27 января 2015 г., 15:02

1K

Роман Джуно Диаса назван лучшим в XXI веке

52 понравилось 31 комментарий 19 добавить в избранное

270115_1-o.jpeg

Смесь «истории, комиксов, научной фантастики и магического реализма» Джуно Диаса заняла первое место среди книг наступившего столетия по результатам опроса американских критиков.

Роман Джуно Диаса Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау , в котором остроумно показывается жизнь страдающего от избыточного веса доминикано-американского ботаника, группа американских критиков признала лучшим романом 21 века, написанным на настоящий момент.

BBC Culture (раздел искусства на международном сайте BBC) провел опрос среди нескольких дюжин американских критиков, с целью определения лучшего романа, написанного в наступившем столетии. Всего экспертами, в том числе и из таких газет, как New York Times, Time magazine, Newsday, Kirkus Reviews и Booklist, было названо 156 книг.

Дальше...

Дебютный роман Диаса занял высокие места в большинстве представленных списков, по информации сайта BBC.com, а его героя, латиноамериканца Оскара Вау, «безнадежного фаната научной фантастики и фентези» и отчаявшегося девственника, сравнили с Портным Филипа Рота и Кроликом Джона Апдайка. Сравнение принадлежит одному из опрошенных критиков, драматургу Греггу Бэрриосу, отозвавшемуся о романе следующим образом: «Получившаяся у Диаса искусная смесь доминиканской истории, комиксов, научной фантастики, магического реализма и примечаний абсолютно потрясна». Другой критик, автор Ригоберто Гонсалес, считает, что этот роман «дает новую жизнь вопросам «А кто такие американцы?» и «В чем заключается опыт Америки?»

Вторым стал роман Эдварда Джонса Изведанный мир , действие которого разворачивается в 19 веке. На его страницах освобожденный раб, сам ставший рабовладельцем, умирает на своей собственной плантации. Третьим же стал роман Хилари Мантел Волчий зал , повествующий о жизни Томаса Кромвеля. «Я никогда не чувствовала себя настолько погруженной в мысли героя, и это несмотря на разделяющие нас годы и расстояния», говорит Мэри Энн Гвинн, книжный редактор Seattle Times. Продолжение романа, «Внесите тела», принесшее британскому автору премию Букера, также получило высокую оценку, но так и не вошло в первую дюжину.

Gilead , история Мэрилин Робинсон о Джоне Эймсе, священнике небольшого провинциального городка в Айове, заняла четвертое место. Карен Лонг, распорядитель книжной премии Anisfield-Wolf, считает, что ее «будут читать и через сотню лет».

Роман Поправки Джонатана Франзена стал пятым, названный «изумительным третьим по счету романом автора — с потрясающими героями, языком и манерой повествования».

Также в список вошли дебютный роман Белые зубы Зэди Смит, история о гермафродите Каллиопе Стефанидесе, рассказанная в романе Средний пол Джеффри Евгенидеса, Искупление Иэна Макьюэна и Половина желтого солнца Чимаманды Нгози Адичи, действие которого разворачивается в рамках конфликта в Биафре. «Американа» Адичи и «NW» Смит также вошли в двадцатку, в которую, помимо этого, входят и три романа на иностранных языках: Аустерлиц В. Г. Зебальда, 2666 Роберто Баланьо и «My Brilliant Friend» Елены Ферранте.

Однако в список не вошли некоторые самые ожидаемые романы, начиная с последнего романа Франзена «Свобода» и заканчивая «Щеглом» Донны Тартт. Вместо этого, критики BBC Culture закончили список «12 лучших романов 21ого века» дебютным романом Billy Lynn’s Long Halftime Walk Бена Фонтейна, выделяющимся, по словам Стивена Келлмана, своим «истинным мудрым весельем», Время смеется последним Дженнифер Иган и Приключениями Кавалера и Клея Майкла Чабона. Донна Симан, главный редактор Booklist назвала последний «превосходно написанным, эмоционально насыщенным и нравственно и исторически глубоким романом».

По итогам, топ-12 выглядит следующим образом:

1. Джуно Диас Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау (2007)
2. Эдвард П. Джонс Изведанный мир (2003)
3. Хилари Мантел Волчий зал (2009)
4. Мэрилин Робинсон Gilead (2004)
5. Джонатан Франзен Поправки (2001)
6. Майкл Чабон Приключения Кавалера и Клея (2000)
7. Дженнифер Иган Время смеется последним (2010)
8. Бен Фонтейн Billy Lynn’s Long Halftime Walk (2012)
9. Иэн Макьюэн Искупление (2001)
10. Чимаманда Нгози Адичи Половина желтого солнца (2006)
11. Зэди Смит Белые зубы (2000)
12. Джеффри Евгенидес Средний пол (2002)

Замыкают список следующие романы:

13. Чимаманда Нгози Адичи Americanah
14. Винфрид Георг Зебальд Аустерлиц
15. Elena Ferrante «My Brilliant Friend»
16. Алан Холлингхерст Линия красоты
17. Кормак Маккарти Дорога
18. Зэди Смит NW
19. Роберто Баланьо 2666
20. Ширли Хэззард The Great Fire

А что вы можете сказать о данном списке? Согласны ли вы, что эти романы - лучшие в наступившем столетии?

Автор: Alison Flood
Перевод: octarinesky
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
52 понравилось 19 добавить в избранное

Комментарии 31

Эээ...эээ...а "Облачный атлас", например? И The Luminaries , с которыми все носились? Хоть один Джулиан "британское всё" Барнс? Интересный список. С "Искуплением" согласна, Евгенидес масштабный, но ужасно скучный, и жаль, что Каннингем в "нулевых" не написал ничего столь же хорошего, как в 90-х.

Seterwind, Список и мне показался достаточно загадочным. С другой стороны, то, что в тренде у нас, совсем не обязательно столь же популярно за границей. Да и списки от критиков не всегда имеют точки соприкосновения с реальностью.

octarinesky, Как раз зашла дописать, что простой народ как зачитывается Кингом, так и будет зачитываться лет через 200, а про Оскара Вау кто там вспомнит :) У меня с этой книгой интересная история была - хотела я её купить, но продавец меня отговорил (!) Не берите, говорит, уж больно отзывы плохие :)) Я потом, конечно, пожалела, что не купила, а после этой статьи вдвойне прочитать хочу.
А в целом радует, что большая часть списка у нас переведена. То есть, мы всё-таки в курсе трендов (в понимании критиков).

Seterwind,

радует, что большая часть списка у нас переведена

Вот то же самое подумала :)

Seterwind,

Как раз зашла дописать, что простой народ как зачитывается Кингом, так и будет зачитываться лет через 200, а про Оскара Вау кто там вспомнит :)


Я бы сказал, что будет наоборот. У читателя память короткая) Уже никто не помнит ни Булгарина, ни Гейнце, ни Поля де Кока, ни Вербицкую, которыми зачитывались в 19-ом веке (первыми тремя) и начале 20-ого (последней).

Хотя Дюма-отцу и Эжену Сю повезло больше, чем Полю де Коку) Так что исключительные случаи бывают и массовой литературе, может и Кингу повезет. Классиками начинают считать скорее благодаря как раз экспертам - филологам, критикам, литературоведам. А Диаса эксперты ценят:)

sibkron, Перечисленным вами литераторам не повезло - у них не было кинематографа :) Произведения Кинга соперничают по популярности с их экранизациями, среди которых есть вполне себе претендующие на классику, так что есть шанс, что "король ужасов" все же останется в памяти немного дольше.

А что вы думаете о представленном списке? Действительно ли перед нами новые классики или все же кто-то не дотягивает?

Seterwind, В основной массе это ещё не классики. Из тех кого читал. Несомненные классики - Кормак Маккарти (правда, "Дорога" - не самый любимый мной роман, это такой Маккарти-лайт), Мерилин Робинсон (читал другую, уже ставшую классикой вещь - "Домашнее хозяйство"), Зебальд ("Аустерлиц" - несомненно вещь сильная).

Макьюэн - крепкий беллетрист, читать его всегда интересно. "Искупление" - хороший роман. Роман Адичи также очень хорош.

Остальных авторов пока не читал, но в планах они у меня есть)

sibkron, Спасибо, любопытно. Я у Маккарти как раз только "Дорогу" и читала, но она отодвинула другие его книги в конец очереди на прочтение. Хотя мне очень понравилась экранизация "Старикам тут не место". А у вас какой его роман любимый?

Seterwind, "Кровавый меридиан" - самый любимый, после него "Старикам тут не место" и "Пограничная трилогия".

Коэны в экранизации очень близко передали суть романа) Мне фильм "Старикам тут не место" тоже очень нравится)

Seterwind, Когда работал консультантом в книжном, тоже порой приходилось отговаривать покупать книги, предлагая ту, которая мне больше понравилась))) Человеческий фактор!
НО я рад, что жизнь Оскара Вау перевели. Франзен дочитан, пришло время Диаса...)

А они читали русские, зарубежные романы, думаю этот список действует для англоязычных народов.

Но все равно интересно.

monfils, А что достойного в русской литературе появилось в нулевых, на ваш взгляд?

monfils, Вы этим критикам как бы предъявили претензию, что они только англоязычную литературу читают, вот я и предположила, что вы знаете какие-то произведения на других языках, которые они обошли своим вниманием. А вы, получается, просто так это сказали?

Seterwind, Я уверен что помимо этих книг есть более достойные кандидаты, я знаю вы расстроились моим "просто так сказал".

monfils, Просто я мало современного русскоязычного читаю, надеялась на рекомендацию "самого-самого" от более сведущего читателя, а тут такой облом :)

Роман Поправки Джонатана Франзена стал пятым, названный «изумительным третьим по счету романом автора — с потрясающими героями, языком и манерой повествования».
Серьезно? Это 800-страничное нытье с абсолютно каменными безликими персонажами? :0

alicetrip, Для вас это нытье с каменными персонажами, а для кого-то шедевр.

alicetrip, "Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь"

951033, Ага. Только вот, судя по оценкам, не я одна. У книги достаточно плохая статистика)

alicetrip, С одной стороны бутерброда - да, это просто семейная сага, а любая семейная сага может показаться нуднятиной с никакими персонажами и вообще сериал.
А с другой стороны бутерброда - прочитать бы роман по второму разу всем нам лет так в восемьдесят)
Я сам Поправки три раза откладывал на несколько месяцев, не шло, но добил-таки

Иган, Чабон и Франзен - авангард мериканской литературы, рад за них

951033, Ну уж не авангард) А они уж давно в мейнстриме. Авангард - это вон Роберт Кувер со Стивеном Диксоном, или Рональд Сакеник, ДФУ, Рик Муди, Николсон Бейкер, Марк Данилевски (если, конечно, не придираться к слову Авангард, которое терминологически в искусстве может обозначать другое).

sibkron, Не, у меня авангард военный. Скажем так, авангард американцев в российском книгоиздательстве 2010-х.
Не слышали ли никаких новостей о переводе 2666?

951033,

Не, у меня авангард военный. Скажем так, авангард американцев в российском книгоиздательстве 2010-х.


Если так, то да:))

Не слышали ли никаких новостей о переводе 2666?


Не, новостей нет. Corpus на "Диких сыщиков", видимо, тоже забил, права на них тож давно уже скисли)) Не знаю, чем они думали, когда выпускали "Третий рейх" и "Шлюх-убийц". Надо было сразу с известных типа "Сыщиков" (раз уж права на "2666" тогда были у Рипола))

sibkron, Мне почему-то кажется, что 2015 будет по-хорошему богат на долгожданные новинки. Корпус уже сказал, что в ответе за новых Уэльбека с Эко с октябре, двух новых Симмонсов со дня на день обещают, сейчас и Франзена кто-нибудь подхватит

Че-то радуюсь я за Евгенидиса. Литература моего отрочества, эх!

Читала из списка только "Аустерлиц" Зебальда" и он совершенно великолепен!

Для меня лично мнение американских критиков вообще не играет (любых других, впрочем, тоже). Что это за профессия вообще - критик? Ладно еще литературовед, да и то одного научного анализа недостаточно. Обычно все решает человеческий фактор: нравится/не нравится. В этом ракурсе мнение критика ничуть не авторитетнее мнения рядового читателя. А отзывы вышеупомянутых критиков на обложках книг (газетные кричащие фразы и словесная мишура) вызывают у меня тошноту и полностью дискредитируют оных. Зацените, к примеру, на книгу "Мятежные ангелы" Робертсона Дэвиса: "brilliant ... miraculous discovery ... a glittering extravaganza of wit, scatology, saturnalia, mysticism and erudite vaudeville ..." Ппц какой-то... Интересно, как бы это прокомментировал сам Дэвис, который (далее цитаты из его работ) "пропагандировал прозу безо всяких украшательств" ... "он требовал, чтобы мы писали сочинения "ясным стилем", как он его называл. Этот стиль, говорил он, куда быстрее выдает глупость, нежели более вольная манера" ... "Рамзи всегда говорит, что если вы понимаете, о чем говорите, то все может быть выражено "ясным стилем". Прочее - это "барочный стиль" (который, как он говорит, не годится для большинства людей) или "жаргон", а это, по его словам, уже дьявольские козни".

Если по теме, насчет Макьюэна соглашусь с sibkron'oм:
крепкий беллетрист, читать его всегда интересно. "Искупление" - хороший роман

Из остальных знакома лишь с Роберто Боланьо. 2666 еще не читала, но его произведения "Далекая звезда", "Чилийский ноктюрн" и сборник "Шлюхи-убийцы" произвели на меня огромное впечатление, и, если ставить своих любимых писателей в ранг "лучших в 21 столетии", то тут я полностью солидарна с американскими критиками :)

Читайте также