15 марта 2015 г., 23:00

42

Наедине с автором. Ведущий рубрики – Алекс Бертран Громов, историк и радиоведущий.

6 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Арти Д. АЛЕКСАНДЕР – этнограф, автор красочных энциклопедий «Fashion Индия» и «Танцующие с Богами», посвященных традициям и культуре Индии. В недавно вышедшей книге «Hayastan-Hindustan. Легенды и реальность» исследуются уникальные исторические и культурные параллели между Индией и Арменией.

Дальше...

- Вы изучаете раритеты и артефакты Прошлого, старинные традиции. Как, по-вашему, отличаются предыдущие века от нашего времени? Что изменилось в людях вместе с используемыми ими технологиями?
Изменилось отношение к ценностям и само определение, что ими является. Если раньше это было очевидным, то теперь это может решаться не самим «первооткрывателем» а многочисленными комиссиями и пр. Изменился темп жизни - он значительно ускорился, требуя от людей новых навыков, в том числе умения быстро усваивать большие объемы информации и отсеивать все лишнее. Появилось поколение «клипового мышления», которое сочло лишним и отсеяло умение сосредотачиваться и долго размышлять. Новые технологии, несомненно, дали новые возможности и улучшили нашу жизнь, но вместе с тем в прошлое ушли многие старые навыки и опыт предыдущих поколений. Изменилась психология, коммуникации обрели оттенок виртуальности, отношения между людьми также стали иными. Люди стали больше приспосабливаться к требованиям современной жизни, но по-прежнему перед ними стоит вопрос выживания - просто поменялись его условия.
- Как вам кажется, остались ли где-то на планете малоизученные места?
- Несомненно, и таких мест немало. Просто большинство их требует немалых усилий для достижения и еще больше средств, чтобы провести исследования в полном объеме. Даже многие феноменальные места, все еще являются спорными и несут в себе множество загадок истории. Что же можно сказать о тех, которые мало изучены по различным причинам, например, находятся в труднодоступных местах или требуют особого разрешения, мер безопасности и прочих условий. Кроме этого такие места и артефакты требуют и особого подхода... Например, на данный момент кроме понимания реальной ценности того или иного объекта, может не хватать технологий для изучения.
- Это всегда заброшенные города и территории или есть и обитаемые сейчас?
Мало кто даже в самой Индии знает старые легенды города Чидамбарама - города Танцующего Шивы. В нем до сих пор живет община дикшитар, чьи 2999 предков по легенде тысячелетия назад спустились с небес. Трехтысячным дикшитаром стал сам Шива. Он впервые исполнил на этом месте свой космический танец, ставший основой не только древнейшего танцевального стиля Бхаратнатьям, но и боевых искусств, и йоги. В этом городе расположен знаменитый храм Неба, в котором хранится уникальная статуя Шивы, вырезанная из необычного кристалла рубина сиреневого цвета. Дикшитары не только соблюдают традиции предков, пришедшие к ним из глубокого Прошлого, но и ведут свои наблюдения и исследования за миром современности, но неизменно следуя принципам Науки Древних. Многие из общины посвящают себя различным искусствам - танцу, музыке и другим, достигая в этом совершенства и становясь известными за пределами узкого круга эстетов. Высшим считается дар певца, способного в песне соединить гармонию музыки и слова... Дикшитары не очень контактны - им просто многое в нашем мимолетном «сейчас» кажется чужим, они живут другими категориями. У многих из них нет ни телевизоров, ни газет - они считают это ненужным.
- Насколько древние культуры были похожи между собой?
Настолько насколько они контактировали между собой, например, имели тесные торговые и прочие связи, или даже как часто вторгались на территории друг друга во время войн... Древние культуры не существовали в полной изоляции за редким исключением, их развитие часто зависело от заимствований и взаимодействия соседних культур. Многие наследовали знания предыдущих цивилизаций, адаптируя их для себя, насколько это позволял собственный уровень развития. Перенимать опыт прежних поколений или совершенствовать достижения - это частое явление в эволюции культур. И практически все они рано или поздно вступали в конфликты, что также придавало определенный темп развитию и приводило к тому, что они могли развиваться параллельно и иметь схожие моменты технологий…
- А как с этой точки зрения можно оценить, скажем, практичность одежды или аксессуаров?
- Мастера древности, судя по исследованиям цивилизации Хараппа, изготавливали великолепные ювелирные изделия: браслеты, кольца, серьги, всё - кроме булавок. Они появились позже с приходом варварских племен. Древние культуры предпочитали в одежде возможность многофункционального использования - с помощью драпировки многометровая ткань трансформировалась в различные модели. Например, до нашей эры римляне считали штаны варварством, присущим диким кочевникам, а в некоторых горных областях Шотландии до сих пор иногда употребляется презрительное название «сассенах». Это тот, кто вместе фаламора (килта) носит штаны.
- Прослеживается ли сходство традиций в области прикладного искусства?
- Например, хорошо известный узор «пейзли», иначе «индийский огурец», в самой Индии именуемый «манго», потому что напоминает форму этого плода и как счастливый знак и оберег применяется в вышивках на сари, в ювелирных изделиях, имеет свои аналоги в Армении. В День Эребуни, на одной из празднично преображенных улиц ведущих к руинам крепости и дворца царя Аргишти, я увидела необычное исполнение знакомого с детства индийского «манго». На длинной витиеватой цепочке располагались подвески похожие на маленьких птиц. Их округлые тела идеально повторяли форму «манго». Эти птички, сидящие в ряд друг над другом, не имели крыльев выходящих за пределы плавных линий тела. В Индии похожих стилизованных птичек рисовали раджастханские художники, традиционно расписывающие стены своих домов.
- Попадались ли вам еще образцы подобного сходства ювелирных изделий?
- Да, и в книге «Hayastan-Hindustan» описан целый ряд таких примеров. Так, в индийском городе Ченнай (бывший Мадрас), на "Золотом Базаре" основу ассортимента составляют ювелирные изделия национального типа. Но различные региональные мастера, арендующие места под одной крышей здания с местными тамильскими мастерами, обязательно предлагают покупателям традиционные украшения из своих штатов. Тоже можно наблюдать и на "Золотом Базаре" в городе Ереван, вместе с региональными работают торговцы из Ирана, Сирии и других стран. Традиционные кольца и браслеты, мастеров города Гюмри, которые еще называют "ленинаканскими", или «Хал Хал», представляют собой довольно объемное кольцо с широким ободком и нанесенным на него растительным узором. Традиционно его изготавливают из высокопробного золота, и своим видом оно напоминает женские и мужские индийские кольца и браслеты прошлых веков. Подобные украшения носили воины и аристократы Южной Индии. Когда граница Великой Армении с Албанией проходила по руслу реки Кура (до 383 года) существовал ранне средневековый город Хал Хал который изначально был зимней резиденцией армянских царей... Характерную для Хал Хал (буквальный перевод с персидского - "бусина") традицию изготовления таких изделий, долгое время сохраняли ювелиры в древнем Городе Мастеров, упоминают их и в хрониках Карса. Один из таких золотых браслетов хранится в уникальной коллекции ереванского музея.
- Древние цивилизации у многих ассоциируются, прежде всего, с их архитектурными памятниками, дошедшими до наших дней. Исследовали ли вы эту тему?
- Да, в книге рассказывается и о древней архитектуре, о дворцах, крепостях и храмах Армении. Вот, к примеру, Партасар - обширный каменный комплекс, обнаруженный случайно одним из местных жителей. По самым скромным подсчетам его возраст превышает все ранее известные мегалитические постройки. Партасар включает в себя шестиметровые многотонные колонны с резными изображениями птиц и зверей, установленные на каменные диски. Но самое удивительное то, что все сооружение отлично сохранилось благодаря тому, что было искусственно засыпано песком неизвестными строителями. На данный момент, за несколько лет раскопок, исследователям удалось откопать лишь малую часть этого загадочного комплекса...
- А какими остались в современной жизни индийские традиционные постройки?
- Дворцы индийских раджей тоже до сих пор полны тайн и старинного очарования, несмотря на то, что мир вокруг изменился. Древние родовые дома, в которых живут ортодоксальные потомки правителей и военачальников, похожи на крепости или дворцы, или на то и другое вместе. Их осталось не так уж много по всей стране. Следить за состоянием и производить соответствующий ремонт, часто уже не по силам бывшим раджам – хозяевам этих остатков культуры прошлого. Некоторые дворцы, ради выживания в современности, преобразовались в дорогие, экзотические отели. Комнаты в них – обширные, с высокими потолками и фигурными арками. Широкие светлые лестницы соединяют этажи здания. Для них типичен просторный внутренний двор с садом, иногда даже не один, и красиво огражденные крыши с дополнительными сооружениями декоративного вида, откуда можно обозревать местность.
- Существует множество историй и преданий о неописуемой роскоши индийских владык – раджей. Правда это или вымысел?
- Британская Индия включала в себя 565 признанных британцами отдельных королевства (третья часть всей Индии), которые всегда придерживались независимости. Среди них только 118 занимали высшую ступень иерархической пирамиды и особые привилегии, 327 менее значимых управлялись посредством британских чиновников, хотя не были подданными Британии. Раджами таких княжеств обычно были крупные землевладельцы и аристократы. Королевства (и княжества), исторически принадлежали местным правителям, считающим себя славными потомками богов и героев, имеющим в качестве предков благородных зверей или ведущим свой род от солнца, как махарани Удайпура. Однако раджам запретили прежний титул королей и переименовали в князей, потому что корона может быть только одна – британская. Они располагали внутренней абсолютной властью в рамках традиций, любовью и поддержкой своего народа. Мифология изобилует светлыми образами отважных и щедрых царей, принцев и принцесс – защитников от врагов и несправедливости, в народных балладах воспето немало красивых как сказка любовных приключений, страстей, предательств и страданий, выпавших на их долю.
Закат эпохи индийских правителей был долгим, но неизбежным процессом. Ностальгией по их образу жизни, являются устраиваемые теперь для VIP-персон блистательные приемы, отели с роскошной имитацией королевской жизни, «королевские охоты», спецпоезда – в свое время в просторных королевских вагонах царили шелк и бархат, красное дерево, английские сервизы, фарфоровые вазы с редкими цветами и позолоченные лампы. В парках, окружавших дворцы, гуляли прирученные лани, голуби, гуси, цапли, павлины и хищники в ошейниках на цепях. Ради каприза их окрашивали в необычные цвета, подводили глаза, надевали дорогие украшения, газелям и оленям золотили копыта и рога.
- А распространение видов и пород домашних животных тоже можно проследить в связи с перемещениями и контактами народов и племен?
- Конечно, в древние времена мигрировали не только люди, вместе с ними перемещались по планете и домашние животные. И это касается не только тех, кто обеспечивал молоком и мясом (стада коров, баранов), или помогал охотиться и обеспечивали охрану (собаки), но и тех, кого держали не только ради службы по защите запасов продовольствия от грызунов, но и ради красоты (кошки). Одна из самых древних, из одомашненных пород и ставшая одной из самых популярных сейчас это известная во всем мире "турецкая ангора". Интересный кот пришел однажды посмотреть на меня на улице особняков района Зейтун. Настоящий Зейтун сейчас находится на территории Турции, но эмигрировавшие оттуда армяне назвали так район Еревана. Это тихий и уютный район, с добротными частными домами с широкими верандами и плоскими крышами. Дома имеют скрытые от посторонних глаз внутренние дворики с садами, а некоторые даже обзавелись собственными небольшими бассейнами. Зейтун, напоминающий города Ближнего Востока и Северной Индии, не похож на районы с типовыми застройками, у него есть собственное «лицо». И там живет свободной жизнью потомок ванских котов. Он гладкошерстный белый кот с черным хвостом, с несколькими черными отметинами на спинке и мордочке, и двухцветными глазами. Его существование очень скромное и никто не подозревает о блистательной родословной его предков. Вместо родословной на бумаге, он сохранил свою уникальную особенность – слегка раскосые глаза голубого и желтого цвета. Потомок знаменитой на весь мир породы, не одичал, позволяет себя погладить и ведет себя очень умно, хотя живет на улице. К нему благосклонно относятся жители района Зейтун, добрые соседки подкармливают и не прогоняют ласкового котика, его возраст по человеческим меркам уже не юный и он многое понимает...
- Чем уникальна эта порода кошек?
- О кошках знаменитой породы - "ангора", в международных каталогах написано, что истоки породы происходят из Ангоры, из Восточной Анатолии - на территории современной Турции, их вывозили в Египет. Из Византийской Анкиры (сейчас Анкара) длинношерстные ангоры были завезены во Францию, Великобританию, Среднюю Азию и т.д. Но не исключено, что их вывозили в Европу еще во времена крестовых походов. Их неоднократно упоминали в своих записях европейские путешественники начала XVII века, посетившие Западную Армению. В Персии их издавна использовали для улучшения красоты шерсти местной породы персидских кошек. Как все домашние кошки «турецкие ангоры» произошли от дикой гладкошерстной ближневосточной кошки. Но мало кто знает, что на самом деле эта популярная сейчас во всем мире ангорская порода, имеет близкое происхождение с ванской, входя в одну генетическую средиземноморскую группу. Это древняя армянская порода домашних кошек когда-то известная иноземным купцам, посещающим селения у озера Ван. Турецкий ван (тур. Van Kedisi - «ван кедиси»), порода полудлинношёрстных домашних кошек, созданная на основе популяции ванских кошек (арм. վանա կատու — «вана кату» или кошка озера Ван), кошек случайного разведения, которая происходит с территории, расположенной вокруг озера Ван, расположенного на Армянском нагорье в современной Турции. Турецкий ван признан аборигенной породой и одной из древнейших пород домашних кошек.
Все ваны имеют сходные черты. Глаза бывают оба голубые, желтые или медовые, или разного цвета: один голубой и другой желтый или медовый. Они овальные и немного скошенные. Еще их особенность в том, что они не боятся воды - любят играть с водой и плавать (для этого в ванну следует наливать теплую воду ниже уровня их плеча). В холодный сезон ваны становятся пышными, а в жаркий после линьки, бывают похожи на гладкошерстных. В любом случае генетики определили, что даже если считать турецкую ангору и турецкого вана разными породами или одной, то все равно они происходят из одного региона. Порода этих кошек настолько древняя и любимая многими за красоту и характер, что была настоящим подарком во дворцах Индии. Потомки этой породы есть на Тибете и в Южных регионах. Конечно, сейчас путем селекции породу улучшили, получив более пушистую и крупную кошку разных окрасов, но «белый ван» по-прежнему благороден и красив...
Турецкие ваны - приверженцы активного образа жизни и любопытны, коммуникабельны и любят внимание людей. Они очень интеллектуальные - им легко удается научиться включать свет и даже открывать двери холодильника, что-то приносить хозяину и играть, приглашая вместе побегать. По мимике и общительности они напоминают собак и неплохо с ними ладят. Они привязчивы, но выбирают лишь одного хозяина.
- Какой, по-вашему, будет жизнь обычных людей во второй половине XXI века?
- Это прогнозировать сложно, потому что есть влияние внешних факторов - политики, бизнеса и пр. Наша цивилизация построена так, что во многом зависит от энергии - топлива, электричества, нефтепродуктов и пр. Есть несколько вариантов будущего, в зависимости от развития событий. Проблема в том, что разработки в области получения энергии пребывают в плачевном состоянии по известным причинам. С одной стороны ими все интересуются, а с другой - не для всех они выгодны, и часть открытий просто пылится на полках. Любые новые технологии и улучшения жизни в первую очередь становятся доступны ограниченному слою населения, и это также способствует разделению общества на уровни по материальному признаку. Вероятно, появятся гипер-монополии охватывающие целые континенты и определяющие мировую экономику в целом. Границы между странами и нациями станут не такими явственными, как социальные различия между людьми. Быт для основного населения планеты станет проще, универсальнее и дешевле. Но изыски и что-то более индивидуальное, по-прежнему будут дорогим удовольствием. Люди станут менее привязаны к семье и дому, более легко будут путешествовать в поисках востребованности своих талантов, профессий или перспектив на будущее.

В группу Партнеры Все обсуждения группы
6 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!