9 декабря 2014 г., 10:53

300

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№: между вечным и актуальным (обзор Алекса Бертрана Громова)

16 понравилось 0 пока нет комментариев 4 добавить в избранное

картинка samokat_book
Арти Д. Александер. Hayastan-Hindustan. Легенды и реальность
Новая книга известного исследователя продолжает начатый в энциклопедических изданиях «Fashion India» и «Танцующие с Богами» разговор о сходных чертах, которые можно обнаружить в традиционной культуре далеких друг от друг стран. Так, в индийском городе Ченнай (бывший Мадрас), на «Золотом Базаре» основу ассортимента составляют ювелирные изделия национального типа. Но различные региональные мастера, арендующие места под одной крышей здания с местными тамильскими мастерами, обязательно предлагают покупателям традиционные украшения из своих штатов. Тоже можно наблюдать и на «Золотом Базаре» в городе Ереван, вместе с региональными работают торговцы из Ирана, Сирии и других стран. Традиционные кольца, мастеров города Гюмри, которые еще называют «ленинаканскими», - это «Хал-Хал», объемное кольцо с широким ободком и нанесенным на него растительным узором из листьев. Традиционно его изготавливают из высокопробного золота, и своим видом оно напоминает женские и мужские индийские кольца прошлых веков. Подобные украшения носили воины и аристократы Южной Индии. Когда граница Великой Армении с Албанией проходила по руслу реки Кура (до 383 года), существовал ранне средневековый город Хал Хал который изначально был зимней резиденцией армянских царей... Характерную для Хал Хал (буквальный перевод с персидского – «бусина») традицию изготовления кольца долгое время сохраняли ювелиры в древнем Городе Мастеров, Гюмри (Ленинакан).

Дальше...

Рассказывается в книге и о древней архитектуре, о дворцах, крепостях и храмах Армении. «Партасар, обширный каменный комплекс, обнаруженный случайно одним из местных жителей. По самым скромным подсчетам его возраст превышает все ранее известные мегалитические постройки. Партасар включает в себя шестиметровые многотонные колонны с резными изображениями птиц и зверей, установленные на каменные диски. Но самое удивительное то, что все сооружение отлично сохранилось благодаря тому, что было искусственно засыпано песком неизвестными строителями. На данный момент, за несколько лет раскопок, исследователям удалось откопать лишь малую часть этого загадочного комплекса...».
Дворцы индийских раджей тоже до сих пор полны тайн и старинного очарования, несмотря на то, что мир вокруг изменился. «Древние родовые дома, в которых живут ортодоксальные потомки правителей и военачальников, похожи на крепости или дворцы, или на то и другое вместе. Их осталось не так уж много по всей стране. Следить за состоянием и производить соответствующий ремонт, часто уже не по силам бывшим раджам – хозяевам этих остатков культуры прошлого. Некоторые дворцы, ради выживания в современности, преобразовались в дорогие, экзотические отели. Комнаты в них – обширные, с высокими потолками и фигурными арками. Широкие светлые лестницы соединяют этажи здания. Для них типичен просторный внутренний двор с садом, иногда даже не один, и красиво огражденные крыши с дополнительными сооружениями декоративного вида, откуда можно обозревать местность». В издании также описаны многие традиции обеих стран, повседневные и праздничные обычаи, блюда национальной кухни, и даже местные породы собак и кошек.
картинка samokat_book

Доктор Захи Хавасс, Франсис Жано. Мумии фараонов. Бессмертие в Древнем Египте

Огромный роскошный фолиант, содержащий множество уникальных фотографий, рассказывает не только о мумиях, но и о многих реалиях исчезнувшей цивилизации. История Египта уходит в безмерную даль тысячелетий, о правителях этой удивительной страны существует множество легенд и преданий, но уже несколько десятилетий наибольший интерес вызывают именно египетские мумии. О них написано множество книг (большинство из которых – всевозможные романы ужасов), сняты фильмы – многие из них просто эксплуатируют ставшую модной тему. Поэтому так необходимо «издание из первых рук» - т.е. научных специалистов по древнеегипетским гробницам и мумиям, а это издание как раз и составлено при участии доктора Захи Хавасса – Генерального Секретаря Высшего Совета по Древностям Египта, крупнейшего египтолога современности.
Часто упоминаемая в наше время «Книга мертвых» появилась во время Нового царства. Были найдены сотни папирусных и кожаных свитков рядом с бальзамированными телами. «В этих папирусных свитках имеются изречения, позволяющие покойному войти в мир мертвых в соответствии с его пожеланиями, а также формулы и заклинания, которые могут помочь усопшему в момент взвешивания его души в Зале суда. Различные главы, канонический порядок которых установился где-то в эпоху XXVI-й династии, содержат формулы, к которым покойник должен обратиться, встретив то или иное препятствие в потустороннем мире. Эти заклинания обладали такой силой, что помогали страннику подчинить себе самых разных существ, будь то боги, животные чудовища или вредоносные силы природы. Даже простое чтение вслух текстов этой удивительной книги приводило к обязательному успеху и гарантировало, что усопший «выйдет в день»…» Может быть, смысл этого древнего трактата заключался в том, чтобы избавить людей от страха смерти, предстоящего небытия. В современном издании уделено внимание находкам археологов, магической силе амулетов и секретам бальзамирования.

картинка samokat_book

Станислав Савицкий. Прекрасная Франция

Среди множества книг, посвященных этой стране, данное издание выделятся своим стилем изложения – ироничным и одновременно проникновенным, и оригинальным красочным оформлением, органично сочетающим как арт-объекты, так и местные достопримечательности. Помимо туристического Парижа есть множество других его ипостасей, которые не менее интересны и по-своему неповторимы. Может быть, прислушаться к совету: «жизненно важно заглянуть в букинист во время прогулки или когда идешь по делам есть десять минут. В букинисте обязательно найдешь что-нибудь интересное, особенно если не был в нем неделю. Мой любимый – «Булинье» - это настоящий развал. Он находится на углу Бульмиша и Сен-Жермен. В нем два этажа и подвал, набитый книгами на все вкусы…». Кто знает, что там можно найти – может быть то, что давно уже незаслуженно забыто, но от этого стало лишь интереснее? Ведь как точно подмечено, «охота на неизвестную книгу – это приключение, от которого захватывает дух. Ни стычка с воришками, ни дерзкий разговор с полицейским, ни поездка с боевой подругой в африканский трущобный квартал, где «птицы не поют, деревья не растут», не идут ни в какое сравнение с рисками, которым подвергает себя тот, кто готов сдаться под власть книги».
Но в самом издании нет хвалебных речей заповедным местам и гениям, поскольку многие из них имели свое мнение о французской столице. «Гневных слов и проклятий в адрес Парижа сказано не менее, чем признаний к любви этому городу. Один из чемпионов русского парижененавистничества – Гоголь. Французская столица представлялась ему скопище выскочек, хитрованов и делопроизводителей. Бездушная, бессмысленная столица, погрязшая в суете и тщеславии. Другое дело Рим – родина души. Тихим и уютным Париж в самом деле не назовешь, особенно главные улицы и площади. Но кого-то этот вавилонский хаос даже вдохновлял. Бальзак неустанно живописал быт и нравы его обитателей. Бодлер и Нерваль воспевали городское дно и богему. Золя упивался кошмарами делового мира…»
Но Савицкий не ограничился описанием только Парижа, уделив внимание Гавру, Нанси, Реймсу, Ницце, Тулузе и другим не менее достойным местам, находя в каждом из них уникальное. «Долина Луары попалась в сети туристической инфраструктуры. Иначе с национальной святыней и быть не могло. Но если весь этот диснейлэнд и экскурсоводческую шарманку считать забавным казусом, по этим местам, как и по нашему Золотому кольцу, можно ездить с превеликой вольностью. Эти ландшафты созданы для того, чтобы обозревать их, не причиняя ни им, ни кому бы то ни было никакого вреда. Это благодатный край для любознательного жизнелюба».

картинка samokat_book
Карина Сарсенова. Хранители пути
Представьте себе, что вы очнулись в незнакомой комнате, явно похоже на больничную палату и ничего не помните о прошлом. Но рядом с вшей кроватью сидит благообразный человек, который говорит, что он ваш дядя и обещает позаботиться, чтобы вы не только поправились, но и вернулись к полноценной жизни… Именно такая судьба постигла после неудачного первого прыжка с парашютом героиню этого романа – и одноименного фильма, который скоро выйдет на экран. Несмотря на хорошую подготовку, она так и не смогла заставить себя шагнуть в открытый люк, и тогда инструктор без всяких сантиментов вышвырнул ее из самолета. «Сначала она упала в обступившую ее тьму, на мгновение зависла в ней, словно адаптируясь, а затем полностью отдалась ей, доверилась так, как никогда никому не доверялась. Никому, даже самой себе. Вернее, той части себя, которую она определяла своим «я». Тьмы как отсутствия внешнего света она не боялась прежде – свет неизменно оставался с ней, пребывая в виде надежды или любви в ее душе, не испугалась и сейчас…». Но это оказалось не самым страшным испытанием…
Дядюшка рассказывает героине, что она – талантливая певица, и голос у нее и впрямь прекрасный. И вот едва придя в себя, девушка попадает в круговорот темных страстей шоу-бизнеса. А там слишком много опасностей. «Твоя задача довести их до состояния «слишком поздно». Да, и не забывай вовремя разжигать интриги внутри коллектива, ведя каждого на его собственном крючке. Делай их врагами друг другу, используя их лучшие качества. Пусть они ощущают себя жертвами обмана и несправедливости. Зависть и ревность – прекрасная пища не для создателя, но для разрушителя…». Вот только помимо обычной зависти и ревности к чужому успеху в этом мире противоборствуют неземные силы, а злой и добрый продюсеры проявляют не только соответствующие особенности человеческих характеров, но и свою глубинную сущность, ангельскую и демоническую. Среди околосценических скандалов и интриг решается судьба мироздания. Чье слово, чей выбор, сделанный в последний момент, окажется решающим?

картинка samokat_book
Аида Арье. Баскетболист и Нелли
В этой проникновенной книге каменные джунгли современного мегаполиса предстают такими, какими их видят четвероногие герои – бездомные псы. Повествование развивается вокруг судьбы двух таких собак, имена которых и вынесены в название романа. Город жесток, и выжить в нем нелегко, даже ориентироваться среди панельных высоток – изрядное искусство. «Присев рядом с одним из абсолютно одинаковых подъездов Нелли приготовилась упорно ждать… В конце концов, если ей суждено здесь жить, необходимо будет хорошенько изучить эту территорию. Нелли родилась и всю жизнь провела в центре города, где на каждом метре высился либо старинный особняк, либо современное офисное здание. В любом случае от Рыжей, жившей где-то на окраине, ей было известно о спальных районах самое главное – тут можно полагаться только на собственный нюх. Отличить окружающие тебя здания или улицы одну от другой визуально – дохлый номер. Жизненно необходимо внюхаться в каждый угол своей территории, чтобы суметь отыскать её даже с закрытыми глазами…».
Однажды собаки спасаются от холода в подвале, где обитает стая кошек, и оказывается, что не всегда это просто временное перемирие традиционных недругов. В своем время Баскетболиста-щенка отогрела и выходила кошка. У бездомных животных в книге даже есть свои легенды. Одна из них повествует о прекрасном замке Сфорцеско, который стоит где-то в теплых странах и дает приют многочисленным «вольным котам и кошкам», окруженным восхищением туристов и заботой музейных смотрителей. И это, кстати, не такая уж и сказка – замок, архитектурно похожий на московский Кремль, существует в Милане, кошки в нем действительно обитают и благоденствуют. Но для Баскетболиста и Нелли несбыточной мечтой кажутся даже воспоминания о том, что люди и собаки сообща охотились и защищали дом от хищников. В книге хватает примеров безжалостного отношения людей к животным, и тем острее звучит тема милосердия и гуманизма.

картинка samokat_book
Ольга Покровская. Ангел в зеленом хитоне
Сборник рассказов и повестей, призванных напомнить нам о потерянной – быть может, не навсегда, еще можно все исправить? – способности смотреть на мир чистым детским взором, понимать душу не только людей, но и братьев наших меньших. Да и просто любить без всяких условий, без выстраивания отношений по подобию бизнес-плана. Автор описывает мир современного мегаполиса, холодную стремительную суету, жестокое равнодушие друг к другу, к самым близким, что уж говорить о сострадании к несчастной собаке или внимании к детским фантазиям. Вот молодая мама с маленькой дочкой в рассказе «Орел Варя» - она давно забыла о том, что такое прислушиваться к детскому лепету. Если ей вообще кто-то когда-то объяснял, насколько это важно… Мама грезит о другой жизни, где не надо бегать с один частных уроков на другие, не надо напрягать последние силы ради выживания. Ей плохо, одинокой и страшно, но она не останавливается, что бы осознать – как это может быть одиноко рядом с чудесной дочкой, пусть даже та временами неуклюжа?
Силы уходят на жажду встречи с современным принцем, который непременно и единым махом решит все проблемы до единой, после чего начнется та самая другая жизнь. «До встречи с Марком оставалось ещё четыре часа. Люба вернулась домой и размазала время между мытьём головы и подготовкой к уроку, напрягая все силы души, чтобы не выпасть из настроения. «Даже не сомневайся, пробьёмся! Будут любить! И не какие-нибудь придурки, а нормальные, нормальные, Варька, люди!» — декламировала она вслух, хотя и знала подспудно — сколько ни упирайся в добычу любви, этот сладостный дар не выбьешь упрямством. Его приносят феи. Но, быть может, удастся приманить этих существ на воздушные лакомства — духи, стихи, мечты?..» А девочка тем временем от отчаяния воображает себя Орлом из мультика или пытается, надев чужую одежду, превратиться в избалованного, окруженного даже чрезмерным вниманием ровесника. Почему мы без потрясений, без ужаса потери не видим тех сокровищ, которыми нас уже одарила судьба?

картинка samokat_book
Денис Соколов. Грешники
В новой книге известного драматурга и философа, лауреата престижных литературных наград представлены драматические произведения, в которых древние вечные истины и традиции тесно переплетаются с актуальными проблемами дня нынешнего. Волнующие многие поколения людей вопросы рассматриваются в коротких, увлекательных пьесах, где гармонично сочетаются обычные житейские истории и прикосновение к разгадке тайн мироздания. Например, что будет, если, как это описано в пьесе «Метка», в современность привнести древний восточный обычай оставлять особую метку на теле умершего, чтобы можно было найти его в следующем воплощении? «И что, по этим отметинам люди на самом деле могли найти своих родственников в их следующей жизни? - Конечно. Да и сама я появилась на свет только благодаря этому…». Но пронесенная через перерождение любовь быстро отступает перед расчетом и погоней за выгодой. Ведь теперь можно оставить наследство не родственникам, а самому себе в будущем воплощении. И это сразу породит новые проблемы в семейных отношениях людей, давно забывших о настоящей душевной близости. «Прежде люди знали что умрут, и все равно хапали! Но тогда они хотя бы оправдывали себя тем, что хотят оставить свое добро детям. А теперь они хапают с утроенной силой, делая запасы для следующих жизней. Уже ничего не берется в расчет: ни дети, ни мораль, ни совесть. Все словно потеряли разум! Это просто какая-то деградация! - Успокойся, называй это, как все, прогрессом».
И всё равно главное место в панораме эмоций и страстей, которую автор разворачивает от одного произведения к другому все ярче и обширней, занимает любовь. Даже в ироничную пьесу «Если черту отпилить рога…», повествующую о посмертном бытии диктаторов, революционеров и завоевателей, вкраплена любовная история Мерлин Монро и Роберта Кеннеди: «…Если вы это обо мне, то я согласна и на ад, только бы точно знать, что мой Роби там…
В каждом произведении сборника снова и снова поднимаются важнейшие темы нашего бытия – поиск смысла человеческой жизни, обретение гармонии с окружающим миром. Ведь эти понятия важнее богатства или власти, даже если на первый взгляд такой вывод не очевиден. Однако даже всесильные правители неминуемо задумываются о природе подлинной радости и своей отгороженности от нее.

картинка samokat_book

Иван Фастманов. Здесь нет дома

Этот сборник рассказов и повестей, созданных талантливым прозаиком, приглашает читателя в захватывающее странствие по лабиринтам и тайникам человеческой души. Мы следуем за героями, которые по собственной воле, однако вполне, на первый взгляд, случайно, а то и ведомые неподвластными им обстоятельствами, но все же сделали первый шаг на пути в неведомую даль. Эта дорога вполне способна привести к гибельному итогу, но иногда где-то там, за поворотом, горизонтом или просто за углом ожидаемо должен быть свет. Он просто обязан там сиять… Но автор оставляет нас наедине с собственным воображении и мыслями, пробужденными его сложнейшими, многослойными текстами, предоставляя самостоятельно довершать необходимую работу души. Что будет если человек, живший, видимо, обычной для большинства наших современников жизнью, вдруг придет в себя, как это случилось в рассказе «Тоннель», на пустынной, полутемной станции метро без выхода и названия? Отважившись спуститься на рельсы и идти от фонаря к фонарю, он обретает, пока еще в душе, тот самый свет в конце тоннеля: «Теряя ориентацию в пространстве и переставая понимать, продолжаю ли я все еще двигаться вперед, я непременно оглядывался. Окошко спасительного света давало мне представление о расстоянии, которое я преодолел, дарило уверенность и надежду на вызволение из плена».
Но вот на стене начертано «старт» - неужели это игра, неведомо чья? И вскоре возможности идти не будет, только бежать, на считанные секунды опережая грохочущий поезд и успевая укрыться в редких стенных нишах… «Я сидел на бетонном полу и наслаждался покоем, не помышляя ни о поездах, бесконечно бегущих в темноте, ни о людях, бегущих к свету. Просто радовался, что проносящимся одна за другой стальным глыбам меня не достать. Радовался немногочисленным предметам, которые мог рассмотреть».
А провинциальный блюститель порядка («37 Geminorum»), привыкший расследовать банальные кражи и драки, вдруг оказывается втянут в круговорот поистине вселенских сил. И у него, у этого вполне обычного, традиционного для нашей классической литературной традиции «маленького человека», уже нет выбора, принимать или нет на свои плечи всю тяжесть открывшегося знания и близкой опасности… Автор искусно переплетает элементы разных литературных жанров, добиваясь особой психологической достоверности и выразительности.

картинка samokat_book
Елена Степанян. Царский выбор
Два мира соседствуют в этом произведении. Мир удивительной старинной, поистине легендарной чистоты, где ходят по овеваемым теплыми ветрами дорогам мудрые и кроткие Божии странники, а прекрасная дева встречает своего суженого, и узнают они друг друга с первого взгляда. И мир жестокий, грязный и циничный, где цель оправдывает средства, а судьба и жизнь человеческая ничего не значат, если нет им места в планах сильных мира сего. И переплетены и эти миры так, что не разделить их, хорошо, если различить границу удается…
Итак, начало царствования государя Алексея Михайловича. Молодой царь желает не только править по справедливости, а потому негодует на алчность и самоуправство бояр, но и жену намерен избрать по любви, а не по расчету, подкрепленному волей наставника и попечителя, всесильного боярина Морозова. Но до поры, до времени все идет по плану – организованы подобающего размаха смотрины, по всем городам и весям царские посланцы разыскивают самых красивых девушек. Хотя все знают, что Морозов предназначил в царицы дочку князя Милославского. И вот боярин Пушкин находит для царских смотрин в городе Касимове девицу небывалой красоты – Евфимию Всеволожскую. Несмотря на все ее очарование, никто поначалу не питает особых иллюзий насчет дальнейшего – вот пройдут смотрины, женится царь на Милославской, а касимовскую красавицу, рассуждает Пушкин, можно будет за собственного племянника сосватать. Но тут уже вмешивается судьба, и Алексей, едва увидев Евфимию, влюбляется в нее. А она, скромная до смиренности, узнает в нем суженого, который являлся ей в мечтах и грезах. Негодует Морозов, злорадствуют его многочисленные недруги… Но не таков всесильный боярин, чтобы с крушением своих планов смириться, он сделает все, чтобы их осуществить. Даже если ценой этого будут разбитые сердца и искалеченные жизни.

картинка samokat_book

Марифат М.Хади. Коранические науки

Уникальное научное издание, вышедшее при участии Фонда исследований исламской культуры, посвящено исследованию Корана, анализу арабской письменности VII века, историческим условиям того периода и роли мусульманских философов. Обращая внимание не только на историческую подоплеку собирания Писания, споры теологов на те или иные вопросы, касающиеся исламского богословия, автор исследования уделяет внимание основной сути многовековых исканий истины и, сопоставляя мнения различных ученых, сделать собственные выводы, основанные исторических документах и новых открытиях.
В издании разбирается аргументность внешнего смысла Корана. «Одни полагают, что язык откровения – это язык знаков, который не каждый может постичь, а другие уверены, что это художественное слово, которое и вовсе не описывает действительность. В ответ на эти сомнения мы проведем краткий анализ. С точки зрения лексики, айаты Корана различны, условно их можно разделить на четыре группы: 1. Законы и установления, что связаны с поведением людей и упорядочиванием их социальной жизни. Айаты этой группы абсолютно ясны и понятны. Так как люди, для которых они предназначены, должны хорошо понять, чтобы их правильно соблюдать… 2. Аллегории и афоризмы. Айаты этой группы, которые приводятся в Коране с целью пробуждения, назидания и наставления людских умов, бывают двух видов. Одни взяты из жизни и наказывают людям извлекать уроки из прошлого…..»
В книге подробно рассказывается о цепочке известных чтецов, которая передавалась из века в век, для того, чтобы яснее понять, о какой разнице в словах и даже звуках, произносимых знаменитыми чтецами Корана и людьми из разных арабских племен, все арабско-мусульманские термины, имена исламских мыслителей и названия сочинений написаны с помощью специальных диакритических знаков. Отдельные разделы посвящены незнакомым словам, словам разных племен и неарабским словам, кораническим притчам и заимствованным из Корана пословицам и поговоркам.

В группу Партнеры Все обсуждения группы
16 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!