5 мая 2014 г., 17:44

282

Интернет вредит способности читать вдумчиво

35 понравилось 9 комментариев 4 добавить в избранное

050514_3-o.jpeg Фото: Elliot Nevills

Специалисты предостерегают: по-видимому, у людей сейчас формируется «цифровой мозг» — новые цепи нейронов, отвечающие за чтение информации «по диагонали» в интернете, повествует The Washington Post. Этот альтернативный способ конкурирует с традиционными механизмами вдумчивого прочтения, сложившимися за несколько тысячелетий, поясняет журналист Майкл С.Розенуолд.

«Боюсь, что наша манера поверхностного чтения в течение рабочего дня влияет на нас, когда нам нужно более глубоко обрабатывать прочитанное», — говорит Марианн Вулф, когнитивный нейролог из Университета Тафтса, один из ведущих специалистов по механизмам чтения в мире.

Важно разобраться, чем именно различаются чтение в сети и на бумаге. По некоторым сведениям, текст на бумаге легче усваивается. Звучат опасения, что у маленьких детей, которые легко управляются с электронными гаджетами, может забуксовать развитие навыков вдумчивого чтения.

Дальше...

«Головной мозг пластичен на всем протяжении своей жизни, — говорит Вулф. — Мозг постоянно адаптируется».

В прошлом году Вулф обнаружила, что ее мозг адаптировался не так, как бы ей хотелось. Просидев весь день в интернете и просмотрев сотни электронных писем, она раскрыла «Игру в бисер» Германа Гессе — и обнаружила, что читать не может. «Пробраться через первую страницу — это была просто пытка. Я не могла заставить себя читать помедленнее — перепрыгивала через строчки, высматривала ключевые слова, организовывала движения моих глаз так, чтобы собрать максимум информации в максимальном темпе. Я возненавидела себя», — рассказывает Вулф.

Головной мозг изначально не был предназначен для чтения, но с появлением письменности адаптировался к этой задаче, поясняет автор. Пока не появился интернет, чтение было преимущественно линейным — страница за страницей.

В интернете все иначе. «Поскольку там повсюду масса информации, гиперссылок, видеозаписей рядом с текстом и интерактивных элементов, наш мозг ищет «короткие пути» — просматривает страницы по диагонали, вычленяет ключевые слова, быстро прокручивает текст вверх и вниз. Это нелинейное чтение», — говорится в статье.

Ученые полагают, что у некоторых людей нелинейный способ чтения вторгается и в другие сферы. Когда садишься почитать роман, оказывается, что в тебя уже глубоко въелись «привычки перепрыгивать, кликать, ходить по ссылкам», поясняет журналист Эндрю Диллон (Техасский университет). «Мы вступили в новую эру информационного поведения и начинаем наблюдать ее последствия», — добавляет он.

31-летний финансовый аналитик Брэндон Эмброз упустил из виду несколько ключевых сюжетных узлов прочитанного романа. Оказывается, он просеивал текст в поисках конкретных моментов, совсем как выискивает ключевые факты на работе. «Такое ощущение, что мы больше не созданы для чтения романов», — жалуется Эмброз.

47-летний Рамеш Куруп обнаружил, что ему вообще трудно читать длинные сложноподчиненные предложения в книгах Джордж Элиот, Пруста и т.п. В интернете фразы обычно короче, а дополнительная информация содержится в гиперссылках, говорится в статье.

Вулф подтверждает: многие современные студенты в США не способны читать классику XIX-XX века — «то ли не хотят, то ли не могут иметь дело со сложным синтаксисом и построением фраз».

Вулф сетует, что современные люди утрачивают сложный синтаксис, а ведь это «отражение наших запутанных мыслей». «Боюсь, мы утратим способность выражать сложные мысли или читать сложную прозу».

В 2012 году в Израиле был проведен эксперимент: студенты инженерного факультета должны были за ограниченное время прочесть один и тот же текст на мониторе и на бумаге. Студенты полагали, что лучше усваивают информацию с экрана, но оказалось, что с бумажным текстом понимание и изучение идет легче, сообщает корреспондент.

Ученые отмечают, что оба способа чтения имеют свои плюсы, и мозг в потенциале может освоить оба.

Вулф советует одновременно учить детей «медленному чтению» бумажных книг и погружать их в мир цифровой информации. Свой мозг она тоже тренирует: заставила себя все-таки прочесть «Игру в бисер». «Я потратила две недели, но к концу второй недели более-менее выздоровела и смогла получить удовольствие от чтения».

В разделе «Новости» можно подписаться на уведомления о новых постах — на первой странице, в правом верхнем углу.

Источник: Washington Post
В группу Новости Все обсуждения группы
35 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 9

я пытался затронуть это тему в форуме... речь шла о играх на лайфлибе

на самом деле интернет провоцирует переход на клиповое сознание

я провожу большую часть свободного времени в и-нете или в книге, не замечала за собой таких интересных симптомов.

lakony, Для того, чтобы почувствовать разницу, нужно недельки на 2 отключиться от сети. Эффект невероятный, будто еще один уровень восприятия возвращается.

daos, конечно и такое иногда бывает. когда ноут ломается. но разница не кардинальна

lakony, А какие симптомы были замечены?

777777, Способности читать вдумчиво точно не вредит

Прочитала эту статью и крайне удивилась.
Лично я постоянно сижу в Интернете, а также постоянно читаю с экрана то статьи, то книги.
Единственное, что заметила в разнице с чтением бумажных книг и электронных, что запоминание привязывает событие книги к левой или правой странице и к положению строки на странице. Все. Это легко воссоздается на экране при перелистывании текста "постранично" (кнопочки для этого есть Page Up и Page Down).
Давно забила на бумажные книги, их таскать за собой сложно и тяжело, и заметила, что при диалогах с фанатами произведения я вспоминаю больше мелочей, чем они, и могу систематизировать полученные из книги данные. Легко вспоминаю необходимые для поднимаемой темы фразы персонажей или автора.
Так что проблема не в способах, а в тех, кто эти способы использует.

Синдром дефицита внимания и интернет-зависимость.
Этого мало?

Читайте также