, что каждая сторона очень любит впадать в крайности и винить исключительно другую сторону. И в ситуации, когда в благоприятном развитии отрасли заинтерсованы обе стороны, получается так, что все заканчивается чуть ли не враждой. В этом смысле избранный Гусаковым тон (к сожалению, характерный для него) я, конечно, не могу одобрить.

Jasly, Почему же не раскупаются? Если книга интересна и хорошо издана, то ещё как раскупается.
Уже полгода хочу купить книгу "Пушкин в западне" Серены Витале, но 4000 тираж был раскуплен, а новый не печатают.
А помню, как быстренько смели с полок "Неполную и окончательную историю классической музыки" Стивена Фрая, вышедшую 5000 тиражом.
Конечно, многое залеживается, но книга тоже должна попасть в настроения и ожидания читателей, я считаю.
Кстати, все мы понимаем, что в современном мире понятия "не раскупаются" и "не читаются" не тождественны.

Jasly, Плюс еще нужно учитывать, что часть читателей ушла в электронный формат, нужно приспосабливаться к новым условиям книжного рынка. Западные издатели это уже давно поняли и работают в этом направлении, наши же опять орут, что читатели такие нехорошие.

Jasly, Так проблема в книгах, а не читателях, вестимо. Программный продакшн вроде серии СТАЛКЕР был, тем не менее, достаточно плотно соткан, почти каждая книга получала от знающих людей оценки в районе "7 из 10", и книги хорошо раскупались.

Из продукции же "Снежного Кома" мне трудно назвать что-то прямо зацепившее или книгу, о которой прямо говорили словами "новаторское" и "интригует" или ещё как-нибудь так. "Детали" Мерси Шелли - это было закономерное издание, статусное, и хорошо, что получилось. Всё остальное - вещи спорные, и явно для узкого круга читателей. Складывается ощущение, что есть какая-то своя тусовка внутри фэндома, и нас, поклонников фантастики, пытаются убедить, что читать надо. Убедить не получается - например, из серии антологий интересная только "Классициум", остальные либо диковаты и нахальны в тон нашего времени, либо наоборот, малоизобретательны, а антологии, тем не менее, выходят и будут выходить. Наверное, тот же "Кетополис" может служить очередным подтверждением, что лучше придумывать интересный мир и коллективно его развивать. Коллективный Джордж Мартин - это интереснее и лучше, чем собственные недовыдержанные оригинальные произведения.

Для усреднённого читателя получается как-то так, читателю всё больше важна хорошая история, а не шкаф, набитый "собранием сочинений" непонятного кого, непонятно о чём и непонятно зачем.

Medulla, Пользователи пишут своё мнение о данной книге. А они думают, что если подарили книгу, то мы должны писать восторженные отзывы!

Ничего интересного) Этот милый дядя уже надоел пиарить свой фейс на ЛайвЛибе.

будь он хоть трижды эстет

потребитель-эстет едет в офис

и эстет и простец

друзья мои, эстеты


Да куда уж нам.

marina_moynihan, Немаловажно, что потребитель-эстет едет именно на метро, это тоже как бы намекает.

marina_moynihan, Прочитала десять раз и по-прежнему смешно =)

kassiopeya007, Ну последнее вообще дико меметично. Представила, как буду по утрам разгонять похмельных френдов, приговаривая: "друзья мои, эстеты! сейчас родители приедут, расходитесь!"

marina_moynihan,

- Все эти факты, господа присяжные заседатели, интересуют нас с точки зрения чистого любопытства...
Остап говорил в скверной манере дореволюционного присяжного поверенного, который, ухватившись за какое-нибудь словечко, уже не выпускает его из зубов и тащит за собой в течение всех десяти дней большого процесса.

marina_moynihan,

и эстет и простец


И хотелось добавить - И самый распоследний магл!

marina_moynihan, Я - эстет, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка!

osservato, Как же, эстет? Тогда желаю тебе, чтоб спи-дили у тебя твою балалайку, и чтобы ты про нее на форуме краденных балалаек потом прочитала!

violet_retro,

от меня вам балалайка!

означает, что я и так вам ее дарю! А что с ней сделают потом, мне глубоко фиолетово. Вообще, каждому приличному эстету должно быть глубоко фиолетово на спижженные балалайки, спижженных собачек и прочие прорехи в мироздании, я считаю.

osservato, Даришь - дари, а ее все равно спи-дят! Муахаха.
А вообще, да, фиолетово, но то ж эстеты. Вот сеньору Гусакову не фиолетово и даже не розово. О чем он уже, кажется, на всех возможных ресурсах отметился, вон, например, че пишет:

Если некто даёт о моей книге заведомо недостоверную информацию (как относительно стилистики написания книги, так и относительно её идейно-художественного содержания), я могу расценивать это двояко. Либо, что человек действительно вводит в заблуждение общественность, и тогда реакция у меня предельно жёсткая, либо человек искренне заблуждается сам, но в это мне трудно поверить.


Каждое мнение ему ножом по сердцу, какие уж тут прорехи мироздания.

Весьма неприятно читать, когда тебе постоянно тыкают ярко выраженным негативным "эстет". До тех, кому это предназначается, вы всё равно не достучитесь, а вот у всех остальных осадочек останется.

А что за дядечка на фотке с бокалом?
Эстет? Или нет?

kassiopeya007, Оченно хочет таковым казаться. Но вот тарелки из-под еды выдают простецкость (
Фотография забавная, да )