Больше рецензий
6 марта 2012 г. 23:49
692
2
РецензияМоре, море… Сам автор говорит о том, что есть три типа людей: те, кто живут в море, те, кто тонут в море, и те, кто возвращаются живыми. Три части крошечного романа (?) Барикко так и можно условно озаглавить.
Часть первая. Те, кто живут в море. Дышат морем, рисуют море морем, море-море-море-море-море-море (грека через реку), повторять, пока это не превратится в два бессмысленных слога. Первая часть не понравилась мне вот просто жуть как. Нарочитое, пафосное, чересчур утрированно романтическое повествование, периодически прерывающееся ванильными полупонятными «афоризмами», которые словно специально слеплены для туманных статусов в контактике, не очень при этом опираясь на основной текст романа. Все эти «он рисует море морем, так что остаётся только белый холст, пропитанный солёной водой» — ну просто удавиться веником, какой безумно богатый символизм. Создаётся впечатление, что все эти стереотипы-символы автор просто эксплуатирует, а эмоций в текст он впихивает такое зашкаливающее количество, что поневоле начинаешь ими давиться. К счастью, тут срабатывает право чтения по Пеннаку, и мозг автоматически начинает пропускать некоторые убаюкиващие пассажи.
Впрочем, есть и хорошее. Сюжет при большом желании можно в этом море воды откопать, он довольно интересный, да и некоторые детали вполне себе ничего. Даже если не рассматривать подробно архетип моря и всеобщую на нём зацикленность, то линия про составление энциклопедии пределов — очень интересная. Энциклопедия пределов — это ведь энциклопедия ограниченности. А тут ещё сингулярность притаилась прямо на морском берегу.
Коротко: на огонёк таверны на морском берегу начинают слетаться странные товарищи. Море-море-море.
Часть вторая. Те, кто в море тонут. Вот в этой части у меня почти шок: она прекрасна. Не без минусов и пафосной стружки, но моя воля — я бы её вынула к чертям из этого романа и опубликовала отдельно. Совершенно другой стиль повествования, плотный, от первого лица, предельно насыщенный… Вот это — годный романтизм.
Коротко: трагичная история морского бедствия, рассказанная несколькими очень тесно связанными персонажами.
Часть третья. Те, кто из моря возвращаются. Ну, или не возвращаются, как показывает конец. Третья часть привязывает к повествованию такую чужеродную вторую, а затем плотно затягивает узлы и обрезает лишние болтающиеся сюжетные нитки. Впрочем, некоторые нити так и остаются болтаться не при делах — зачем их автор вообще вводил? Автор так старательно прячет смысл всего этого действа, что и искать-то его не хочется. Удивительно: загадка, которую совершенно не хочется разгадывать, хотя на ней и висит такая большая блестящая записка «Ну разгадай же меня!»
Коротко: объясняет, кто такие персонажи из второй части, часть персонажей погибает, часть персонажей не погибает и продолжает заниматься странной ерундой по-новому.
Кто же всё-таки жил в комнате нумер семь? Не сам ли автор?
Вот эта линия про «я вернусь и убью твоего любимого человека, чтобы ты страдал в точности, как я, потому что ты убил моего любимого человека» — ну это фу и дёшево. Это моя самая любимая сюжетка в романе, и так бездарно и стереотипно она закончилась Т___Т
Увы, совсем не моё. Объективно эта книга получше двух звёздочек из пяти, но я ставлю субъективные оценки, не понравилось.
Комментарии
О как. Я за вторую часть влепила пятизвездие, ибо она шедевральна. Ну и за общий настрой, вот именно это бесконечное мореморемореморе.
Если б только вторая часть была — я бы её в любимое занесла =)
А вот представь ее отдельно, без окружения всех этих сказочных чудиков. Совсем другой эффект был бы. А так, на фоне моря, нарисованного морем, детишек, пастора и кто там еще был вот это самое "Первое - это мое имя" бьет по мозгам гораздо сильнее.
И кстати, тебе вторая часть "Террор" не напомнила?
Хм, ну, не знаю... Я не люблю фон и эстетизм ради эстетизма.
Чуть-чуть поначалу, но когда попёр вал эмоций — перестала напоминать.
Ага, а для меня сила была именно в контрасте. Не зря вспомнила про "Террор", ибо по силе воздействия они получились одинаковыми. А вот если взять отдельно вторую часть, то "Море-океан" не дотянул бы.
Эффект "Террор" - в постепенном погружении; "Море-океана" - в контрасте и противопоставлении. Как-то так.
по-моему оно звучит как: море-море-море-ужас-страх-море-море-море-смерть-любовь-море-море-море (к хронологии не придираться, я читала очень давно. помню, что именно ужас-страх-смерть меня тогда ах как впечатлили)
Меня тоже =)
Моё субъективное мнение по поводу рецензии:
Красиво написано :) описала всё хорошо, даже согласен по всем пунктам) но мне вот не хватило твоих рассуждений по книге... Извини, но твоё итого: не понравилось -
- всего лишь моё мнение, может я и не прав, что в такой книге нужно рассматривать какую-то идею или смысл. Может ей и правда нужно только издали любоваться)
"Фу и дёшево" — только про одну сюжетную линию, не про всю книгу итог.
А ты видишь в этой книге идею и смысл? Я цельной такой и не обнаружила. Разрозненные микроидеи (кризис среднего возраста, месть, творчество, ограниченность) есть, а объединяющего стержня так и нет.
для себя могу видеть смысл) для себя любимого) я вижу только это: если боролся, то не проиграл) а они не боролись, сбежали в свою зачуханную тавернушку) и ждали у Моря погоды... фи, реально, чушь)
И в очередной раз нам нравится разное)
Объединяющая идея, правда, ускользает, но если я соберусь перечитать, уверена, со второго раза ее поймаю. Что-то вроде того, что надо уметь пережить, отпустить, не застрять в том, что мерно тебя баюкает (в романе - море, в жизни - болото повседневности или же трясина саможалости).
Мне, кстати, не показалось, что фу и дешево, потому что это была сама Анн Девериа (если правильно пишу имя).
Но спорить конечно тут не о чем)
=)
Я ещё что-нибудь у Барикко почитаю, авось больше понравится.
Да успеется еще. Из нашего клуба кажется я одна уже вошла в барикковский возраст))
смотрю, Барикко тебя топит в море своего очарования, хи))
Мне очень интересно, каким будет отношение/восприятие "Новеченто". Серьёзно.
- прямо мои мысли во время прочтения) первая часть вызвала один сплошной facepalm.
хотя сюжет очень даже, если не заснуть в его поисках.