25 ноября 2013 г., 02:45

315

Как же мы все-таки читаем?

21 понравилось 4 комментария 1 добавить в избранное

Об индексе использования электронных книг в России и СНГ

Вырабатывая собственную издательскую стратегию, проект «Малстра» задался вопросом: «Какой процент россиян к настоящему моменту читает электронные книги?». Уверенность в том, что свежую статистику без проблем можно найти в Интернете, сменилась глубоким разочарованием. Кроме бесконечного и бессмысленного спора в стиле «Что круче: яйца всмятку или яйца Фаберже?», мы практически не обнаружили никаких основательно подготовленных данных. В одних случаях количество респондентов было до смешного мало, в других – опрос ограничивался одним-двумя крупными городами и, понятное дело, не давал объективной картины в масштабах нашей огромной и все еще немало читающей страны.

Поразмыслив, мы решили провести собственное исследование. Понятно, что для проведения соцопроса, охватывающего различные регионы страны и ближнего зарубежья, требуются немалые ресурсы. Как и большинство онлайн-проектов, коллектив «Малстры» организован по географически распределенному принципу, что, безусловно, даёт серьезное преимущество для проведения подобного исследования. Однако, в связи с большим объемом работы по основному, издательскому направлению, мы не могли отрывать сотрудников от их главной деятельности даже на непродолжительное время. Но как собрать большой объем информации за максимально короткий срок? Выход только один: найти и проанализировать готовые данные.

Наиболее популярными интернет-ресурсами в настоящее время являются, конечно же, социальные сети. Ни для кого не секрет, что сообщества соцсетей представляют универсальную аудиторию для проведения социологических и маркетинговых исследований. Для целей нашего соцопроса трудно было найти лучшую кандидатуру, чем социальная сеть читателей LiveLib, на сегодняшний день объединяющую более 197 тыс. пользователей. На портале зарегистрированы не только российские читатели – сервисом пользуется огромное количество поклонников художественной литературы из Украины, Молдовы, Белоруссии, Казахстана. Что касается России, то охват читательской аудитории здесь поистине колоссальный: от Калининграда до Владивостока, включая большие и малые города, а также сельские населенные пункты.

Дальше...

Самый обстоятельный соцопрос на интересующую нас тему, проведенное в конце 2012 года компанией «Ромир» исследование, не идет ни в какое сравнение с аудиторией LiveLib ни по количеству участников, ни по географическому размаху. «Ромировские» данные абсолютно не учитывают сельских жителей, которые составляют ни много ни мало четверть населения России – 25.97%.

В читательском профиле на портале LiveLib присутствует поле «Читалки», где пользователь указывает предпочтительный для него метод чтения. Он может вписать туда модель своего ридера или написать забавную фразу вроде «читаю исключительно бумажные образчики, сопровождая этот процесс нюханьем оных». В большинстве случаев смысл записи предельно ясен. Поле необязательно к заполнению, информация заносится в него в произвольном виде. Поначалу у нас были опасения, что содержимое может оказаться не слишком информативным. Однако, надо отдать должное интеллигентной аудитории LiveLib, доля недостоверных сведений или, попросту говоря, информационного мусора оказалась незначительной – 1.4%.

Результатом проведенного исследования стал Index Malstra-LiveLib, сокращенно IML, показывающий долю читателей электронных книг в России и СНГ. Значение индекса вычисляется предельно просто:

            Количество читателей электронных книг / Общее число читателей

По состоянию на 22 ноября 2013 года значение индекса IML составило 0.15 или 15% читателей.

Следует обратить внимание, что IML является консервативным индексом. Что это значит? Отклонение в меньшую сторону очень маловероятно, в то время как отклонение в большую сторону – весьма вероятно. Как получилось такое значение? Все респонденты, не предоставившие информацию о предпочтительном методе чтения, были отнесены к категории поклонников бумажных книг. Почему? Мы считаем, что сама по себе читательская аудитория России и СНГ является достаточно консервативной. Переход от бумажной книги к электронной является серьезным сдвигом в потребительском поведении индивидуума. Разумеется, индекс, как любая статистическая оценка, не обладает 100-процентной достоверностью. Но консервативный подход, безусловно, приводит нас к более точному значению, чем прогрессивная оценка, которую мы бы достигли, проигнорировав мнение «молчунов».

Подробное обсуждение темы потребительского поведения читателей требует самостоятельного исследования и отдельной статьи. В задачи проекта «Малстра» это не входило, так как наше основное направление – издательская деятельность. Однако, если кто-то примет у нас эстафетную палочку и предпримет подобное исследование, мы с интересом прочитаем о результатах.

В группу Партнеры Все обсуждения группы
21 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 4

Это шикарно =D

Не знаю, я вообще читаю на ноутбуке, с помощью смецпрограмм для чтения, с удобными шкурками и оформлением.
В переплете лишь покупаю стоящие книги, классику и достойную фантастику.

от Калининграда до Владивостока


а как же Сахалин? :(

мда. читаю электронку, в бумаге только горячо любимые книги...

Читайте также