7 августа 2015 г., 08:49

356

Рубрика «7 по 7». 7-го числа каждого месяца историк и писатель Алекс Громов рассказывает о 7 книгах

46 понравилось 1 комментарий 8 добавить в избранное

o-o.jpeg Стивен Д`Соуза, Дайана Реннер. Не в знании сила: Как сомнения помогают нам развиваться
«В реальности специальные знания, которые делают человека экспертом в той или иной сфере деятельности, как раз и сужают его кругозор. Люди, признанные специалистами, лишаются стимула высовываться за пределы своей ниши. Специализация становится все более узкой, и поле зрения неуклонно сужается. Эксперты зачастую попадают в зависимость от собственного статуса и уже не хотят перепроверять свои убеждения и тем более признаваться, что они чего-то могут и не знать».
То, что «специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя», писал еще в 1854 году Козьма Прутков. Но с тех пор упомянутая полнота все расширялась и расширялась, закрывая не только отдельные участки мира, но порой мешая оценить и общий пейзаж мирозданья.
Персидский поэт Руми неслучайно говорил о том, что есть два рода знаний: приобретенных и заученных - и тех, которые есть внутри каждого из нас. С другой стороны, многие считают, что знания, по формулировке писателя и исследователя Нассима Талеба, надо рассматривать как «личную собственность, которую следует оберегать и оборонять. Это почетное отличие, оно помогает подняться по иерархической лестнице».
В издании рассказывается об изнанке специализации – в том числе «проклятии знания». Сколько раз можно было видеть безрадостную картину того, как специалист пытается растолковать что-то при помощи терминов и формулировок и в результате непонимания его объяснений раздраженные слушатели наоборот теряют всякий интерес и к предмету обсуждения, и к знаниям вообще.
Почему человек не может отстраниться от знаний и изложить проблему так, чтобы всем было ясно, о чем именно идет речь? «В любую формулировку вкладывается также и наш собственный взгляд на дело. Накопленные знания и опыт сужают перспективу и видение возможных решений, мы уже не способны мыслить незашоренно, вне узких рамок. В бихевиористской экономике это состояние называется «якорением» - знания становятся «якорем», который не позволяет наши представлениям сдвинуться с места».
В древности по краям на карте мире оставались белые пятна - неизвестные земли, и часто фигурировало и предупреждение для путешественников: «Здесь обитают драконы», «Безводные пески и дикие звери», «Болота Мрака». Туда, за границу уже обжитого, отправлялись смельчаки, готовые не только рискнуть собой и преодолевать опасности, но и приобрести новый опыт, порой – пережить разрыв с прошлым. Покинув знакомое и обжитое, мы переживаем весь спектр эмоций и готовимся встретить неведомое… Поэтому стандартные представления о знаниях явно нуждаются в уточнении: «Известное выражение ассоциирует знание со светом, а незнание с тьмой. Однако Незнание побуждает нас учиться, ведет к новому, более полному знанию».

o-o.jpeg Стив Трайб. Шерлок. Большая книга самого интеллектуального сыщика
В каждой стране - свой великий сыщик, свой Шерлок Холмс. И у каждой эпохи он тоже свой. Но некоторые из них становятся не только популярными персонажами, но классикой жанра - причем во многих странах. Красочный альбом содержит подробный, в словах и картинках, рассказ о том, как сценаристы, актеры, костюмеры, мастера спецэффектов создавали знаменитый сериал «Шерлок», явивший миру радикально осовремененного и при этом классического Холмса. Оказывается, это возможно - перенести викторианские сюжеты Конан Дойла в наше время, сохранив при этой сложной манипуляции всё то очарование, которое позволило мистеру Холмсу оказаться единственным выжившим среди себе подобных.
Ведь во времена сэра Артура детективы «с дедукцией» не писал только ленивый, но из всей обширной когорты тогдашних экстравагантных и таинственных разгадывателей преступлений до наших дней дошел только тот, кто жил на Бейкер-стрит. «Мы догадывались, что Шерлок Холмс станет понятнее, если попадет в мир зрителя, - поясняет продюсер Марк Гаттис. - Странный юноша с невероятным чувством справедливости, чей старший брат занимается чем-то таинственным на государственной службе… мы решили сдуть с наших героев викторианскую пыль, чтобы как следует рассмотреть фантастическую дружбу между двумя удивительными людьми…».
В работе над сериалом значительное место занял подбор современных аналогов явлениям эпохи Конан Дойла, анализ каждой детали – что можно оставить, а что лучше изменить, как, например, речь персонажей. «То, что они говорят как современные люди без всяких там «элементарно» и всего прочего, - своего рода акт освобождения… Мы просто взяли и позволили им говорить так, как говорят сейчас… На самом деле это «отступление» приблизило диалоги и героев к оригиналу. Тогда они говорили, как их современники…». Зато обмен телеграммами, столь характерный для классических рассказов о Холмсе, оказалось вполне возможным сохранить: «После стольких лет пользования телефоном все мы обнаружили, что действительно хотим отправлять друг другу телеграммы». Правда, называются они теперь sms-сообщениями…

o-o.jpeg Олег Воскобойников. Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада
Издание посвящено не только культуре Средневековья, его идеалам, мифам и повседневности, но и особенностям восприятия этой культуры. Поэтому в самом начале книги проводит сравнение с современностью: «Следуя демократическим ценностям, завоеванным Европой в XX столетии, историку любой эпохи инстинктивно хочется сделать культуру изучаемого времени достоянием масс, но для этого приходиться размывать границы культуры – и бескультурья. При таком подходе через пятьдесят или сто лет будущий историк сможет анализировать какие-нибудь записи наших популярных телевизионных ток-шоу и мыльных опер как замечательные источники по истории ментальности, «ценностных ориентаций»… а гламурные журналы – как источники по культуре «материальной». Его источники будут обладать замечательной репрезентативностью, а общество предстанет перед ним в самом объективном свете: мы все рыдаем над страстями жителей «Санта-Барбары».
Поэтому возникает вопрос – как открыть для себя подлинную культуру тех далеких столетий? Автор рассказывает о достижениях и открытиях средневекового человека, используя описания (и фото) архитектурных памятников и их уникальных «говорящих» барельефов и мозаик, литургических предметов, миниатюр в рукописях, и текстов того времени.
В главе «Знак, символ, зеркало» разбирается символическое мировоззрение и его парадоксы, роль средневековой латинской словесности, конец античной науки о мире. Одной из причин этого стал уход греческого языка из латинской системы школьного образования. Зато стала популярна литература о чудесах и странных явлениях, раскрывающих тайные силы природы.
Описывая мир видимый и невидимый, нельзя не отметить их взаимосвязей. «Вокруг земного рая, в сознании Михаила Скота, объединились как далекая жаркая Индия, так и столь же далекие, но находившиеся к северу от континентальной Европы острова, казалось бы, известные шотландцу с рождения. Интересно, что шотландское происхождение не мешает ему помещать Ирландию и другие острова этого региона в экваториальную зону, а жителей Египта относить к антиподам, поскольку его картину мира определяли не доступные ему географические знания, а литературная традиция, в которую входили и античные художественные произведения, по которым учили латынь, и жития святых, и всякого рода видения, хождения, апокрифы, а может быть и устные рассказы, столь же «реалистичные».
В другом месте, противореча самому себе, он рассказывает, как св. Брендан со своими сподвижниками переплыл северное море «на суденышке, называемом когга», и нашел некий вулканически остров, из которого раздавались жалобные крики. Это было одно из адских жерл. Михаил Скот затрудняется ответить, где находился вход в ад: на севере или на юге, в Сицилии…»
Далее анализируется роль демонов и магии в средневековом обществе, астрологический способ мышления, риторика текстов и образов, связанных с искусством и религией.

o-o.jpeg Арти Д. Александер. Hayastan-Hindustan. Легенды и реальность
Книга известного исследователя посвящена сравнительному анализу истории и современности двух древних цивилизаций – Армении и Индии. Обе великие культуры показаны не только в величии своих достопримечательностей, знаменитых памятников мировой культуры, - но и в панораме повседневной жизни. «В Индии подальше от туристических мест, все еще можно заметить благожелательное отношение к женщинам, любого происхождения. Например, к пожилым европейкам. Они приезжают полюбоваться Тадж Махалом, взять уроки йоги, ощутить экзотику или погрузиться в совершенно иной мир… Особенно приятно, когда такая путешественница интересуется культурой и обычаями – это очень сближает и помогает понимать друг друга. Легко знакомиться с человеком, который не просто скучающий турист, а человек достойный внимания». Автор подробно рассказывает о множестве мелких, но характерных примет частной жизни – как устроено и украшено обычное жилище, какими заботами заняты в течение дня домохозяйки…
Рядом с людьми и архитектурными сооружениями в книге нашлось место и для интересных рассказов о животных, например об ангорских кошках, потомках древней породы ван: «Они очень интеллектуальные – им легко удается научиться включать свет и даже открывать двери холодильника, что-то приносить хозяину и играть, приглашая вместе побегать. Их любимое – развлечение смотреть на льющуюся воду, а их предки успешно ловили рыбу на теплом мелководье озера Ван. Их можно назвать «говорящими», потому что они могут вступать в беседу, издавая разные звуки. По мимике и общительности они напоминают собак». Одновременно уделено внимание и величию древней истории, легендарным драгоценностям и дворцам махараджей, судьбе потомков царственных родов в современном мире.

o-o.jpeg Елена Шторм. Оживлённое пространство
Как изменится взаимодействие человека с миром, если он несколько лет провел в добровольном затворничестве? Конечно, у него там была работа и современная связь, пусть и не очень устойчивая. Это был эксперимент, задуманный руководством фирмы: «…начальник решил, что у него в организации обязательно должен быть дизайнер, постоянно работающий в красивом, экологически чистом месте. И лучше где-нибудь посреди девственной природы. Этот дизайнер будет вести переговоры с заказчиками лишь по Интернету и при каждом общении с клиентами через экран компьютера наглядно демонстрировать взыскательной публике красоту окружающего пейзажа и собственное гармоничное существование в нём».
Поначалу такая жизнь кажется горожанину легкой и приятной, но потом одиночество начинает тяготить. И дизайнер начинает «сочинять совершенно не относящуюся к его теперешней жизни историю». Отправляет текст наудачу в первое попавшееся издательство – и к его удивлению книгу печатают. За ней следует вторая, третья, общим числом восемь. Вот только подписывал их автор не собственным именем, а псевдонимом. И когда эксперимент заканчивается, то по пути с Алтая в Москву Сергей неожиданно для самого себя выясняет, что вокруг творчества загадочного Ника сложилось весьма обширное сообщество читателей, поклонников и даже учеников. Однако истинного автора никто не знает, и на сайте, посвященном его книгам, он оказывается всего лишь рядовым посетителем, одним из многих. И вдруг среди почитателей Ника появляется прекрасная незнакомка, которая кажется Сергею воплощением его мечты. Но каким образом возможно изменить дизайн реальности?..

o-o.jpeg Хамид Реза Аятоллахи. Современное религиоведение
Научные статьи, включенные в этот сборник, содержат разные оценки и взгляды на различные вопросы религиоведения, отдельные материалы посвящены вопросам философии религии, значимости языка религии, взаимоотношениям религии и науки, воздействию религиозного контекста на научный прогресс.
Изменяется мир – изменятся и роль религий. «В прошлом религии ограничивались предшествующими учениями и догматами без проявления какой-либо гибкости относительно быстро меняющихся условий человеческой жизни. Они могли действовать только в малых группах и на небольшой территории земного шара. Однако глобализация столкнула религии с множеством социально-культурных вопросов и проблем, вследствие чего они уже не могут ограничиваться отдельными видами региональной деятельности и у них нет возможности существовать в стороне от действительности. Таким образом, религии, которые желают оставаться всегда живыми, динамичными и развивающимися, не могут закрывать глаза на сложившиеся новые условия и должны дать достойный ответ на сложившиеся новые условия и должны дать ответ на возникающие вопросы. Это станет поводом для развития религий и их подхода к действительности».
В главе «Воздействие религиозного контекста на научный прогресс» даются особенности каждого из шести периодов, краткое изложение культурных факторов, спровоцировавших эти изменения. В первом периоде рассказывается о зарождении и развитии науки, делая акцент на египетской и вавилонской. Второй период – эпоха научного прогресса греческой цивилизации… Последний, шестой период, характеризующийся изменение взглядов на технологический прогресс и его желательные последствия, берет отчет в два завершающих десятилетия XX века.
Какое значение на будущее человечества может оказать глобализация? «Глобализация – это неизбежный процесс в жизни человека, она является необходимым результатом неисчислимых достижений в сфере науки, технологии, упрощенной коммуникации и тому подобного. Глобализация создает множество новых ценностей и культур, которые должны быть исследованы. Однако целью глобализма в качестве идеологии является навязывание небольшой группой западных лиц своих интересов и ценностей всему населению планеты. Они хотят изменить всех людей таким образом, чтобы все думали как они…»
Поэтому глобализация в конечном итоге приведет к исчезновению древних традиций. По сути - превращению их в разновидность экзотики, укладывающейся в бизнес-структуру культурного империализма.

o-o.jpeg М. Аль-Джанаби. Ислам, цивилизация, культура, политика
Глубокое научное исследование, выпущенное в свет издательством «Садра» принадлежит перу известного российского исследователя, профессора Университета дружбы народов М.М. Аль-Джанаби. Книга посвящена рассмотрению основополагающих аспектов ислама, от его зарождения до места в жизни современного мира. Также анализируются истоки культурного самосознания, взаимоотношения мусульман с народами, исповедующими другие религии, значение нравственных принципов и характер исторического познания. «История – это система самосознания, источники и корни которой присутствуют в языке, поэзии, литературе и мысли (философия, юриспруденция, богословие, мистика, естественные науки), в архитектуре и искусстве, короче говоря – во всех крупных формах материального и духовного творчества. Более того, она (система) способна воплощаться в создании нового, превращаясь в высокие культурные парадигмы сознания». По мнению автора, формирование целостной истории тесно связано с достижение достаточно высокого культурного уровня, именно его формирование и постоянное совершенствование и обновление способствует «превращению времени в историю». В тексте анализируются труды и взгляды крупнейших мыслителей Востока разных эпох – от раннего Средневековья до наших дней, что позволяет проследить процесс поступательного развития философской мысли.
В группу Партнеры Все обсуждения группы
46 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 1

Один мужик крепко проиграл на скачках. Решив завязать, не играл 6 лет, честно скопил 6000 фунтов стерлингов. Но натура взяла свое, поехал он опять на ипподром 6 числа, в 6 часов, на такси номер 666, дал таксисту чаевые - 6 шиллингов. Подошел к 6-ой кассе, поставил все деньги на лошадь номер 6... И лошадь пришла шестой.

Читайте также