29 июля 2014 г., 11:11

4K

Forbes: 13 подростковых книг на сложные темы

97 понравилось 37 комментариев 109 добавить в избранное

forbes-o.jpeg

Возможны спойлеры

Писать для детей и подростков сложно. Они не терпят фальши. Они остро реагируют на любые попытки автора навязать свое мнение, на панибратское заигрывание или демонстрацию превосходства. Они отчаянно ищут взрослого собеседника, который будет говорить с ними честно и на равных.

Forbes выбрал 13 детских и подростковых книг на cамые сложные темы, которые помогут взрослым начать непростой разговор. Это истории, которые трогают душу, и талантливо написанная художественная проза тех авторов, которые по-настоящему умеют разговаривать с детьми и подростками. Одни — на языке иллюстраций, как французский художник Серж Блок или тайваньский иллюстратор Джимми Лиао, другие — от лица девочки, неспособной говорить, или мальчика без лица, как американки Шэрон Дрейпер и Р. Дж. Паласио.

1. «Чудо» Р. Дж. Паласио

Дальше...

Издательство «Розовый жираф», 2013. От 12 лет

О чем. Пятиклассник Август Пуллман — хозяин смешной собаки, фанат «Звездных войн» и компьютерных игрушек — должен пойти в школу. В общем, и так непростой момент, но для Августа — совершенно особенный. Дело в том, что Август — мальчик без лица. Из-за сложной генетической мутации глаза, рот, нос и уши на его лице перемешаны так, что сразу и не разберешь, что где. 27 пластических операций мало что изменили. Август, в общем-то, привык, что многие, едва взглянув на него, сразу отворачиваются. Август знает, что вызывает не только жалость и удивление, но и страх, и он по-своему научился с этим жить. Но теперь ему предстоит пойти в обычную школу к обычным детям. Раньше мама занималась с ним дома, но родители, понимая, что не смогут всю жизнь держать его «под стеклянным колпаком», решили отправить Августа в школу.

Американка Рахель Паласио описала первый школьный год Августа, причем по-разному: от лица самого мальчика, тех детей, которые стали его друзьями в школе, старшей сестры Августа, которая его очень любит, но тоже переживает сложный момент в своей жизни. У каждого из «рассказчиков» свои взаимоотношения с Августом, и мировоззрение каждого из них меняется с появлением рядом «мальчика без лица». Паласио удивительным образом удалось не сфальшивить и написать невероятно тонкое и точное исследование природы дружбы, воли, страха и, главное, доброты.

Чему учит: «Давайте введем новое правило в жизни… постараемся всегда быть чуть добрее, чем необходимо, и не судить поверхностно». Эта книга о том, как любить «не такого» ребенка, как принимать себя и других. Напоминание, что мужество, чувство юмора, доброта и дружба способны творить чудеса. А родители Августа — прекрасный пример того, как слушать и слышать своих детей, признавать свои ошибки, проявлять жесткость, когда нужно, и создавать настоящий дом, в который тянутся и дети, и их друзья.

Автор. Жительница Нью-Йорка Р. Дж. Паласио всю жизнь придумывала обложки для книг разных писателей, именитых и не очень, воспитывала двоих сыновей и мечтала написать собственную книгу. «Чудо» — ее первый роман. В течение года он возглавлял список бестселлеров The New York Times. Amazon и Barnes & Nobles назвали роман лучшей книгой 2012 года.

2. «Книга всех вещей» Гюс Кёйер

Издательство «Самокат», 2013. От 12 лет

О чем. Девятилетний Томас видит своими глазами совсем не то, что привыкли видеть остальные дети. У него тропические рыбки живут в городских каналах, град сбивает листья с деревьев, а по улицам разгуливают лягушки. Этого не видят остальные — и порой Томасу становится жутко и страшно, а деться совсем некуда. Иногда к нему заглядывает Иисус. «Я очень рад, что ты есть на свете, Томас», — пишет он Томасу на песке. Мальчик растет в религиозной семье: папа после ужина читает Библию, они ходят в церковь, молятся перед едой, а еще... отец бьет мать Томаса.

Чему учит. Как перестать бояться, как научиться защищать свой мир и тех, кого любишь.

Автор: Гюс Кейер долгое время работал учителем, но в итоге стал детским писателем, он автор более тридцати произведений. В 2005 году «Книга всех вещей» была удостоена бельгийской литературной премии «Золотая сова» и стала бестселлером в Европе. В 2012 году Кейер получил премию Астрид Линдгрен за выдающийся вклад в развитие детской и юношеской литературы.

3. «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани

Издательство «Самокат», 2013. От 7 лет

О чем. Фуми Котани только что вышла замуж и пришла работать в начальную школу к детям из промышленного района Осаки недалеко от мусороперерабатывающего завода. Котани сразу выделяется среди других учителей, потому что не хочет формально делать свою работу: она интересуется жизнью учеников, ходит к ним домой, придумывает дневник, где ребята записывают свои мысли и чувства (и как их много оказывается у детей!), заботится о мальчике-сироте Тэцудзо и берет в класс девочку Минако, которая сильно отличается от других.

Чему учит. Как принимать абсолютно разных детей, сочувствовать и переживать, понимать, уметь слушать и слышать, находить общий язык.

Автор. Японец Кэндзиро Хайтани работал учителем начальных классов в течение 17 лет в родном городе Кобэ. В 1974 году написал книгу «Взгляд кролика», которая была номинирована на премию Ганса Христиана Андерсена — главную премию детской литературы.

R._Dzh._Palasio__Chudo.jpg Gyus_Kjojer__Kniga_vseh_veschej.jpg Kendziro_Hajtani__Vzglyad_krolika.jpg

4. «Враг» Серж Блок, Давид Кали

Издательство «КомпасГид», 2014. От 6 лет

О чем: «Враг» — антимилитаристская книжка-картинка всемирно известного французского иллюстратора Сержа Блока. Просто и выразительно нарисованный рассказ о войне, который поражает искренностью и глубиной.

Идет война. В пустыне два окопа. В каждом — по солдату. Их научили обращаться с оружием и ненавидеть противника. Солдат сидит в окопе, изредка стреляет, страдает от холода, голода и одиночества и мечтает вернуться домой. А еще он хочет увидеть лицо врага. Ведь начальники уверяют, что враг жесток и убивает женщин и детей. «Время идет, война все не кончается, — рассказывает Блок. — Наконец, он решает пойти посмотреть, кто же сидит в окопе врага. Переодевается кустиком и ползет к окопу врага. Но там никого нет. Он спускается в этот окоп и обнаруживает там такой же учебник, как у него. С той разницей, что в этом учебнике монстром показан он сам. А главное, солдат находит альбом с фотографиями своего врага, его жены, детей. И думает: «Это же невозможно! У монстра не может быть детей и жены».

The Wall Street Journal называет «Врага» романом «На Западном фронте без перемен» для начальной школы. А по силе воздействия эта простая, но очень глубокая история похожа, скорее, на «Маленького принца» Сент-Экзюпери.

Чему учит. Книга Сержа Блока дает возможность поговорить с детьми о сущности военных конфликтов, о природе насилия, изобретенного человеком. Что важно: благодаря простым и выразительным рисункам талантливого художника и детям, и взрослым становится очевидна не только сама проблема, но и ее решение.

Авторы: Серж Блок — французский художник и иллюстратор, лауреат множества художественных премий, автор книг и комиксов, арт-директор одного из крупнейших французских издательств Bayard. Он создал знаменитого в 40 странах крошечного супергероя Samsam, брата и сестру Макса и Лили, открывающих для себя мир, и других популярных персонажей. «Врага» он нарисовал по тексту писателя Давида Кали. В виде выставки книга объездила весь мир и стала главной современной книгой для дошкольников о бессмысленности любой войны.

5. «Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер

Издательство «Розовый жираф», 2013. От 11 лет

О чем. Трогательная история об одиннадцатилетней девочке Мелоди. Она слышит музыку и видит ее цвета, у нее фотографическая память, она запоминает все до малейших подробностей. Мелоди — одна из самых умных учениц в школе, а еще у нее церебральный паралич, она не может говорить и передвигается на коляске. История рассказана от лица самой девочки: ее мысли, чувства, радости и обиды, детские проблемы и совершенно взрослые переживания. Она делает то, что многим в ее обстоятельствах просто не под силу. Примут ли ее дети? Готовы ли окружающие? Готова ли сама Мелоди?

Чему учит. Задумываться о том, что происходит в голове людей, которые не могут говорить и двигаться, принимать и помогать людям с ограниченными возможностями.

Автор: Шэрон Дрейпер — американская писательница, многократный лауреат премии Коретты Скотт Кинг, школьная учительница и мама «особого» ребенка.

6. «Звучание цвета» Джимми Лиао

Издательство «Манн, Иванов и Фарбер», 2014. От года

О чем: Очень красивое путешествие незрячей девочки по городу. Она идет с белой тростью, спускается в метрополитен, туда, «где не дует ветер, где не льет дождь». Героиня попадает не в тусклый серый метрополитен с вагонами и переходами, а в удивительный волшебный мир фантазий. Вокруг нее огромные чудовища, яркая мозаика, герои сказок, пингвины и собаки, лабиринты, парки, города, ангелы, сады. Она представляет себе совершенно другое измерение, яркий, красочный мир.

Каждый разворот книги можно очень долго разглядывать, находить совсем неприметные мелочи. Иллюстрации завораживают не только детей, но и взрослых: вот героиня плывет на белом лебеде, а вот — летит на крючке подъемного крана, падает в воздух или бредет по зеленому лабиринту.

Чему учит. Никогда не отчаиваться, придумывать окружающий мир и развивать свою фантазию вопреки всему.

Автор: Джимми Лиао — один из самых популярных тайваньских художников наших дней, автор и иллюстратор более 50 книг для детей и взрослых. Они переведены на многие языки мира и удостоены престижных наград. По книгам вышли кинофильмы «Налево, направо», «Звездная, звездная ночь» и мультфильм «Улыбающаяся рыба».

David_Kali__Vrag.jpg Sheron_Drejper__Privet_davaj_pogovorim.j 381460p7990451-l.png

7. «Кузя, Мишка, Верочка.. и другие ничейные дети» Татьяна Губина

Издательство «КомпасГид», 2013. От 10 лет

О чем. Совершенно разные жизненные истории о детях, родителях, сотрудниках детских домов. Сборник рассказов о жизни ребенка-сироты и о переменах в этой жизни после усыновления. Книга — на сложную тему сиротства, но порой забываешь о грусти и искренне радуешься за детей и родителей, которые встречаются в таких обстоятельствах и делают жизнь друга друга ярче.

Чему учит. Сопереживанию, человеколюбию, пониманию и умению взглянуть на ситуацию со стороны. Поднимает важный вопрос усыновления детей.

Автор: Татьяна Губина — семейный психолог, преподаватель, мама трех дочерей. Много лет работала в детских домах Москвы, помогая детям-сиротам найти новые семьи, а семьям — принять ребенка с его нелегкой судьбой. Татьяна записывала то, что видела, в результате получился сборник рассказов, основанных на реальных событиях. Татьяна — преподаватель «Школы принимающих родителей», автор многочисленных статей по теме приемных детей, автор «Пособия для принимающих семей». В настоящее время работает в Центре сопровождения семей.

8. «Мария и я» Мария Гаярдо и Мигель Гаярдо

Издательство «Бумкнига», 2014. От 12 лет

О чем. Рисованная книга о каникулах папы с дочкой на Канарских островах. Марии 12 лет, у нее заразительная улыбка, своеобразное чувство юмора и аутизм. Графическая история о том, какие ежедневные события происходят с ребенком-аутистом, сколько радости он дарит родителям, а также о том, как важно понимать и принимать таких детей. У Марии феноменальная память на имена людей, даже если она видела их один раз, Мария любит плавать в бассейне, но ей сложно самой надевать носки. Когда в конце отпуска девочка засыпает рядом с папой со словами «Ты и я», ему становится сложно представить более прекрасные и простые слова любви.

Чему учит. Принимать «других» людей и детей, пытаться понять их, не стесняться и не бояться, а просто улыбнуться в ответ.

Автор: Мигель Гаярдо — испанский иллюстратор и автор комиксов. За свою карьеру Мигель получил две награды международного фестиваля комиксов Барселоны, две премии общества газетного дизайна, премию «Serra D´Or» за книгу «¿Que le pasa a este niño?» и премию «APIC» за иллюстрации для газеты «La Vanguardia».

9. «Маленькая торговка спичками из Кабула» Диана Мохаммади, Мари Буро

Издательство: «КомпасГид», 2011. От 14 лет

О чем. Французская журналистка Мария Бурро рассказывает историю афганской девочки Дианы. Ей 13 лет, она зарабатывает примерно $2 в день на том, что торгует спичками и платками, и обещает быть телохранителем туристов в Кабуле. Ее день начинается в 4 утра, когда она идет с сеcтрой за продуктами на рынок в 2 часах пути от дома. С сестрой они приносят 14 кг еды ежедневно. В доме нет холодильника, поэтому на рынок надо ездить каждый день. А ртов в доме достаточно: у мамы 14 детей. Отец Дианы уехал на заработки и вестей от него нет, а за дом нужно платить $100 в месяц. После школы Диана торгует на своем участке улицы, вечером — уроки, стирка, готовка, уборка и снова новый день. Совершенно не детский взгляд на жизнь, мусульманские обычаи, особенности культуры, раннее взросление ребенка, политику и историю Афганистана, ответственность, возложенную на хрупкие, но при этом такие сильные плечи.

Чему учит. Заставляет задуматься о социальном неравенстве, о детях, у которых нет детства и которые вынуждены работать с 4 лет на улице, голодать и страдать.

Автор: Мари Бурро – французская журналистка, первая женщина-репортер в Афганистане. Делает репортажи для печатной прессы и ТВ.

Tatyana_Gubina__Kuzya_Mishka_Verochka... Mariya_i_Migel_Gayardo__Mariya_i_ya.jpg Diana_Mohammadi_Mari_Burro__Malenkaya_to

10. «Семейная реликвия» Петр Горелик

Издательство Clever, 2013. От 7 лет

О чем. Повествование ведется от лица пуговиц, пролежавших в бабушкиной шкатулке много лет. Перед читателем разворачиваются страшные события русско-французской войны 1812 года. «Вся Европа лежала у ног нашего императора. Оставалась Россия», — рассказывает французская пуговица Жан о тяжелых боях, ужасах и страхах войны, поедании кирасирами лошадей, пожаре в Москве. Другая пуговица рассказывает о Великой Отечественной войне: быт простых людей, жизнь прославленного Ордена Красного знамени Орловского полка, бомбежки, стрельба, ранения. Петр Горелик, боевой офицер, прошедший войну, рассказывает о войне и одновременно о простых человеческих радостях, показывает судьбы отдельных людей и целого народа.

Чему учит. Отрицанию войны во всех ее проявлениях, тому, что ни при каких обстоятельствах нельзя стрелять в людей.

Автор: Петр Горелик — боевой офицер, полковник, который прошел всю Вторую мировую войну. После войны преподавал тактику в военной академии.

11. «Сахарный ребенок» Ольга Громова

Издательство «КомпасГид», 2014. От 10 лет

О чем. «Сахарный ребенок» — подлинная история девочки Эли, которая в 5 лет вдруг оказалась дочерью врага народа. Ребенок, выросший в абсолютной любви, в благополучной семье со всеми прелестями интеллигентной московской жизни, в одночасье лишается всего и попадает с мамой в Киргизию, в лагерь для членов семей врагов народа. Сложные страницы советской истории конца 1930-х годов показаны сквозь призму детского восприятия и избирательной детской памяти. Маленькая девочка и ее молодая мама сохраняют самообладание, присутствие духа и чувство собственного достоинства, несмотря на серьезные испытания, голод и болезни. И, как ни странно, в жизни в самые отчаянные моменты им встречаются очень хорошие люди.

Чему учит: «Сахарный ребенок» — потрясающий роман взросления и роман-воспитание. История о том, как воспитать в ребенке устойчивость к жизни, которая необязательно окажется легкой. О том, как поступать и чему учить в тяжелых ситуациях, когда привычный мир рушится. То, как и во что играют с Элей в детстве, как взращивают своими поступками чувство собственного достоинства и внутреннюю свободу, достойно восхищения.

Когда в лагере избитая энкавэдэшником девочка в отчаянии спрашивает: «Нас продали в рабство, что ли? Мы теперь рабы?» Мама спокойно отвечает: «Ну что ты, моя хорошая. Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя». И читает ей наизусть балладу Алексея Толстого «Василий Шибанов». Мама вполголоса обсуждает с Элей героя, у которого «душа свободного человека». И девочка признается: «Это было большое облегчение — в книжках это называют «камень с души свалился».

Книга напоминает, как непредсказуема жизнь, и заставляет задавать себе болезненные вопросы: способны ли мы научить своих детей мужеству, смелости, пониманию свободы? Сумели бы вовремя найти нужные слова, прочесть верные стихи, объяснить ребенку суть происходящего? Собственно, с правильно заданных вопросов и начинается поиск ответов.

Автор. У повести «Сахарный ребенок», строго говоря, два автора: Стелла Нудольская — та самая девочка, которую все звали Элей, и главный редактор журнала «Библиотека в школе» Ольга Громова, чье имя стоит на обложке. Они были соседями, жили в одном подъезде. Ольга Громова уговорила соседку записать воспоминания о своей жизни. Стелла Натановна начала писать детскую повесть, но не успела. Так что невероятная по силе воздействия книга получилась из подлинной истории и выполненного обещания. И эта подлинность волнует до глубины души и заставляет переосмысливать свои поступки.

12. «Сталинский нос» Евгений Ельчин

Издательство «Розовый Жираф», 2013. От 12 лет

О чем. Глазами ребенка Евгений Ельчин описал все наше общее советское прошлое, фантасмагорически сжатое в один жуткий день. «Сталинский нос» написан от имени мальчика Саши Зайчика. Утром в школе его должны принимать в пионеры, а Сашин отец, офицер НКВД, который получил «героя» лично от Сталина, должен приехать в школу и повязать галстуки на пионерской линейке. В предвкушении важного и радостного дня мальчик пишет письмо товарищу Сталину и благодарит за счастливое детство. Но детство кончается в ту же секунду. Раздается звонок в дверь. И офицеры НКВД арестовывают папу на глазах у ребенка. Начинается безумная череда событий, которые происходят в течение одного дня. Саша успеет отрепетировать роль отрядного знаменосца, стать сыном врага народа, разбить бюст товарища Сталина и отбить ему нос (отсюда и название), спровоцировать арест учительницы и стать объектом вербовки со стороны агента НКВД. Привычный мир, представления о добре и зле, ощущение устойчивости и справедливости мироустройства рассыпаются в один миг. Из примера для одноклассников ребенок становится изгоем, чье лицо замазывают чернилами на групповой школьной фотографии. В квартиру моментально вселяются соседи, знакомые люди перестают узнавать и разговаривать. Настоящие чувства остаются только в бесконечной очереди родственников арестованных на задворках знаменитого здания НКВД на Лубянке.

Чему учит. Книга ценна тем, что дает повод взрослым — родителям, школьным учителям, работникам библиотек — начать с детьми важный и серьезный разговор о сталинизме и показывает, как это сделать. Автор, к сожалению, снижает градус переживаний, когда превращает описание реальных событий в фантасмагорию, зато нереальность происходящего помогает ребенку пережить весь ужас такого прошлого.

Автор: Евгений Ельчин родился в Ленинграде в 1956 году, а в 1983-м эмигрировал в Америку. В «Сталинском носе» он аккумулировал личный и семейный опыт и написал первую свою книгу, «чтобы мы не забывали, что пережили люди России, чтобы не допускать искажения исторической истины во имя сегодняшней идеологии». В 2013 году «Сталинский нос» стал лучшей книгой зарубежного автора в проекте «Книга года: выбирают дети».

13. «Три твоих имени» Дина Сабитова

Издательство «Розовый жираф», 2012. От 12 лет

О чем. Пронзительная история ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом. Дина Сабитова честно и жизненно рассказывает о том, как может сложиться судьба. Ритка, Марго, Гошка. Три имени — три истории. У Ритки было полуголодное детство в глухом сибирском селе, родители пили и почти не занимались дочкой, но они были. А после страшного пожара девочка осталась сиротой. Марго взяла к себе из детдома школьная медсестра, и девочка очень старается быть послушной, старательной и незаметной. Но приемная семья переезжает в другой город, а «дочку» возвращают в детдом. Гошка уже слишком взрослая, чтобы надеяться на усыновление, но отчаянно хочет снова быть чьей-то дочкой, любимой и родной. И ее мечта о Настоящем Доме, в конце концов, сбывается.

Ритка-Марго-Гошка — одна и та же девочка, Маргарита. Ее истории хватило бы на несколько жизней. Дина Сабитова описывает отдельно каждый этап, предлагая в конце каждой части альтернативный финал. Как могла бы сложиться судьба Ритки, если бы отец выжил; была бы счастлива Марго, если бы приемный отец уговорил жену не бросать девочку и так далее. Эту книгу ребенок непременно должен разделить со взрослым, потому что дети читают сердцем, а юному сердцу непросто вместить в себя правду о несправедливости жизни.

Чему учит. Книга написана так просто и честно, что подросток, который будет ее читать, обязательно задумается о жизни ребенка, потерявшего родителей. О том отчаянии, которое накрывает с головой, когда ты хочешь, но не можешь найти новую семью, где тебя полюбят. Риткина история избавляет от иллюзий «вечного благополучия», от счастья до беды всего один короткий шаг. Но и к счастью тоже есть дорога.

Автор: Дина Сабитова, детская писательница, лауреат премии «Заветная мечта», автор сказочной повести «Цирк в шкатулке», рассказов о Мыши Гликерии и повести «Где нет зимы». У Дины трое детей, причем старшая дочка Люша появилась в семье в 16 лет. Так что Ритка-Марго действительно существует, и финал ее истории оказался счастливым.

Petr_Gorelik__Semejnaya_relikviya.jpg Olga_Gromova__Saharnyj_rebenok.jpg Elchin_Evgenij__Stalinskij_nos.jpg Dina_Sabitova__Tri_tvoih_imeni.jpg

В разделе «Новости» можно подписаться на уведомления о новых постах — на первой странице, в правом верхнем углу.

Источник: Forbes
В группу Новости Все обсуждения группы
97 понравилось 109 добавить в избранное

Комментарии 37

Читала "Привет, давай поговорим". Очень хорошая книга, я была в восторге от этой девочки

Спасибо! Очень полезная подборка.

Подборка, и вправду, замечательная. Но я, прочитав об этих произведениях, захотела повесится... Наверное, детки не так все близко к сердцу воспринимают? Хочется верить...

Magnolia2001, почему-то мне кажется, что к сердцу близко они не принимают ничего, а потом с возрастом появляется какая-то чудинка в голове после перенесенного стресса..

arcana987, не скажите. Я лет в 10 прочитала Сетона-Томпсона и мягко скажем очень близко к сердцу восприняла. Даже не знаю стоило ли мне это тогда читать, но до сих пор при мысли о некоторых его рассказах (особенно о перечитывании их) меня дрожь берет

prrr, О каких именно? Я ребенку заказала книгу его рассказов, они у него все грустные что-ли? До этого только "Снап. История бультерьера" читали.

Gwenhwyfar, у меня была эта книга . В ней есть разные очень рассказы. Например, королевская аналостанка или домино совершенно дивные и подходят практически для любого возраста (ну домино чуть меньше наверное). Серебряное пятнышко немного грустноватый рассказ, но тоже не шокирующий. А вот Виннипегский волк и вулли очень меня помню расстроили. В общем, попробуйте сначала самостоятельно прочитать. К тому же дети бывают в разной степени впечатлительные, я вот, видимо, оказалась тогда очень.

Gwenhwyfar, я на самом деле не знаю, как бы я сейчас их восприняла. Но тогда помню долго плакала и всхлипывала как люди могут быть такими жестокими.
С другой стороны - это кладезь знаний о природе и повадках зверей. В общем, думаю их стоит прочитать сначала самой и понять как воспримет это ваш ребенок)

prrr, Я и сейчас могу заплакать, если читаю или смотрю о бедах животных. А с тех пор, как у меня появилась собака, это вообще клиника. ))
Спасибо за совет, значит сначала прочитаю сама, посмотрим. Хотя историю Снапа племянник воспринял нормально, грустно, но нормально.

prrr, Вот-вот... Поэтому, имхо, надо десять раз подумать, какую книгу ты предлагаешь ребенку или отроку. Я сама - взрослая - люблю сильные и тяжелые книги. При прочтении таких работает душа.
Но у детей еще все неустойчиво, все вновь... Эх, тяжелая тема... для меня.

Magnolia2001, аналогично с фильмами. Вообще мне кажется, что ответственный родитель должен все сначала сам читать, смотреть, проверять и оценивать, как это повлияет на его чадо.

prrr, бесспоррррррно!


Прямо обеими руками за! Только, думается, не всегда родителям это удается. А уж в подростковом возрасте вообще все сложно.

arcana987, Почему же ничего? Ведь Вы тоже были ребенком, неужели Вас ничего не трогало, не волновало, не потрясало?

Magnolia2001, пережила и предательства, и унижения, и потерю близких людей, но тогда я к этому относилась как-то проще.. может я и не права)

arcana987, Я, конечно, с Вами согласна. Дети переживают/впечатляются иначе чем взрослые. Вот моя маленькая дочка боится пятнышка краски на стене на даче, а когда портит случайно какую-то важную для меня вещь, ей абсолютно все равно :) Переживаю я, а пятно краски меня мало волнует...

О, какая подборка, сейчас все добавлю в хотелки))
Уже читала "Чудо", "Взгляд кролика", "Привет, давай поговорим" и "Три твоих имени" - все понравились)

Большое спасибо за подборку!)

Спасибо за подборку! Интересно как подбирали возраст для книг? Например книга "Враг" - от 6 лет? Про себя могу рассказать, что первом классе мне больше всего нравились рассказы про животных и про приключения с вымышленными персонажами. Еще был рассказ про щенка дворняжки, которого забросал камнями мальчик. Наверное в нем говорилось о детской жестокости, но после этого рассказа меня длительное время порядка 3х лет если не больше мучили кошмары... Невыносимо жалко было убитого щенка и мучительные переживания мальчика, ошибка которую он совершил и какую нельзя исправить - все эти вещи никак не выходили у меня из головы.. Как детям читать про войну, про детей-сирот и "особенных" детей я не представляю. Просто исходя из того, что ребенком была более восприимчивой ко всему происходящему.

chiaroragazza, Скажите, пожалуйста, как называется рассказ про щенка?

ViktoriRomashka, К сожалению, не помню ни автора ни название. Рассказ входил в школьную программу по летнему чтению. Пыталась найти через поисковик, не получается :(

ViktoriRomashka, я лично помню довольно жестокий с психологической точки зрения рассказ Леонида Андреева "Кусака"

ViktoriRomashka, Прошу прощения, что вмешиваюсь. "Лапьяпель", судя по описанию, он называется. Сама кошмарами мучилась, запомнила на всю жизнь:) Едва ли его можно найти сейчас, поскольку он был опубликован в каком-то старинном журнале в начале 90-х((

chiaroragazza,

Интересно как подбирали возраст для книг? Например книга "Враг" - от 6 лет?

согласно нормам РФ подросток это 12-17, т.е. переходный возраст. а возраст для книг подбирали издательства, у них на сайте эти цифры.

Vargamor, Интересно с издательствами, это происходит исследование или это решают психологи? Для меня загадка как издательство определяет точные цифры, конечно все субъективно и индивидуально. Но после обязательного указание возраста на всей продукции- сталкивалась с згадочным 2

chiaroragazza, ну на самом деле с возрастным цензом у нас вообще беда (не только с книгами, а вообще фильмы, игры, сайты), как такового регламента четкого нет, от сюда одни перестраховывают и надбовляют, другие используют минимум. но по большей части это никого не волнует ибо всеравно все распространяется в свободном доступе. и самое интересное у нас официально нет самого опасного для психики человека ценза 21+, даже чего-то схожего нет.
а так вот Возрастная классификация информационной продукции в России:

Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+)
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.



Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+)
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Vargamor, Спасибо за подробный ответ! Про 21 плюс часто слышала, но иногда людей как раз интересует такая информация, что запрещено - вызывает интерес. Наверное, часто работает как провокация. С другой стороны слышала, что у нас был запрещён роман Уэлша "На игле", не могла найти его в продаже пока мне не рассказали консультанты в книжном. Хотя прочитав не смогла для себя определить почему запретили для печати. Хотя ранее издавали. Насчет фильмов, рассказывали что во время просмотра одного фильма из такой категории девушку стало в прямом смысле тошнить :/ так что да, хотелось бы чтобы травмирующее психику/ возможно травмирующее как-то было отмечено

Vargamor, *загадочным 2с плюсом и была сильно удивлена... В чем разница 0 плюс и 2 плюс.. Ладно аудио-видео продукция, но книги.. Здесь же невозможно заинтересовать сменяющимися картинками, нужно чтобы ребенку было интересно и присутствовало понимание происходящего... Хотя дети иногда намного умнее взрослых.. Это все мои мысли вслух :)

chiaroragazza, согласно нашим законам 2+ вообще, т.к. у нас общий ценз на всю информацию в целом.
Согласно нейробиологи видео считается полностью вредным до 2х лет, до 5ти ограничения не более 15 минут в день, полноценно только после 7ми.

Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (0+)
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные её жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).


а про заинтересованность вы правы, дети всеми этическими, моральными и философскими вопросами начинает интересовать уже ближе к подростковому возрасту, что вполне оправдано формированием нужных долей мозга.

ну хоть Forbes отнес эти книжки к подросткам (12-17 лет), а не как книжные издательства. а вообще книги довольно интересные и мягкие по сравнению с тем же Горьким

Vargamor, У меня схожие мысли. Вообще много интересных книг по описанию, и не каждый взрослый возьмется читать на такие тяжелые темы. Мне друзья упорно не верят и не хотят читать на "Западном фронте без перемен", видимо остались тяжелые впечатления от советских фильмов и книг. Когда тебя будто придавливает бетонной плитой, хотя это все было давно и люди выросли, а ощущения остаются же.

chiaroragazza, ну Ремарк сама по себе далеко не развлекательное чтиво. немцы в XX веке создали довольно много тяжелых жанров.

видимо остались тяжелые впечатления от советских фильмов и книг.

по моему это нестолько впечатление, сколько подверглись общему внушению. я так Булгакова (Роковые яйца, Собачье сердце) долгое время читать не мог, т.к. тоже повелся на эту массовую нелюбовь к совковости. А потом стал разбираться лучше в вопросе и понял, что большая часть либо преувеличение, либо очень сильные заблуждения. мнение толпы оно же давит и заставляет думать, как все.

Добавила в избранное, будучи уже пятидесятой по счету.))

А я 51 =)
Хорошая подборка, надеюсь, что-нибудь прочитаю из неё.

Очень интересная подборка, спасибо большое!
Практически все из них планирую теперь прочитать. ))

Читайте также